Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
(опубликовано 12 марта 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела N 184 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело N 184 по признакам нарушения МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" (641325, Курганская область, Кетовский район, с. Садовое, ул. Свободы, 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения, заключенному с ОАО "ЭК "Восток", повлекшее ущемлении интересов неопределенного круга лиц, установила:
10 октября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС, антимонопольный орган) из Прокуратуры Кетовского района поступили материалы судебного дела в отношении ОАО "Энергосбытовая компания "Восток".
Из представленных документов следовало, что ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - ОАО "ЭК "Восток") в июне 2013 года направило в ряд ресурсоснабжающих организаций Кетовского района Курганской области уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с образовавшимся долгом по оплате за потребленную электрическую энергию. Не получив оплату до договорам энергоснабжения ОАО "ЭК "Восток" ввело режим ограничения электроснабжения, что вызвало перерыв в предоставлении холодной воды населению Кетовского района Курганской области.
Считая данные действия противоречащими действующему законодательству, Прокуратурой Кетовского района было инициировано обращение в суд с требованием о признании действий ОАО "ЭК "Восток" по введению ограничения режима потребления электрической энергии незаконными, возложении обязанности прекратить ограничение энергоснабжения социально значимых объектов.
Как следует из представленных материалов, Прокуратурой Кетовского района, 3 октября 2011 года между ОАО "ЭК "Восток" и МУП "Родник" был заключен договор энергоснабжения N 60407803. По указанному выше договору энергоснабжения МУП "Родник" использует поставляемую электроэнергию для оказания коммунальных услуг гражданам, в том числе водоснабжение населения и организаций. Данное предприятие относится к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии" "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") обязанность по согласованию уровня технологической, аварийной брони лежит на потребителе электроэнергии, намеренного заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
При заключении договора энергоснабжения МУП "Родник" не предоставило в адрес гарантирующего поставщика акт согласования технологической и аварийной брони, в последующем МУП "Родник" так же не предприняло попыток по согласованию необходимого уровня технологической и аварийной брони.
Из ответа МУП "Родник" (N 64 от 24.10.2013) следует, что предприятие не обращалось к сетевой организации с целью согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Несвоевременная оплата поставленной электрической энергии и не урегулирование вопроса об уровне технологической брони привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в границах конкретных муниципальных образований. Кроме того, решением Кетовского районного суда по делу N 2-1559/13 от 25.09.2013 года установлено, что в связи с отключением э/энергии была прекращена работа питьевых насосных станций в муниципальных образованиях. В результате действий по ограничению энергоснабжения вышла из строя водозаборная станция и канализация с. Садовое, граждане данного населенного пункта оставались без питьевой воды в течении времени, превышающего предельную продолжительность, установленную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Отсутствие водоснабжения могло привести к возникновению и распространению различных инфекций и заболеваний.
19 июня 2013 года в связи с ведением чрезвычайного положения на территории с. Садовое Кетовского района Курганской области был организован подвоз питьевой воды населению.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Курганским УФАС России возбуждено дело N 184 по признакам нарушения МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Муниципальное унитарное предприятие Администрации Садовского сельсовета "Родник" включено в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН/ИНН 1114510000461/4510026902. В соответствии с Уставом МУП "Родник" является коммерческой организацией, созданной с целью улучшения коммунального обслуживания населения, содержания и эксплуатации муниципального жилого фонда. Основным видом деятельности предприятия является: оказание платных коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данный закон вступил в силу с 6 января 2012 года.
На основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 9.06.2011 года, заключенного между Администрацией Садовского сельсовета и МУП "Родник", в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся, в том числе, услуги по водоснабжению и водоотведению.
МУП "Родник" является субъектом естественной монополий согласно статьи 4 Закона о естественных монополиях, так как оказывает услуги по водоснабжению/водоотведению. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Субъект естественной монополии занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему сетей.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии доминирующего положения МУП "Родник".
