Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 10 июня 2015 г. N 1-00-892/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ЗАО "БАРРЕНС" на действия заказчика - ОАО "Концерна Росэнергоатом" при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к компрессору стационарному (реестровый N 31502294870),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО "БАРРЕНС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Концерна Росэнергоатом" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к компрессору стационарному (реестровый N 31502294870) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
1) в несоблюдении при внесении в Закупочную документацию изменений минимально допустимого периода времени, на который должен быть продлен срок подачи заявок на участие в Закупке.
2) в установлении в Закупочной документации указаний на товарный знак, производителя и страну происхождения товара без возможности поставки эквивалента.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещен приказ о присоединении к положению Единого отраслевого стандарта закупок (далее - Положение о закупках).
24.04.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 24.04.2015 дата окончания подачи заявок - 05.05.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 26.05.2015, дата подведения итогов - 26.05.2015.
Начальная (максимальная) цена договора - 2 551 670,65 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки от 28.05.2015 N 478/2015 заявка Заявителя была отклонена от участия в Закупке на основании подпункта "д" пункта 14.9.4 Положения о закупках, пункта 4.3.9 Закупочной документации в связи с тем, что Заявителем к поставке были предложены эквиваленты, не предусмотренные Закупочной документацией и Положением о закупках.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 05.05.2015 N 2186123 (далее - Протокол) на участие в Закупке поступили три заявки: от ЗАО "БАРРЕНС" с ценовым предложением - 1 388 860,00 рублей, от ООО "ФИНАНСОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ" - 2 551 632,00 рублей, от ООО "Научно-производственное предприятие МашТЭК" - 2 542 900,00 рублей.
Из жалобы заявителя следует, что ЗАО "БАРРЕНС" направил в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений Закупочной документации в части ндопустимости поставки эквивалентной продукции.
29.04.2015 на Официальном сайте размещен ответ на указанный запрос, в котором Заказчик объяснил суть модернизации компрессоров, установленных на блоке N 2 Смоленской атомной станции, и сообщил об отказе от внесения в Закупочную документацию изменений, связанных с предоставлением участникам права предложить к поставке эквивалентную продукцию.
Согласно жалобе Заявителя, в связи с поступлением новой информации о модернизации компрессоров 29.04.2015 им направлен повторный запрос о разъяснении положений Закупочной документации.
Однако, Заявитель сообщает, что 29.04.2015 на Официальном сайте размещено извещение о продлении срока подачи заявок на участие в Закупке до 05.05.2015, в связи с чем, с момента размещения данного извещения срок подачи заявок на участие в Закупке составлял менее чем 2 рабочих дней.
При этом Заявитель отмечает, что согласно условиям проведения Закупки Заказчик вправе не предоставлять ответы на запросы о разъяснении положений Закупочной документации, поступившие менее чем за 2 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.
В этой связи, Заявитель считает, что продление Заказчиком срока подачи заявок менее чем на 2 рабочих дня свидетельствует об уклонении его от предоставления участникам ответов на запросы о разъяснении положений Закупочной документации, поступившие с момента размещения на Официальном сайте вышеуказанного извещения до окончания срока подачи заявок.
Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные возражения, в соответствии с которыми пояснил, что ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Закупочной документации размещен на Официальном сайте в порядке, предусмотренном в Положении о закупках и Закупочной документации.
При этом Заказчик объяснил, что повторный запрос Заявителя о разъяснении Закупочной документации поступил 29.04.2015, то есть менее чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок, в связи с чем у Заказчика не имелось обязанности по предоставлению ответа на данный запрос.
Комиссия, изучив материалы дела, установила следующее.
В соответствии с пунктом 20.5.1 Положения о закупках разъяснение условий Закупки осуществляется в порядке, указанном в пункте 14.5.1 Положения о закупках, за исключением сроков. Заказчик обязан ответить на запрос, если он поступил не позже 2 рабочих дней до окончания срока подачи заявок, а ответ должен быть размещен в течение 1 рабочего дня после получения такого запроса.
