Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 20 апреля 2012 г. N 12-06/02-145
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Мироненко П.И. - председателя Комиссии, Руководителя Управления,
Бабкиной Ю.А. - члена Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,
Емельянова Д.А. - члена Комиссии, специалиста I разряда отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
Гайфуллина Ф.Ф. - Главы Чухонастовского сельского поселения,
рассмотрев материалы дела N 12-06/02-145, возбужденного по жалобе ООО "Проектно-строительная компания "Портал" на положение документации об аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" установила:
13 апреля 2012 года в УФАС по Волгоградской области поступила жалоба (вх. N 1129э, 531ф) ООО "Проектно-строительная компания "Портал" на положение документации об аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" (N 0129300016912000002).
В своей жалобе ООО "Проектно-строительная компания "Портал" сообщает следующее.
1) В соответствие с п.3 ФЗ от 27.07.2010 N 240-ФЗ, участник размещения заказа 06.04.2012 г. направил в адрес электронной площадки три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области". Однако, по состоянию на 10.04.2012 г. ответ на первый запрос с разъяснениями положений документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком на официальном сайте не размещен.
2) В Техническом задании, являющимся составной частью конкурсной документации (п.3 Приложения 2 - Требования к техническим характеристикам работ и объем выполняемых работ) указано "Исполнитель должен выполнить согласно рабочих чертежей весь комплекс работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с.Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области", включая прочие затраты: вынос в натуру осей сооружения, компенсация за ущерб наносимый природе, исполнительная съемка газопровода, врезка, пуск и заполнение газопровода природным газом, обеспечивающие ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, такие работы, как пуск и заполнение газопровода природным газом отсутствуют в рабочих чертежах, не входят в проектно-сметную документацию по строительству данного объекта, возмещение этик затрат Исполнителю не предусмотрено сметным расчетом по строительству объекта, размещенном в составе Конкурсной документации.
Кроме того, данный вид работ не входит Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации" в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 30.122009г. N 624, включающее виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (Классификатор СРО) - следовательно, этот вид работ не может быть отнесен к строительным работам, и не должен входить в состав работ открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области".
Кроме того, такие работы, как пуск и заполнение газопровода природным газом относятся к газоопасным работам (п. 10 1 ПБ 12-529-03 - Правил безопасности систем газораспределения и газолотребления), и на основании 0,1,1,6, "подлежат лицензированию, в соответствии с действующим законодательством: Российской Федерации, как деятельность по эксплуатации опасных объектов систем газораспределения и газопотребления" - Постановление Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 г. N 9.
На основании вышеизложенного. а так же учитывая, что данные работы не являются одноименными товарами, работами и услугами (Приказ N 273 от 06.07.2011 г. Министерства экономического развития РФ), ООО ПСК "Портал" считает необоснованным включение требования выполнить пуск и заполнение газопровода природным газом в состав работ по строительству объекта "Внутрипоселковый газопровод в с.Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области".
В соответствие с п.3 ФЗ от 27.07.2010 N240-ФЗ, вышеперечисленные доводы были изложены участником размещения заказа в запросе о разъяснения положений документации об открытом аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области". По истечении двух дней заказчик - Администрация Чухонастовского сельского поселения разместил на официальном сайте ответ, дословно: "Если Вас не устраивает выставленные условия за Ваш остается право не участия в аукционе (данные затраты отнесены нами к непредвиденным затратам в объеме 2%}".
Участник размещения заказа (заявитель) считает такой ответ некорректным: по форме, противоречащим Правилам делопроизводства и деловой переписки; и не содержащим ответа по сути заданного вопроса.
Считаю необходимым пояснить, что пуск и заполнение газопровода природным газом не могут быть отнесены к непредвиденным затратам, на которые ссылается заказчик согласно п. 4,96. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "В сводный сметный расчет 1.1 стоимости строительства включается Резерв средств на непредвиденные работы и затрать", потребность которых возникает в ходе строительства в результате уточнений проектных решений или условий строительства по видам работ, предусмотренным в утвержденном проекте. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с уточнением объемов работ по рабочим чертежам; ошибкам в сметах включая арифметические" выявленным после утверждении проектной документации; изменениями проектных решений в рабочей документации. Т.к. пуск и заполнение газопровода природным газом не могут быть отнесены к работам по строительству газопровода, и не входят в проектную документацию по строительству объекта, следовательно отнесение Заказчиком данных затрат к непредвиденным затратам на строительство объекта, а так же включение этих работ в предмет аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" является неправомерным.