Как установлено материалами дела, между ОАО "ЭК "Восток" и МУП "Родник" заключен договор энергоснабжения от 03.11.2011 года N 60407803, по условиям которого, гарантирующий поставщик обязуется поставлять потребителю в точку (- и) поставки через присоединенную сеть электрическую энергию, а потребитель обязуется принять электрическую энергию в согласованном объеме и оплатить ее по свободной (нерегулируемой) цене в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а так же соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Принятые по договору обязательства исполнены ОАО "ЭК "Восток" надлежащим образом, электрическая энергия поставлена в точки поставки электрической энергии МУП "Родник". Однако МУП "Родник", принятые на себя обязательства по Договору исполняет ненадлежащим образом.
В частности, пункт 4.1.19 Договора энергоснабжения предусматривает обязательное согласование акта технологической и (или) аварийной брони для потребителей, ограничение режима потребления э/энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Вышеуказанный пункт договора соответствует требованиям действующего законодательства, а именно в соответствии с Постановлением N 442 обязанность по согласованию уровня технологической, аварийной брони лежит на потребителе электроэнергии, намеренного заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Согласно пункта 14(2) Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
Однако МУП "Родник" не исполнены требования закона по согласованию уровня аварийной и (или) технологической брони.
Пунктом 4.1.3 Договора энергоснабжения предусмотрена обязанность потребителя оплачивать электрическую энергию в соответствии с условиями договора, однако МУП "Родник" неоднократно допускал нарушение исполнения вышеназванного пункта, в связи с чем образовался долг по оплате э/энергии.
29 мая 2013 года в адрес МУП "Родник" было направлено уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с образовавшемся долгом по оплате потребленной электрической энергии в размере 292 237,64 рубля.
В соответствии с п. 2, 4 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442 (далее - Постановление N 442), гарантирующий поставщик вправе инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.
В связи с отсутствием оплаты ОАО "ЭК "Восток" было вынуждено ограничить режим потребления э/энергии. Актов, свидетельствующих об отключении не составлялось.
В силу пункта 3 раздела I Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 г. N 442, потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В связи с отсутствием согласованного акта аварийной и (или) технологической брони, и имеющейся задолженностью потребителя, гарантирующий поставщик в лице ОАО "ЭК "Восток" имело право на введение полного ограничения подачи э/энергии. В силу пункта 48 Правил N 442, гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) не освобождает потребителя (покупателя) от обязанности оплатить гарантирующему поставщику в полном размере стоимость электрической энергии (мощности), поставленной до его введения, а также от ответственности за ненадлежащее исполнение потребителем (покупателем) своих обязательств по договору.
Введение режима ограничения электроснабжения вызвало перерыв в предоставлении холодной воды населению с. Садовое Кетовского района Курганской области в летнее время года. Отсутствие водоснабжения могло привести к возникновению и распространению различных заболеваний. Право граждан городских и сельских поселений на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий быта.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения в действиях МУП "Родник" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что привело к ущемлению прав третьих лиц.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать доминирующее положение МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" на рынке услуг водоснабжения водоотведения в границах с. Садовое Кетовского района Курганской области с долей 100%.;
2. Признать в действиях МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения N60407803 от 03.10.11г., заключенному с ОАО "ЭК "Восток", повлекшее ущемление интересов неопределенного круга лиц;
3. Выдать МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
МУП Администрации Садовского сельсовета "Родник" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения N60407803 от 03.10.11 г., заключенному с ОАО "ЭК "Восток", повлекшее ущемлении интересов неопределенного круга лиц, путем совершения следующих действий:
1) В 6 месячный срок со дня получения настоящего предписания:
1.1 согласовать с сетевой организацией уровень технологической и (или) аварийной брони по договору энергоснабжения N 60407803 от 03.10.11 г.;
1.2. привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 договор энергоснабжения N 60407803 от 03.10.11 года в части акта согласования уровня технологической и (или) аварийной брони;
2) О выполнении настоящего предписания сообщить по истечении 5 дней со дня исполнения настоящего предписания путем представления в Курганское УФАС России копии акта согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (опубликовано 12 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016