Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 18 июня 2015 г. N 20
Заместитель руководителя Хабаровского УФАС России <_> рассмотрев протокол от 18.06.2015 об административном правонарушении и материалы дела N 3-04/33 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Городские электросети" (682800, Хабаровский край, г.Совесткая Гавань, ул. Восточная, д.11А, ИНН 2704020102, КПП 270401001) (далее - ООО "Городские электросети") по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании ООО "Городские электросети" в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении Потребителей, указанных в данном решении, что привело к ущемлению интересов данных Потребителей,
и предусмотренную за данное правонарушение часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
представитель ООО "Городские электросети" письмом от 15.06.2015 N137 (вх. от 15.06.2015 N3/674) представил ходатайство о рассмотрении дела N 3-04/33 об административном правонарушении без его участия, установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили материалы, направленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (вх. от 31.10.2014 N6/13640) на действия ООО "Городские электросети", выразившиеся во взимании платы за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию.
Согласно представленным сведениям ООО "Городские электросети" оказывает услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, относятся, в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
В силу положений статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Городские электросети" оказывает услуги в естественно монопольной сфере деятельности, осуществляя деятельность в условиях естественной монополии.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 12.5 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Помимо этого, по заключению отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, положение ООО "Городские электросети" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в зоне расположения его сетей в 2013 году - 10 месяцев 2014 года признано доминирующим.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Комиссия, учитывая отсутствие документов со стороны ООО "Городские электросети", позволяющих сделать вывод о том, что положение ООО "Городские электросети" не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу N 3-1/258, а также руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, принимает решение об установлении доминирующего положения ООО "Городские электросети" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в зоне расположения его сетей в 2013 году - 10 месяцев 2014 года.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено следующее.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по результатам проведения плановой выездной проверки (в период с 06.10.2014 по 16.10.2014) в отношении ООО "Городские электросети" установлено, что ООО "Городские электросети", в нарушение пункта 24 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N442), взимало плату за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию.
Как указал Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, за период с ноября 2013 года по сентябрь 2014 года по выборочно проверенным счетам Комитетом выявлено 7 счетов-фактур, предъявленных юридическим лицам, на сумму 45 063,48 руб., и 5 счетов-фактур, предъявленных физическим лицам, на сумму 18 343,30 руб.
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края материалам, тарифы за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию, рассчитаны ООО "Городские электросети" самостоятельно и утверждены генеральным директором ООО "Городские электросети" за каждую услугу: для физических лиц в размере 1 834,33 руб. (без НДС), для юридических лиц в размере 3 405,75 руб. (без НДС).
При этом, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 50/4 установлены "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Городские электросети" в Советско-Гаванском муниципальном районе на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы".
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края сведениям, указанное постановление разработано с учетом представленных ООО "Городские электросети" данных. Индивидуальный тариф рассчитан, исходя из заявленной мощности потребителей и не зависит от роста или снижения полезного отпуска потребителям. Фонд заработной платы рассчитан, исходя из фактической численности персонала, в том числе и специалистов, совершающих действия по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления. Затраты на материальные ресурсы, используемые в процессе эксплуатации сетей и оборудования, также рассчитаны с учетом условных единиц общества.
Перечень регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержден пунктами 2-4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике". Цена (тариф) на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления не подлежит государственному регулированию. Таким образом, поскольку работы по совершению действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления выполняются персоналом, входящим в штатную численность, учтенную при регулировании цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям (основной вид деятельности), Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на данный вид работ учтены в основном виде деятельности.
Порядок расчета тарифов на электрическую энергию регламентирован "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методика).
Главой VIII Методики определен расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Формулой 15.23 Методики дано определение мощности, участвующей в расчете ставки.
Ставка на содержание электрических сетей (ТС), установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы, определяется следующим образом:
сод
сод Р
ТС = --------, руб./МВА в месяц (руб./МВт в месяц)
N x М
N - суммарная величина присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВт.
сод
Р - необходимая валовая выручка, руб.
Таким образом, ставка индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей изменяется при изменении присоединенной (заявленной) мощности потребителей.
Присоединенная (заявленная) мощность в течение расчетного периода является величиной постоянной и не зависит от снижения полезного отпуска электрической энергии потребителям.
Таким образом, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления, вызванные нарушением своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) или услуг по передаче электрической энергии, и заявленная мощность указанного потребителя, учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии и не подлежат компенсации со стороны потребителя.
Поскольку расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления таких потребителей учтены в основном виде деятельности, а снижение полезного отпуска электрической энергии, вызванное отключением такого потребителя не влияет на величину заявленной мощности и, следовательно, не приводит к возникновению выпадающих доходов сетевой организации, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что понесенные затраты не подлежат компенсации со стороны потребителя.