На заседании комиссии Глава Чухонастовского сельского поселения в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ООО "Проектно-строительная компания "Портал" является обоснованной в части неразмещения ответа на запрос в установленный законодательством срок по следующим основаниям:
Из ч. 1 ст. 1 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ) следует, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, во исполнение указанного положения федерального законодательства порядок размещения заказов должен соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ к таким процедурам.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ размещение заказов может осуществляться, в том числе, путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме.
26 марта 2012 года муниципальным заказчиком - Администрацией Чухонастовского сельского поселения - размещено Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов - www.zakupki.gov.ru.
1) Ч.3 ст.41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ предусмотрено, что любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме.
06 апреля 2012 года ООО "Проектно-строительная компания "Портал" направлен на адрес электронной площадки запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области":
- действительно ли в 1-й части Заявки на участие в аукционе в электронной форме возможно прикрепить документ (Предложение о выполнении работ) на фирменном бланке участника размещения заказа и какие документы должны быть приложены к Согласию на выполнение работ, кроме Предложения о выполнении работ (пункт 2 рекомендуемой формы Согласия участника размещения заказа)
- каким конкретно показателям должны соответствовать конкретные показатели материалов поданному объекту (в Технической части дан только перечень работ).
- на основании чего затраты по пуску и заполнению газопровода природным газом включены в Технической задание по строительству объекта. Данный вид работ не входит в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не является одноименным товаром предмету аукциона(Приказ N273 от 06.07.2011 г.) и выполняется эксплуатирующей газораспределительной организацией.
Комиссией УФАС по Волгоградской области установлено, что на ответ на первый вопрос запроса (Действительно ли в 1-й части Заявки на участие в аукционе в электронной форме возможно прикрепить документ (Предложение о выполнении работ) на фирменном бланке участника размещения заказа и какие документы должны быть приложены к Согласию на выполнение работ, кроме Предложения о выполнении работ (пункт 2 рекомендуемой формы Согласия участника размещения заказа) отсутствует на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов - www.zakupki.gov.ru.
Ч.4 ст.41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Таким образом, муниципальным заказчиком - Администрацией Чухонастовского сельского поселения - при проведении открытого аукциона в электронной "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" нарушены положения ч.4 ст.41.7 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2) Согласно Уведомления - 2 по делу N 12-06/02-145 заявителю (ООО "Проектно-строительная компания "Портал") предложено уточнить содержание предписания об устранении нарушений в сфере размещения заказов, в случае выявления нарушений в действиях муниципального заказчика - Администрации Чухонастовского сельского поселения - при проведении открытого аукциона в электронной "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области".
Согласно ответу N 275 от 20 апреля 2012 года ООО "Проектно-строительная компания "Портал" считает, что исключение из технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области", работ - пуск и заполнение системы газопровода природным газом, без изменения начальной (максимальной) цены контракта, приведут к восстановлению нарушенных прав и законных интересов ООО"Проектно-строительная компания "Портал".
Ч.7 ст.41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Комиссией УФАС по Волгоградской области установлено, что ООО "Проектно-строительная компания "Портал" не направлялся запрос о внесении изменений в документацию об открытом аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области".
Согласно п. "Информация об аукционе" Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме является 16 апреля 2012 года 09 часов 00 минут (время местное).
Жалоба ООО "Проектно-строительная компания "Портал" подана в УФАС по Волгоградской области 13 апреля 2012 года.
Таким образом, выдача предписания УФАС по Волгоградской области о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" на данном этапе размещения заказа не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов.
3) Обжалование документации, выразившееся во включении в состав лота работ, технологически и функционально не связанной работами, выполнение которых являются предметом торгов, а именно: строительство объекта - "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области", и газоопасные работы - пуск и заполнение газопровода природным газом, регулируется нормами Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
На основании вышеизложенного, у Комиссии УФАС по Волгоградской области в рамках дела о нарушении законодательства о размещении заказов отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы ООО "Проектно-строительная компания "Портал" на положение документации - включение в состав лота работ, технологически и функционально не связанной работами, выполнение которых являются предметом торгов.
Внеплановая проверка процедуры размещения данного муниципального заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов нарушений не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1) Признать жалобу ООО "Проектно-строительная компания "Портал" обоснованной в части неразмещения ответа на запрос в установленный законодательством срок.
2) Оставить жалобу ООО "Проектно-строительная компания "Портал" в части обжалования документации об аукционе "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" без рассмотрения.
3) Признать муниципального заказчика - Администрацию Чухонастовского сельского поселения - при проведении открытого аукциона в электронной "Выполнение работ по строительству объекта: "Внутрипоселковый газопровод в с. Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области" нарушившим ч.4 ст.41.7 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4) Предписание не выдавать.
5) Передать соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Волгоградской области или в правоохранительные органы материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 20 апреля 2012 г. N 12-06/02-145
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016