Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 3 марта 2014 г. N 13-01-17-03/572
Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 03 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Донецков Е.С. - государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти,
с участием:
Анохина С.Н. - представителя ЗАО "Новая волна" по доверенности от 01.01.2014 г. сроком до 01.03.2014 г., Федорова А.П. - представителя ЗАО "Новая волна" по доверенности от 01.01.2014 г. сроком до 01.03.2014 г., Киселева В.В. - представителя Министерства внутренней и информационной политики Волгоградской области по доверенности N47 от 12.12.2013 г. сроком до 28.02.2014 г., Куканова Л.Л. - председателя Экспертного совета по грантам средствам массовой информации,
рассмотрев дело N13-01-17-03/572 по признакам нарушения Министерством внутренней и информационной политики Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул.Рабоче-Крестьянская, д.13) ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N13-01-17-03/572 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 27.11.2013 N545 по заявлению Закрытого акционерного общества "Новая волна" (далее - ЗАО "Новая волна", Общество) в отношении Министерства печати и информации Волгоградской области.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 N1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. N128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Министерство печати и информации Волгоградской области переименовано в Министерство внутренней и информационной политики Волгоградской области (далее - Министерство).
Определением Комиссии по рассмотрению дела N13-01-17-03/572 от 13.01.2014 в качестве ответчика по делу привлечен Экспертный совет по грантам средствам массовой информации.
15 июля 2013 года на официальном портале Губернатора и Правительства Волгоградской области www.volganet.ru размещено Информационное сообщение о проведении открытого конкурса по предоставлению грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году.
Открытый конкурс по предоставлению грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году (далее - открытый конкурс) проведен на основании Закона Волгоградской области от 11.01.2006 г. N1185-ОД "О грантах Волгоградской области средствам массовой информации" (далее - Закон о грантах), Порядка проведения конкурса на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о грантах гранты предоставляются администрацией Волгоградской области по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном настоящим Законом.
Порядок проведения конкурса, в том числе тематика и форма заявки, определяются Экспертным советом в соответствии с настоящим Законом применительно к каждому отдельному конкурсу (ч.1 ст.8 Закона о грантах).
Порядок проведения конкурса на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году утвержден на заседании Экспертного совета по грантам средствам массовой информации 09.07.2013 г. (далее - Порядок проведения конкурса).
Согласно пункту 6 Порядка проведения конкурса заявки принимаются с 15 июля 2013 года по 15 августа 2013 года в Министерство печати и информации администрации Волгоградской области. Подведение итогов конкурса проводится Экспертным советом не позднее 15 сентября 2013 года (п.16 Порядка проведения конкурса).
Открытый конкурс проводится по следующим темам:
О развитии местного самоуправления в Волгоградской области;
О развитии социальной сферы Волгоградской области (образование, здравоохранение, социальная защита, молодежная политика, спорт, туризм);
Об экономическом развитии Волгоградской области (привлечение инвестиций, пополнение налоговой базы и др.);
Добрососедство. О гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Волгоградской области;
О пропаганде здорового образа жизни в Волгоградской области;
О деятельности правоохранительных органов Волгоградской области (профилактика правонарушений, безопасность дорожного движения, противодействие наркотизации населения, антикоррупционная работа);
О развитии культурной сферы Волгоградской области;
О пропаганде ценностей семьи, материнства и детства в Волгоградской области.
ЗАО "Новая волна" подана заявка в Министерство печати и информации администрации Волгоградской области на участие в конкурсе на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году по теме "О пропаганде здорового образа жизни в Волгоградской области".
В соответствии с п.36 Протокола заседания Экспертного совета по грантам средствам массовой информации N2 от 22.08.2013 г. принято решение не принимать к рассмотрению заявку, поданную ЗАО "Новая волна" на получение гранта 1 категории по теме "О пропаганде здорового образа жизни в Волгоградской области" по причине несоответствия требованию конкурса, установленному пунктом 1 Порядка проведения конкурса на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году, а также требованию, установленному п.2 ст.3 Закона о Волгоградской области от 11.01.2006 N1185-ОД "О грантах Волгоградской области средствам массовой информации" в связи с тем, что исходя из Свидетельства о регистрации средства массовой информации, представленного Обществом в составе заявки, выход радиоканала ЗАО "Новая волна" осуществляется менее одного года.