Согласно представленным ООО "Городские электросети" документам и сведениям, ООО "Городские электросети" осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, оказывает услуги по передаче электрической энергии, технологическому присоединению к электрическим сетям, является сетевой организацией.
Между ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.01.2011 N92/ХЭС.
Приложением N4 к указанному является Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями заказчика и при возобновлении их электроснабжения, которым определен порядок взаимодействия ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" при вводе ограничении режима потребления электроэнергии потребителям гарантирующего поставщика в случаях:
- по заявке ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", поступившей от гарантирующего поставщика, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате, в связи с расторжением договора с потребителем, по соглашению с гарантирующим поставщиком и потребителем;
- при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения;
- в связи с необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в работе системы электроснабжения, при угрозе жизни и безопасности людей;
- при проведении плановых работ по ремонту принадлежащего ООО "Городские электросети" электрооборудования;
- по заключению Ростехнадзора о неудовлетворительном состоянии электрических установок потребителя, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан;
- при присоединении потребителем энергопринимающих устройств с нарушением установленного порядка технологического присоединения;
- при выявлении фактов бездоговорного потребления электрической энергии;
- безучетного потребления электрической энергии.
Как пояснило ООО "Городские электросети", согласно указанного регламента ООО "Городские электросети" осуществляет ограничение режима потребления электрической энергии в следующих случаях: по заявке ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", поступившей от гарантирующего поставщика, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате, в связи с расторжением договора с потребителем, по соглашению с гарантирующим поставщиком и потребителем; при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения.
По мнению ООО "Городские электросети", указанному в пояснениях, Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в тарифах ООО "Городские электросети" не учтены средства на плату за введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию. Для расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям, ООО "Городские электросети" предоставляли в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 92,33% затрат на оплату труда.
Согласно представленным пояснениям, ООО "Городские электросети" не направляло в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы, предусматривающие затраты, которые ООО "Городские электросети" несет при введении ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии (включая введение ограничения в связи с: возникшей у потребителя задолженности за потребленную электрическую энергию; выявлением факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства; при выявлении фактов бездоговорного потребления электрической энергии безучетного потребления электрической энергии).
ООО "Городские электросети" представило перечень потребителей, с которых в рассматриваемый период взималась плата за введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии: ООО "ПСП "Завод ЖБИ" (г.Советская Гавань, ул.Морская, д.7), ООО ЧОО "Регион-Сигнал" (г.Советская Гавань, ул.Советская, д.34, пом.1), ООО СМК "Сфера" (Советско-Гаваньский р-н, п.Лососина, ул.Ростовкая, д.19А) (2 раза), ООО "Леон" (г.Советская Гавань, ул.Флерова, д.1), ООО "Востокэнергострой" (г.Советская Гавань, пл.Победы, д.12, 2), ИП <_>, гр. <_> гр. <_> гр. <_> гр. <_> гр. <_> (далее - Потребители).
По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией установлено, что в период с ноября 2013 года по сентябрь 2014 года в адрес ООО "Городские электросети" от гарантирующего поставщика (ОАО "Дальневосточная энергетичесая компания") поступило 8 заявок на введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии потребителей: по 7 из них - в связи с образовавшимися у Потребителей задолженностями за потребленную электрическую энергию, по 1 - в связи с поступившим заявлением о расторжении договора энергоснабжения; и 4 заявки с просьбой об отключении - поступило от самих потребителей (ООО "ПСП "Завод ЖБИ", ООО СМК "Сфера" (2 раза), гр. <_>).
Также, как установлено Комиссией, генеральным директором ООО "Городские электросети" установлен тариф на работу по отключению (подключению) за неуплату электрической энергии в установленные сроки (при подключении новых абонентов) с 01.09.2013 для юридических лиц в размере 4 018,79 руб., с 02.06.2013 для физических лиц в размере 2 164,51 руб.
Согласно представленным ООО "Городские электросети" Договорным тарифам, утвержденным генеральным директором ООО "Городские электросети" 09.01.2014, тариф на работу по отключению (подключению) для юридических лиц - 4 018,79 руб., для физических лиц - 2 164,51 руб.
Также, Комиссией на основании представленных документов и сведений установлено, что между ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (гарантирующий поставщик) какой-либо порядок действий, связанных с компенсацией расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, не урегулирован. Данные расходы ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" у вышеуказанных Потребителей не возмещало.
По результатам анализа законодательства Российской Федерации Комиссией установлено следующее.
Пунктом 2 Правил N442 предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N442 ограничение режима потребления вводится:
а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а" абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б" в подпунктах "е" "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил;
б) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя. В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности. По обстоятельству, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, ограничение режима потребления вводится в отношении присоединенного электропотребляющего оборудования;
в) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - на основании предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления;
г) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "и" пункта 2 настоящих Правил, - по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий данного потребителя и получивший от него указанное заявление, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.
