Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 8 июня 2015 г. N 1-00-886/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АвтоГРАД" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для технического обслуживания MERCEDES-BENZ Conecto с двигателем OM 926 LA для нужд филиала Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод "СВАРЗ" ГУП "Мосгортранс" (реестровый N 31502206828) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении избыточных требований в Аукционной документации, ограничивающих конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Аукциона (далее - Положение о закупке, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 01.04.2015. Дата окончания подачи заявок - 23.06.2015. Дата подведения итогов - 29.06.2015.
В соответствии с доводами Заявителя, в пункте 8.9 информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлены следующие неправомерные требования:
- наличие у участника размещения заказа статуса официального дилера завода-изготовителя оригинальных запасных частей для автобусов Mercedes-Benz Conecto, уполномоченного продавать комплектующие, узлы и агрегаты для автобусов Mercedes-Benz Conecto на территории Российской Федерации.
- наличие у участника размещения заказа опыта поставки оригинальных запасных частей для технического обслуживания автобусов Mercedes-Benz Conecto за 2014 в объеме не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 8.5 Информационной карты.
Принимая во внимание данные доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При осуществлении закупочной деятельности ГУП "Мосгортранс" руководствуется требованиями Закона о закупках, постановлением Правительства Москвы от 05.07.2013 N 441-ПП "Об утверждении перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы", Положением о закупках и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванным нормативным актом, Заказчик вправе предусмотреть единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования (включая требования к опыту работы), а также требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов у поставщика (исполнителя). Перечень таких требований должен быть отражен в Положении о закупках.
Согласно пункту 12.4 Положения о закупках Заказчик вправе также установить следующие дополнительные, в том числе квалификационные, требования к претенденту:
- наличие у участника закупки опыта оказания (выполнения) аналогичных предмету закупки услуг (работ), поставки товаров в размере до 50 % от начальной (максимальной) цены договора от объема работ (услуг), поставки товаров, подлежащих выполнению. Параметры, по которым будет определяться аналогичность работ (услуг), товаров, закупаемых заказчиком, определяются заказчиком в документации о закупке.
Кроме того, Заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требования Заказчика о предоставлении в составе заявки опыта поставки оригинальных запасных частей для технического обслуживания автобусов Mercedes-Benz Conecto за 2014 в объеме не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора.
Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя об установлении неправомерного требования к участникам Аукциона о наличии опыта поставки оригинальных запасных частей для технического обслуживания автобусов Mercedes-Benz Conecto за 2014 в объеме не менее 50 % от начальной (максимальной) цены договора необоснованным.
В отношении требования Аукционной документации о том, что участник размещения заказа должен являться официальным дилером завода-изготовителя оригинальных запасных частей для автобусов Mercedes-Benz Conecto, уполномоченного продавать комплектующие, узлы и агрегаты для автобусов Mercedes-Benz Conecto на территории Российской Федерации, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм, при формировании требований и предпочтений к закупаемой продукции Заказчик не должен устанавливать требования, не обоснованные своими действительными потребностями, а также для целей необоснованного ограничения количества участников закупки, нарушающие антимонопольное законодательство.
Следует отметить, что, предъявляя такое требование к участникам закупочной процедуры как: "участник размещения заказа должен являться официальным дилером завода-изготовителя оригинальных запасных частей для автобусов Mercedes-Benz Conecto, уполномоченного продавать комплектующие, узлы и агрегаты для автобусов Mercedes-Benz Conecto на территории Российской Федерации", Заказчик фактически ограничил круг участников проводимой закупочной процедуры лишь официальными дилерами.
Из разъяснений Заказчика следует, что установленное в Аукционной документации требование о наличии у претендента статуса официального дилера завода-изготовителя оригинальных запасных частей для автобусов Mercedes-Benz Conecto, уполномоченного продавать комплектующие, узлы и агрегаты для автобусов Mercedes-Benz Conecto на территории Российской Федерации вызвано необходимостью выбрать в качестве поставщиков стабильные предприятия с опытом поставки оригинальных запасных частей, имеющих собственные склады оригинальных запасных частей, возможность поставки с региональных складов (центрального склада в московском регионе) производителей, имеющих развитую транспортную логистику.
Кроме того, данное требование установлено на основании положений договора поставки автобусов, в котором прописано требование производителя для поддержания гарантии автобусов Mercedes-Benz использование для их ремонта только оригинальных запасных частей. Приобрести же оригинальные запасные части, не опасаясь за их качество, происхождение, а также легальный ввоз на территорию Российской Федерации, можно только у официальных дилеров данных производителей.
Вместе с тем объективная необходимость Заказчика в покупке именно оригинальных запасных частей не может являться причиной ограничения круга поставщиков, исключительно производителями и дилерами продукции. Любой участник рынка может воспользоваться своей возможностью заключить договор с производителем/поставщиком/дилером официальной продукции Mercedes-Benz, для последующей ее продажи заинтересованным лицам, в том числе Заказчику. При этом качество такой продукции будет оставаться неизменным.
Таким образом, доказательств необходимости ограничения круга поставщиков только дилерами, Комиссии представлено не было, что является нарушением принципов Закона о закупках, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части установления неправомерного требования о том, что участник размещения заказа должен являться официальным дилером завода-изготовителя оригинальных запасных частей для автобусов Mercedes-Benz Conecto, уполномоченного продавать комплектующие, узлы и агрегаты для автобусов Mercedes-Benz Conecto на территории Российской Федерации и необоснованной в остальной части.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2015 г. N 1-00-886/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016