Представитель Министерства на заседании Комиссии пояснил, что Министерство не принимало решение об отказе в принятии к рассмотрению заявки ЗАО "Новая волна" на участие в конкурсе, поскольку не являлось организатором данного конкурса и не наделено такими полномочиями. Решение об отказе принято Экспертным советом, формирование которого осуществляется не Министерством. Представитель настаивает на том, что Министерство не несет ответственность за действия Экспертного совета.
Относительно существа спора представитель Министерство считает, что отказ Экспертного совета в допуске к рассмотрению заявки ЗАО "Новая волна" правомерно, поскольку на конкурс Общество заявлено как радиоканал, что вытекает из Свидетельства о регистрации СМИ от 06.03.2013 г. ЭЛ NТУ34-00490. По мнению представителя Министерства, ЗАО "Новая волна" представлены только данные о существовании средства массовой информации с 20.04.1994 г., в которых указана другая форма периодического распространения - радиопрограмма "Новая волна", а не радиоканал "Новая волна".
Представитель Экспертного совета пояснил, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе заявка ЗАО "Новая волна" отклонена большинством голосов Экспертного совета как несоответствующая условиям конкурса. Из представленного в заявке ЗАО "Новая волна" Свидетельства о регистрации СМИ, следовало, что радиоканал "Новая волна" осуществляет свое вещание с 06.03.2013, то есть менее одного года, что противоречит п.2 ст.3 Закона о грантах.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Согласно Порядка проведения конкурса на участие в конкурсе приглашаются организации, являющиеся редакциями печатных средств массовой информации, учрежденных на территории Волгоградской области, а также организации, осуществляющие производство и выпуск программ в аудиовизуальных средствах массовой информации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Заявки на получение гранта подаются претендентами в установленной форме в Министерство печати и информации Волгоградской области.
Согласно пункту 9 Порядка проведения конкурса к заявке прилагаются следующие документы (копии должны быть заверены заявителем и печатью юридического лица): свидетельство о регистрации СМИ / лицензия на вещание; свидетельство о включении в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о постановке на налоговый учет; справка о банковских реквизитах за подписью руководителя и главного бухгалтера; резюме исполнителей проекта; документ, подтверждающий полномочия руководителя; иные документы, имеющие отношение к заявленному проекту.
Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы (п.10 Порядка проведения конкурса). Заявка и вышеуказанные документы подаются в конверте, на котором указано наименование средства массовой информации, название темы, название проекта редакции СМИ, категория гранта (п.11 Порядка проведения конкурса).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о грантах не могут быть получателями грантов редакции средств массовой информации, выходящих менее одного года; редакции средств массовой информации, учрежденных политическими партиями; редакции рекламных и эротических средств массовой информации, а также изданий-дайджестов.
Таким образом, соблюдение требований Закона о грантах, предъявляемых к претендентам на участие в конкурсе, а также требований Порядка проведения конкурса, предъявляемых к форме и составу заявки в совокупности является основанием для допуска претендентов к участию в конкурсе.
На основании п.5 ст.8 Закона о грантах заявка об участии в конкурсе не принимается к рассмотрению в случае ее несоответствия требованиям порядка участия в конкурсе.
В соответствии с п.12 Порядка заявки, не соответствующие требованиям, установленным п.9-11 Порядка проведения конкурса, не принимаются.
ЗАО "Новая волна" подана заявка в Министерство печати и информации администрации Волгоградской области на участие в конкурсе на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году по теме "О пропаганде здорового образа жизни в Волгоградской области".
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по теме "О пропаганде здорового образа жизни в Волгоградской области", заявка ЗАО "Новая волна" не принята к рассмотрению членами Экспертного совета по причине несоответствия требованию конкурса, указанному в п.1 Порядка проведения конкурса на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году. Также, заявка ЗАО "Новая волна" отклонена в связи с тем, что согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации, приложенному к заявке, выход радиоканала ЗАО "Новая волна" осуществляется с 06.03.2013, что по мнению, Экспертного совета является несоответствием требования, установленного п.2 ст.3 Закона о Волгоградской области от 11.01.2006 N1185-ОД "О грантах Волгоградской области средствам массовой информации".