Согласно пункту 5 Правил N442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N135-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.
Пунктом 7 Правил N442 установлено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
В соответствии с пунктом 24 Правил N442 инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б" подпунктах "ж" и "к" пункта 2 Правил N442, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных Правил N442.
Сетевая организация (если она инициирует введение ограничения режима потребления) вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "в" и "к" пункта 2 данного Постановления, компенсации расходов, понесенных сетевой организацией в связи с введением такого ограничения режима потребления и последующим его восстановлением. При этом под указанными расходами понимаются в том числе расходы на оплату действий субисполнителя по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению.
В случае если расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах исполнителя на услуги по передаче электрической энергии, то оплата таких действий исполнителя не производится, при этом инициатор введения ограничения также не вправе предъявлять потребителю требование о компенсации таких расходов. Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комиссией по результатам анализа вышеперечисленных норм и представленных документов и сведений, установлено следующее.
Инициатором введения ограничений режима потребления электрической энергии, в отношении 8 из вышеуказанных Потребителей в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года, является ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Данные ограничения вводились на основании абзаца второго подпункта "б" пункта 2 Правил N442 - в связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию указанными Потребителями перед ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и на основании подпункта "е" пункта 2 Правил N442 - в связи с прекращением обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В отношении трех других потребителей, заявления о введении в отношении них ограничения режима потребления поступили от самих потребителей.
Данные ограничения вводились на основании подпункта "и" пункта 2 Правил N442 - в связи с поступлением от потребителей заявлений о введении в отношении них ограничения режима потребления в случае, если у потребителей отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно.
В соответствии с положениями Правил N442 право требования в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации расходов на оплату действий исполнителя (в рассматриваемом случае - ООО "Городские электросети") по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению с потребителя, в отношении которого введено ограничение режима потребления, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правил N442, принадлежит инициатору введения ограничения режима потребления электрической энергии (в рассматриваемом случае - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания").
Также, в соответствии с положениями Правил N442 сетевая организация (в рассматриваемом случае - ООО "Городские электросети") (если она инициирует введение ограничения режима потребления) вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "в" и "к" пункта 2 Правил N442, компенсации расходов, понесенных сетевой организацией в связи с введением такого ограничения режима потребления и последующим его восстановлением.
По результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений, Комиссией установлено, что ООО "Городские электросети" не является в рассматриваемом случае инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных Потребителей. В связи с чем, как установлено Комиссией на основании положений Правил N442, ООО "Городские электросети" не имело право взимать денежные средства с вышеуказанных Потребителей электрической энергии, имеющих перед ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" задолженность за потребленную электрическую энергию, для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении данных потребителей, а также с вышеуказанных Потребителей, самостоятельно обратившихся к ООО "Городские электросети" с заявлением о введении в отношении них ограничения режима потребления в связи с отсутствием у них технической возможности введения ограничения самостоятельно.
Кроме того, Комиссией установлено, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах ООО "Городские электросети" на услуги по передаче электрической энергии на соответствующий период (2012-2014 гг.). Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставил, согласно положений Правил N442, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Данная информация проверена Комиссией и сделанные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края выводы относительно взимания денежных средств для компенсацией расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей Комиссия полностью поддерживаются.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района - ООО "Городские электросети" - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ООО "Городские электросети" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Городские электросети" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела N 3-1/258 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Городские электросети" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ООО "Городские электросети", также установлено не было.
С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанные действия ООО "Городские электросети" по взиманию в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводят к ущемлению интересов данных Потребителей.
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела N3-1/258 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ООО "Городские электросети" в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.
Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ООО "Городские электросети" предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного Комиссией Хабаровского УФАС России 19.03.2015 принято решение N 4 о признании ООО "Городские электросети" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании ООО "Городские электросети" в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении Потребителей.
В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось вступление в силу решения Комиссии N 4 от 19.03.2015, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, установлены событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Согласно примечаний к статье 14.31 КоАП РФ:
1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.
4. За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
14.04.2015 в адрес ООО "Городские электросети" посредством почтовой связи направлено на определение о возбуждении дела N3-04/33 об административном правонарушении и проведении административного расследования (исх. от 14.04.2015 N 3/2883).
18.05.2015 в адрес ООО "Городские электросети" посредством почтовой связи направлено определение о вызове на 18 июня 2015 года законного представителя ООО "Городские электросети" для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела N3-1/33 об административном правонарушении (исх. Хабаровского УФАС России от 18.05.2015 N 3/3721).
18.06.2015 составлен протокол об административном правонарушении по делу N3-1/33 об административном правонарушении.