Согласно пункту 14.5.1 Положения о закупках любой участник Закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений Закупочной документации в письменной форме (на бланке участника или с печатью участника) и за подписью его руководителя или уполномоченного лица. Если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок, он не позднее 3 рабочих дней со дня поступления указанного запроса обязан разместить ответ на Официальном сайте. Если ответ на указанный запрос требует ответа Заказчика, не являющего организатором, то такой ответ должен быть размещен в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения ответа от Заказчика.
Во исполнение вышеуказанных положений Положения о закупках в пункте 4.1.1 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации предусмотрено, что любой участник Закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений Закупочной документации в срок, обеспечивающий получение Заказчиком такого запроса не позднее 2 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в Закупке, через электронную торговую площадку в порядке, предусмотренном регламентом работы данной площадки, или в письменном виде (на бланке участника или с печатью участника) за подписью руководителя участника или уполномоченного лица по контактным реквизитам Заказчика для соответствующего вида корреспонденции, указанным в извещении и в пункте 6 раздела 5 "Информационная карта запроса цен" Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 4.1.2 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации если Заказчик не успел разместить ответ на запрос за 2 рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участие в Закупке, то Заказчик переносит окончательный срок подачи заявок на количество дней задержки, чтобы срок подачи заявок на участие в Закупке составлял не менее чем 2 рабочих дня.
В ходе заседания Комиссия установила, что в 19 часов 53 минуты 27.04.2015 Заказчику поступил запрос Заявителя о разъяснении установленных в Закупочной документации условий проведения Закупки.
При этом, согласно пункту 9 извещения о Закупке и пункту 15 раздела 5 "Информационная карта запроса цен" Закупочной документации датой окончания срока подачи заявок на участие в оспариваемой процедуре закупки является 30.04.2015.
Соответственно, поскольку вышеуказанный запрос Заявителя поступил Заказчику менее чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в Закупке, у Заказчика не имелось обязанности по предоставлению ответа на данный запрос.
В то же время, Положение о закупках и Закупочная документация не содержат запрета на предоставление ответов на запросы участников о разъяснении положений Закупочной документации, поступившие Заказчику менее чем за 2 рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в Закупке.
Однако принятие решения о предоставлении ответа на вышеуказанный запрос не исключает обязанности Заказчика по соблюдению установленных в пункте 4.1.2 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации требований о переносе окончательного срока подачи заявок на участие в процедуре Закупки.
Согласно представленным материалам ответ на рассматриваемый запрос Заявителя размещен на Официальном сайте 29.04.2015.
Таким образом, учитывая, что ответ на вышеуказанный запрос размещен на Официальном сайте менее чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, при предоставлении Заявителю разъяснений положений Закупочной документации Заказчику следовало перенести окончательный срок подачи заявок на количество дней так, чтобы срок подачи заявок на участие в Закупке составлял не менее чем 2 рабочих дня.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений ГК РФ начало течения двух рабочих дней после размещения на Официальном сайте ответа на запрос Заявителя о разъяснении положений Закупочной документации приходится на 30.04.2015, а истечение указанного срока наступает не ранее окончания рабочего дня 05.05.2015.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 4.1.2 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о внесении изменений в Закупочную документацию и извещение, согласно которому срок подачи заявок продлен до 14 часов 00 минут 05.05.2015, то есть менее чем на два рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
Комиссия отмечает, что Заявителем подана заявка на участие в Закупке, что свидетельствует об отсутствии оснований полагать, что вышеуказанные нарушения требований Положения о закупках и Закупочной документации создали препятствия для подготовки заявки на участие в оспариваемой процедуре Закупки и для учета разъяснений положений Закупочной документации при ее формировании.
При таких обстоятельствах, допущенное Заказчиком нарушение требований пункта 4.1.2 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации не повлияло на результаты Закупки.
Указанные действия Заказчика права и законные интересы Заявителя не нарушают. Обратного Заявителем не доказано, а антимонопольным органом не установлено.
Ознакомившись с материалами, Комиссия установила, что в 16 часов 47 минут 29.04.2015 Заказчиком направлен запрос о разъяснении положений Закупочной документации.
По мнению Заявителя, Заказчик должен был разместить ответ на вышеуказанный запрос на Официальном сайте.
Однако учитывая, что данный запрос поступил Заказчику менее чем за 2 рабочих до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, у Заказчика не имелось обязанности по размещению ответа на него на Официальном сайте.
