Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 25 мая 2015 г. N 236/2014
Резолютивная часть оглашена 12 мая 2015 года
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2015 года г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела N 236/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. -руководитель управления;
Члены Комиссии:
Тер-Осканов И.О. - начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Морданева А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Коробкина О.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Ивченкова Ю.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
рассмотрев дело N 236/2014 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО "Южная нефтяная компания" (далее - ООО "ЮНК") на действия ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) в лице филиала ОАО "РЖД" - Северо-Кавказской железной дороги по Краснодарскому территориальному управлению (СКЖД по КТУ) Туапсинского центра организации работ железнодорожных станций (далее по тексту - Туапсинский ЦОРЖДС) по отказу в согласовании Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования и включения в технические условия от 21.01.2013 N 787 раздела 4 "Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования".
В ходе рассмотрения жалобы Краснодарским УФАС России установлено следующее.
В период с октября по ноябрь 2013 ООО "ЮНК" велось проектирование и строительство ж/д путей необщего пользования по адресу: г. Армавир, Северная промзона, для присоединения их к существующим ж/д путям N 20 и N 99 станции Армавир-Туапсинский СКЖД.
В связи с этим, ОАО "РЖД" выдало ООО "ЮНК" технические условия от 21.01.2013 г. N 787 и изменения к ним от 28.05.2013 N 8580 на развитие инфраструктуры общего и необщего пользования станции Армавир-Туапсинский СКЖД в связи с планируемым увеличением грузооборота с 0,5 до 3,05 млн. тонн в год.
Разделом 4 технических условий установлены "Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования":
- п. 4.1. по путевому хозяйству;
- п. 4.2. по хозяйству автоматики и телемеханики;
- п. 4.3. по хозяйству связи;
- п. 4.4. по хозяйству электрификации и электроснабжения;
- п. 4.5. по вагонному хозяйству.
ООО "ЮНК", посчитав включение условий Раздела 4 в Технические условия неправомерным, нарушающим распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, письмом от 14.04.2014 N 467 обратилось в ОАО "РЖД" об исключении из технических условий, выданных ООО "ЮНК" 21.03.2013 раздела 4, предусматривающего развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
В ответе от 30.04.2014 N исх. 6914 ОАО "РЖД" сообщило ООО "ЮНК", что Технические условия на примыкание новых железнодорожных путей необщего пользования для освоения дополнительного грузооборота выданы по обращению ООО "ЮНК" в соответствии с пунктом 5 приказа Минтранса России от 6 августа 2008 N 125 "Об утверждении порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования", и что целесообразно рассмотреть возможность согласования новой Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "ЮНК", с учетом нового путевого развития для освоения дополнительного грузооборота, после выполнения в полном объеме технических условий от 21.01.2013 N 787.
Данная позиция подтверждена и в ответе на запрос в Краснодарское УФАС России от 07.05.2014 N 5082/СКЖД.
Таким образом, ОАО "РЖД" отказало ООО "ЮНК" в исключении из Технических условий от 21.01.2013 N 787 раздела 4 "Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования", тем самым возложив бремя расходов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования на ООО "ЮНК".
Согласно разделу IV "Основные принципы и направления координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования" Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. N 877-р взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что технические условия на примыкание железнодорожных путей необщего пользования (путей промышленных предприятий, грузовых терминалов, логистических центров и других) к железнодорожным путям общего пользования осуществляются с учетом того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), - за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Владельцем инфраструктуры общего пользования является ОАО "РЖД".
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в раздел 1 "Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение общества на товарном рынке является доминирующим, следовательно, на него распространяются требования ст. 10 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
На основании вышеизложенного, Краснодарское УФАС России в действиях ОАО "РЖД" усмотрело признаки нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "ЮНК" путем навязывания условий раздела 4 Технических условий от 21.01.2013 N 787, содержащего требование к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" выдало ОАО "РЖД" предупреждение от 05.06.2014 N 9255/4 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения п. 3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению ОАО "РЖД", изложенном в ответе Управлению от 23.06.2014 N 6971/СКАВ, в действиях ОАО "РЖД" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Технические условия не являются договором. Выдача технических условий не является навязыванием невыгодных условий договора, а является мерой по соблюдению безопасности, которую Общество обязано соблюдать. Указанный довод подкреплен арбитражной практикой: постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2013 по делу N А 65-8955/2012; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 по делу N А 53-4992/2010; определение ВАС РФ от 17.02.2010 по делу N А 82-3669/2009-35; постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 по делу N А 40-6002/10 и по делу N А 40-3957/10.
ОАО "РЖД" в установленный срок не исполнило предупреждение, в связи с чем, приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 24.06.2014 N 291 возбуждено дело в отношении ОАО "Российские железные дороги" по признакам нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 08.07.2014 N 11498/4 рассмотрение дела N 236/2014 назначено на 31.07.2014 в 15-00 ч.
В целях получения дополнительных доказательств 31.07.2014 Комиссия по рассмотрению дела N 236/2014 отложила рассмотрение дела на 25.08.2014 г.
25.08.2014 г. на рассмотрение дела ОАО "РЖД" представлены документы свидетельствующие, что Арбитражным судом города Москвы рассматривается иск ООО "ЮНК" к ОАО "РЖД" об обязании ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" заключить с заявителем договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (Определение о принятии искового заявления к производству, подготовке и назначении предварительного судебного заседания от 31.07.2014 по делу N А 40-118560/14).
Исходя из того, что рассмотрение данного дела Арбитражным судом города Москвы имеет значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 236/2014, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия приостановила рассмотрение дела N 236/2014 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу судебного акта по делу N А 40-118560/14.