ООО "Городские электросети" письмом от 15.06.2015 N137 (вх. от 15.06.2015 N3/674) ходатайствовало о рассмотрении дела N3-04/33 об административной ответственности без участия ООО "Городские электросети"
При рассмотрении материалов дела N 3-04/33 об административном правонарушении установлено, что ООО "Городские электросети" злоупотребило своим доминирующим положением на соответствующем товарном рынке; обстоятельства дела N 3-1/258 позволили сделать вывод о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии - ООО "Городские электросети" - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ООО "Городские электросети" в вышеуказанных взаимоотношениях с Потребителями, совершались действия (бездействия) в нарушение антимонопольного законодательства, действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Городские электросети" как субъекта естественной монополии, как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "Городские электросети" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, оценив в совокупности все обстоятельства дела, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Как указывалось выше, ООО "Городские электросети", как организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Исходя из выше изложенного, при расчете суммы штрафа необходимо принять за основу размер выручки ООО "Городские электросети" за оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
Так как нарушение ООО "Городские электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" выявлено в 2015 году, величина административного штрафа исчисляется исходя из суммы выручки, полученной ООО "Городские электросети" за оказание услуг по передаче электрической энергии в 2014 году на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в зоне расположения его сетей.
В соответствии с представленными ООО "Городские электросети" письмом от 23.04.2015 N89 (вх. от 28.04.2015 N3/3762) сведениями, сумма выручки, полученной в 2014 году ООО "Городские электросети" составила 47 988 989,71 рублей, а доход по основному виду деятельности в 2014 году составил 46 101 257,49 рублей.
Далее, письмом от 16.04.2015 (вх. от 28.04.2015 N3/3762) ООО "Городские электросети" указывает, что в связи с недораскрытием данных по видам деятельности (два вида деятельности (содержание электрических сетей и оказание услуг по транспортировке (передаче) электрической энергии) объединены в один вид деятельности - основной) в письме от 23.04.2015 N89, ООО "Городские электросети" представляет уточненные сведения о доходах по видам деятельности.
Согласно представленным сведениям доход ООО "Городские электросети" от оказания услуг по транспортировке (передаче) электрической энергии в 2014 году составляет 21 426 778,96 рублей, а доход от содержания электрических сетей в 2014 году составляет 24 674 496,53 рублей.
При этом, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 50/4 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Городские электросети" в Советско-Гаванском муниципальном районе для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы" утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Городские электросети" в Советско-Гаванском муниципальном районе.
Указанным постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края утверждены, в числе прочего, двухставочные тарифы (по периодам) на услуги по передаче электрической энергии, которые включают в себя ставку на содержание электрических сетей и ставку по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу части 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что доход, полученный сетевой организацией от услуг по передаче электрической энергии, при применении двухставочного тарифа, складывается из следующих составляющих: содержание электрических сетей и оплата технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Таким образом, для расчета суммы штрафа необходимо принять за основу размер выручки ООО "Городские электросети" за оказание услуг по основному виду деятельности в 2014 году, который, как указало ООО "Городские электросети", включает доход от оказания услуг по транспортировке (передаче) электрической энергии и услуг по содержанию электрических сетей.
Как указывалось выше, сумма выручки, полученной в 2014 году ООО "Городские электросети" составила 47 988 989,71 рублей, а доход по основному виду деятельности в 2014 году составил 46 101 257,49 рублей (что составляет 96 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг)).
Исходя из положений статьи 14.31 КоАП РФ и примечаний к указанной статье, величина административного штрафа, налагаемого на ООО "Городские электросети" должна исчисляться путем суммирования минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; и дальнейшего увеличения / уменьшения указанной суммы при наличии отягчающих / смягчающих обстоятельств.
Минимальным размером административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения в случае, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), являются три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет: 46 101 257,49 руб. х 0,003 = 138 303,77 руб.
Максимальным размером административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения в случае, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), являются три сотые размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение - 46 101 257,49 руб. х 0,03 = 1 383 037,72 руб.
Разностью максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения будет являться: 1 383 037,72 руб. - 138 303,77 руб. = 1 244 733,95 руб.; следовательно, половиной разности будут являться 622 366,97 руб.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, при рассмотрении дела N 3-04/33 об административном правонарушении не установлено.
Итого величина административного штрафа, налагаемого на ООО "Городские электросети", составит: 138 303,77 руб. + 622 366,97 руб. = 760 670,74 руб. (семьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят рублей семьдесят четыре копейки).
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, пунктом 3 части 1 статьи 3.5, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать юридическое лицо - ООО "Городские электросети" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
2. Применить к ОАО "Городские электросети" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 760 670,74 рублей (семьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят рублей семьдесят четыре копейки).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения антимонопольного законодательства, зачисляются:
в федеральный бюджет:
получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 08701000001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО "Городские электросети" необходимо представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 июня 2015 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016