Из представленных на заседание Комиссии материалов следует, что заявка ЗАО "Новая волна" содержит заявку установленной формы, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации, копию лицензии на осуществление радиовещания ЗАО "Новая волна" N15733 от 30.12.2009 г. (с приложениями к лицензии N1, N2, N3), копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от 04.10.2002 г., справку о банковских реквизитах, резюме исполнителя проекта, копию приказа N84 от 09.09.2011 г. о вступлении в должность генерального директора ЗАО "Новая волна". Все документы, входящие в состав заявки ЗАО "Новая волна" прошиты и пронумерованы.
Как видно из перечисленного, заявка ЗАО "Новая волна" содержит перечень документов, наличие которых требуется пунктом 9 Порядка проведения конкурса. При этом пп.1 п.9 Порядка проведения конкурса установлено, что к заявке прилагаются свидетельство о регистрации СМИ / лицензия на вещания. Представленная ЗАО "Новая волна" в составе заявки Лицензия на осуществление радиовещания N15733 от 30.12.2009 г., выдана сроком до 01.02.2015 г.
При этом, вопреки доводам Министерства внутренней и информационной политики Волгоградской области, подавая заявку на участие в конкурсе ЗАО "Новая волна" не конкретизировала форму своего распространения: она не заявлялась как радиоканал либо радиопередача. Более того, проанализировав содержание формы заявки (приложение к Порядку проведения конкурса), выявлено, что в ней отсутствует графа либо требование, обязывающее претендента на участие в конкурсе обозначить форму распространения СМИ. В п.4 формы заявки на получение гранта претендентом указывается наименование СМИ. ЗАО "Новая волна" указано: ЗАО "Новая волна" (FM радио).
Таким образом, Общество при подаче заявки на участие в конкурсе не заявлено как радиоканал, либо радиопрограмма.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано ЗАО "Новая волна" 06.03.2013 г. в порядке перерегистрации в связи с изменением формы периодического распространения и изменения территории распространения. Представленное в составе заявки ЗАО "Новая волна" свидетельство о регистрации СМИ не содержит копию второго листа, на котором отображена информация о перерегистрации СМИ, в связи с чем Экспертный совет посчитал, что СМИ выходит менее одного года.
Согласно письму Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия от 29.08.2013 N4272-05/34 радиопрограмма "Новая волна" зарегистрирована Северо-Кавказским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации Государственного комитета РФ по печати, о чем имеется свидетельство о регистрации NР1021 от 20.04.1994. Радиопрограмма "Новая волна" перерегистрирована Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 10.02.2000 в связи с изменением территории распространения (Свидетельство о регистрации Эл N77-2382 ОТ 10.02.2000). 06 марта 2013 СМИ "Новая волна" перерегистрировано в связи с изменением формы периодического распространения массовой информации (радиоканал) и изменением территории распространения. Данный факт подтверждается Свидетельством о регистрации СМИ Эл NТУ 34-00490 от 06.03.2013).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что радиовещание ЗАО "Новая волна" фактически осуществляет с 20.04.1994 года, то есть 19 лет.
Согласно содержанию пп.1 п.9 Порядка следует, что к заявке должны быть приложены свидетельство о регистрации СМИ / лицензия на вещания. Такая формулировка требования предполагает альтернативный характер предоставления документов, а именно: к заявке может быть приложено свидетельство о регистрации СМИ, а равно как и лицензия на вещания, либо оба документа. Следовательно, при подаче заявки на участие в конкурсе достаточно наличия одного из двух документов. Требование об обязательном наличии двух документов не вытекает из содержания пп.1 п.9 Порядка проведения конкурса.
Таким образом, для подачи претенденту заявки на участие в конкурсе достаточно наличия одного из двух документов: либо лицензию на вещание, либо свидетельство о регистрации СМИ. Кроме того, объем информации, основанный на документах заявки ЗАО "Новая волна", позволяет Экспертному совету сделать однозначный вывод о том, что данная организация осуществляет свою деятельность не менее одного года. Решение о том, что Новая волна осуществляет свою деятельность менее года документально не подтверждается и не соответствует фактическим обстоятельствам.