Пунктом 2 определения от 25.08.2014 о приостановлении рассмотрения дела N 236/2014 Комиссия определила сторонам по делу по окончании судебного разбирательства по делу N А 40-118560/14 представить надлежащим образом заверенную копию вступившего в законную силу судебного акта по данному делу.
05.02.2015 г. ОАО "РЖД" письмом в адрес Управления (вх. от 05.02.2015 N 1189) сообщило Комиссии, что судебное разбирательство по делу N А 40-118560/2014 окончено, решение Арбитражного суда г. Москвы вступило в законную силу 20.11.2014 г. Указанным решением в иске ООО "ЮНК" об обязании ОАО "РЖД" заключить договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования отказано.
Комиссия определением от 05.03.2015 возобновила рассмотрение дела N 236/2014 и назначила очередное заседание на 31.03.2015.
31.03.2015 Комиссия на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции продлила рассмотрение дела N 236/2014 до 30.06.2015 и определением от 31.03.2015 отложила рассмотрение дела N 236/2014 на 12.05.2015 в целях получения дополнительных доказательств.
12.05.2015 Комиссия по рассмотрению дела N 236/2015 в отсутствии надлежаще уведомленного заявителя, в присутствии от ответчика представителей по доверенности: М. (<_>), С. (<_>), рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителей ОАО "РЖД", пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями п. 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
ООО "ЮНК" обратилось в Туапсинский ЦОРЖДС по вопросу согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащих ООО "ЮНК", примыкающем к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги (далее по тексту - Инструкция).
Туапсинский ЦОРЖДС неоднократно сообщал ООО "ЮНК" об отказе в согласовании Инструкции (письма N 67 от 07.03.2014, N 210 от 31.03.2014, N 538 от 22.04.2014), связывая невозможность согласования Инструкции с невыполнением ООО "ЮНК" раздела 4 технических условий от 21.01.2013 N 787.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" ж/д пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Строительство и реконструкция ж/д путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания ж/д путей необщего пользования к ж/д путям общего пользования осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают ж/д необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
По заявке ООО "ЮНК" от 13.11.2012 г. N 37446, в соответствии с п. 5 приказа Минтранса России от 06.08.2008 N 125 "Об утверждении порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования", выданы технические условия (ТУ) от 21.01.2013 N 787 на развитие инфраструктуры общего и необщего пользования станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги в связи с планируемым увеличением грузооборота с 0,5 до 3,05 млн. тонн в год.
ТУ на примыкание новых ж/д путей необщего пользования для освоения дополнительного грузооборота разработаны на основании Правил рассмотрения в ОАО "РЖД" проектов строительства, реконструкции и примыкания ж/д путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 22.08.2005 N 1328р.
В заявке на выдачу ТУ ООО "ЮНК" указало, что перевозка дополнительных объемов грузов планируется организованными маршрутами и групповыми отправками, а также гарантировало СКЖД подписание договора технологического присоединения до начала строительства.
В выданных ТУ определена перспективная технология работы, предусматривающая прием (отправление) маршрутов с грузами в адрес ООО "ЮНК" на пути приемо-отправочного "З" станции Армавир-Туапсинский, к которому примыкает ж/д путь необщего пользования ООО "ЮНК". С учетом унифицированной длины грузового поезда на прилегающем железнодорожном направлении (57 условных вагонов) в ТУ определена необходимость удлинения путей NN 105, 106, 107 приемо-отправочного парка "З" до полезной длины 850 метров и соответствующего развития инфраструктуры по хозяйствам автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения.
15.07.2014 ООО "ЮНК" направило письмо (исх. N 973) старшему вице президенту ОАО "РЖД" по организации железнодорожных перевозок Краснощеку А.А. о корректировке ранее выданных ТУ N 787, исходя из объема грузооборота не более 0,495 млн. тонн в год.
28.07.2014 ОАО "РЖД" направило в адрес ООО "ЮНК" ТУ НТП-А-14/33.2 на указанный в заявлении объем грузооборота, где в разделе 4 ТУ предусмотрено лишь одно условие: произвести укладку нецентрализованных стрелочных переводов типа Р-65 марки не круче 1/9 на железобетонном подрельсовом основании, которое не обжаловалось заявителем и не уточнялось в заявленных требованиях согласно определению об отложении рассмотрения дела N 236/2014 от 01.04.2015 N 5874/4.
В письме от 07.08.2014 исх. N 12009 ОАО "РЖД" сообщило о том, что технические условия ОАО "РЖД" от 21.01.2013 N 787 считаются недействительными.
Комиссии представлена копия договора N 167/7т от 23.09.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" при станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги. Договор подписан сторонами без протокола разногласий.
Кроме этого, Комиссии представлена копия Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащие ООО "ЮНК", примыкающие к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги, подписанная заместителем начальника Северо-Кавказской ж.д. по Краснодарскому территориальному управлению филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" Ю. и генеральным директором ООО "Южная нефтяная компания" М.
Таким образом, Комиссия считает, что вопрос утверждения Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащих ООО "ЮНК", примыкающем к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги между ООО "Южная нефтяная компания" и ОАО "Российские железные дороги" урегулирован сторонами в рамках гражданско-правовых отношений.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, пунктом 1 части 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, пунктом 1
части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Прекратить рассмотрение дела N 236/2014 ввиду отсутствия нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Российские железные дороги".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи (дата изготовления) в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: И.О. Тер-Осканов
А.С. Морданева
О.Р. Коробкина
Ю.Р. Ивченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2015 г. N 236/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016