Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 13 апреля 2012 г. N 40
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 40 в отношении ООО "Центр похудения Елены Морозовой" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Центр похудения Елены Морозовой" <_> (дов. от 11.04.2012 г.) установила:
В газете "Экспресс реклама" N 7 (589) от 26.02.2012 года на странице 17 размещена реклама "Славянской клиники" о предоставлении медицинских услуг, в которой изображена пациентка до и после избавления от лишнего веса.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Реклама услуг "Славянской клиники" формирует интерес к услуге по избавлению от избыточного веса и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
Требования пунктов 2 - 5 части 1 статьи 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
При этом в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к указанному Положению.
Согласно Международного классификатора болезней (МКБ-X) в десятом пересмотре к общепризнанным видам болезней (заболеваний) относятся ожирение и другие виды избыточного питания (Е65-Е68) (отложение жира (Е67), ожирение (Е66), другие виды избыточного питания (Е67), последствия избыточности питания (Е68)).
В рекламе показана женщина с очень увеличенной массой тела, поэтому можно говорить в том числе и об ожирении и последующем улучшении состояния здоровья. При определении действительного смысла, содержания рекламы, необходимо принимать во внимание полный ее текст, содержание и изображения, соответственно предметом рассмотрения является вся информация, содержащаяся в рекламе.
В ходе рассмотрения дела подтвердилась информация об оказании именно медицинской деятельности "Славянской клиники" наряду с психологическими тренингами для лечения избыточного веса и ожирения. На Интернет-сайте "Славянской клиники" www.slavklin.ru размещены лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные ООО "Славянская клиника".
Анализ рекламы показывает, что изображена одна и та же женщина до лечения от избыточного веса в "Славянской клинике" и после.
Врач при лечении практикует индивидуальный подход к каждому пациенту. Та медицинская услуга, которая подходит или помогает одному пациенту, может не подойти другому. Поэтому, ссылка на факт излечения или улучшения состояния здоровья в рекламе медицинских услуг не допускается.
Рассматривая содержащуюся в рекламе информацию, Брянское УФАС приходит к выводу, что она формирует интерес неопределенного круга лиц к медицинским услугам и деятельности по оказанию помощи в избавлении от лишнего веса и ожирения, которые оказывает "Славянская клиника", и содержит ссылку на конкретный случай излечения.
Данная реклама была признана ненадлежащей решением комиссии Брянского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от "13" апреля 2012 г., как не соответствующая требованиям п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года. Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы несут лица в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования.
Рекламодателем является ООО "Центр похудения Елены Морозовой" на основании договора N 241 от 10.01.2012 г. с рекламораспространителем <_>
В соответствии с ч. 6 ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "Центр похудения Елены Морозовой" о предоставлении медицинских услуг "Славянской клиники", распространявшуюся в газете "Экспресс реклама" N 7 (589) от 26.02.2012 года на странице 17, поскольку она не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"".
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО "Центр похудения Елены Морозовой"
Решение изготовлено в полном объеме "17" апреля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"13" апреля 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_>
на основании своего решения от "13" апреля 2012 г. по делу N 40 в отношении ООО "Центр похудения Елены Морозовой" о признании рекламы о предоставлении медицинских услуг "Славянской клиники", распространявшейся в газете "Экспресс реклама" N 7 (589) от 26.02.2012 года на странице 17, ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Центр похудения Елены Морозовой" <_> прекратить нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Центр похудения Елены Морозовой" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Предписание изготовлено в полном объеме "13" апреля 2012 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 апреля 2012 г. N 40
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016