2. Согласно части 2 статьи 6 Закона о грантах конкурс на предоставление грантов проводится экспертным советом по грантам средствам массовой информации (далее - Экспертный совет). Деятельность Экспертного совета регулируется положениями Регламента (Положение о работе) экспертного совета по грантам средствам массовой информации, утвержденного на заседании экспертного совета 09.07.2013 года (далее - Регламент).
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о грантах все решения принимаются большинством голосов от установленного числа членов Экспертного совета.
В соответствии с п.7 Регламента свои решения Экспертный совет принимает в форме протокола заседания Экспертного совета. В протоколе в обязательном порядке отражаются: дата, время и место проведения заседания; список членов Экспертного совета, присутствовавших на заседании; повестка дня заседания; решения, принятые на заседании; подписи всех членов Экспертного совета, присутствовавших на заседании.
Согласно п.36 Протокола заседания Экспертного совета по грантам средствам массовой информации N2 от 22.08.2013 г. принято решение не допускать к рассмотрению заявку ЗАО "Новая волна".
Решение о не рассмотрении заявки ЗАО "Новая волна" принято по результатам голосования членов Экспертного совета. Как следует из Протокола N2 от 22.08.2013 за непринятие заявки ЗАО "Новая волна" проголосовало 5 членов Экспертного совета, против - 3 члена.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о грантах Экспертный совет состоит из 12 человек. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о грантах все решения Экспертного совета, в том числе об избрании его председателя и секретаря, о принятии положения о работе Экспертного совета, а также об условиях и результатах конкурса на получение грантов, принимаются большинством голосов от установленного числа членов Экспертного совета. Заседание Экспертного совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов (часть 4 статьи 7 Закона о грантах), то есть 8 из 12 членов Экспертного совета.
На основании ч.3 ст.7 Закона о грантах решение об отклонении заявки ЗАО "Новая волна" должно быть принято большинством голосов от установленного числа членов Экспертного совета, то есть не менее, чем 7 из 12 голосов. На заседании Экспертного совета, проведенного 22 августа 2013 года, присутствовало 8 из 12 его членов, что означает наличие кворума на проведение заседания и принятия решений относительно результатов открытого конкурса. За отклонение заявки ЗАО "Новая волна" проголосовало 5 членов Экспертного совета из 12, следовательно решение о нерассмотрении заявки ЗАО "Новая волна" принято не большинством голосов от установленного числа членов Экспертного совета. В связи с этим решение о нерассмотрении заявки ЗАО "Новая волна" не принято Экспертным советом в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в результате необоснованного принятия Экспертным советом решения о нерассмотрении заявки ЗАО "Новая волна", в составе которой имелся весь необходимый перечень истребумых Порядком проведения конкурса документов, ограничен доступ и право данного Общества на участие в конкурсе и возможном получении гранта по результатам его проведения.
3. В ходе рассмотрения дела N13-01-17-03/572 выявлено, что организатором конкурса на предоставление грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году является Экспертный совет по грантам средствам массовой информации. Действия, непосредственно связанные с разрешением вопроса о допуске либо недопуске заявок к рассмотрению, с рассмотрением заявок, а также их оценкой совершены Экспертным советом.
Согласно п.18 Порядка проведения конкурса победители конкурса заключают договор с Министерством печати и информации Волгоградской области на предоставление гранта Волгоградской области средству массовой информации для реализации конкурсного проекта.
Таким образом, в связи с тем, что Министерство внутренней и информационной политики Волгоградской области не принимало решения о нерассмотрении заявки ЗАО "Новая волна" и о его недопуске к участию в открытом конкурсе, в его действиях отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Экспертного совета по грантам средствам массовой информации.
2. Прекратить в отношении Министерства внутренней и информационной политики Волгоградской области в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в его действиях.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что открытый конкурс по предоставлению грантов Волгоградской области средствам массовой информации в 2013 году завершен, по его результатам определены победители и реализованы конкурсные проекты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 3 марта 2014 г. N 13-01-17-03/572
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016