На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что довод жалобы Заявителя в части несоблюдения при внесении в Закупочную документацию изменений минимально допустимого периода времени, на который должен быть продлен срок подачи заявок на участие в Закупке обоснован.
2) Одновременно, Заявитель обжалует установление в Закупочной документации требования о поставки продукции определенных торговых марок, без возможности поставки эквивалента.
Согласно подпункту "б" пункта 12.2.1 Положения о закупках, в требованиях к продукции в случае указания товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования изготовителя, должны быть указаны слова "или аналог" ("или эквивалент"), кроме случаев, указанных в пункте 12.2.2, с указанием критериев определения соответствия аналога (эквивалента).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12.2.2 Положения о закупках, слова "или аналог" ("или эквивалент") можно не указывать по решению Заказчика, в случае если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков; при этом обоснование такого решения указывается в Закупочной документации.
На заседании Комиссия установила, что в составе Закупочной документации отдельным файлом на Официальном сайте в соответствии с подпунктом "б" пункта 12.2.2 Положения о закупках было опубликовано обоснование Закупки продукции без возможности предложения эквивалентов, утвержденное главным инженером Смоленской АЭС.
Представитель Заказчика пояснил, что на энергоблоке N 2 Смоленской АЭС эксплуатируются модернизированные компрессоры ЗС2НП-6/30 УХЛ4. На агрегатах установлены нагнетательные клапаны типа Е07-411-1503, всасывающие клапаны типа Е07-411-1504 производства фирмы CPI. Указанные клапаны являются составной частью внутрикорпусного "клапанного" узла, вследствие этого невозможно сделать точные замеры геометрических размеров посадочного места, рабочей камеры. Несоблюдение размеров неизбежно приведет к нарушению цикла работы компрессорного агрегата.
Для проведения Закупки без указания в требованиях к продукции "Предложение эквивалентов не допускается" персоналу Смоленской АЭС для подготовки полноценного технического задания необходимо иметь конструкторскую документацию на модернизированный компрессор ЗС2НП-6/30 УХЛ4 и клапаны CPI, которая является собственностью заводов - изготовителей и на Смоленскую АЭС не поставлялась.
Кроме того при Закупке запасных частей, не предусмотренных спецификацией завода-изготовителя, необходимо выполнить конструкционные расчеты компрессорных агрегатов с учетом тепловых расширений используемых материалов, стойкости материалов к рабочей среде, подтверждения заданных ресурсных наработок. Работы по подготовке расчетов и внесению необходимых изменений в конструкторскую документацию может выполнить только завод - изготовитель модернизированного компрессора, и по результатам расчета рабочего цикла компрессора с применением ЗИП неоригинального типа завод - изготовитель сможет сделать заключение о возможности или невозможности применения предлагаемого ЗИП.
Компрессор газового контура входит в состав системы ЗН, важной для безопасности АЭС. Рабочей средой системы является азотно-гелиевая смесь с концентрацией гелия 90%, система очень чувствительна к протечкам. Учитывая, что оборудование установлено в системе, важной для безопасности (газовый контур реакторной установки), применение на нем запасных частей, не прошедших промышленные испытания, может привести к значительному снижению уровня безопасности. Выход из строя агрегата влечет за собою остановку блока.
Комиссия изучив представленные возражения, а также оценив всю представленную информацию установила, что Заказчик правомерно установил в Закупочной документации требования к торговой марке товара, руководствуясь требованиями Положения о закупках. Довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части части несоблюдения при внесении в Закупочную документацию изменений минимально допустимого периода времени, на который должен быть продлен срок подачи заявок на участие в Закупке. В части установления в Закупочной документации указаний на товарный знак, производителя и страну происхождения товара без возможности поставки эквивалента - необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4.1.2 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" Закупочной документации.
Обязательное для исполнения предписание, об устранении выявленного нарушения Заказчику не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результаты Закупки, а также не нарушило законные права и интересы Заявителя.
Снять ограничение на размещение Закупки, наложенное письмом Московского УФАС России от 08.06.2015 N ИШ/21419.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2015 г. N 1-00-892/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016