Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
г. Тамбов
Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Мазаева С.В., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N АП3-8/14, возбужденного в отношении ООО "Лифт-Медиа" по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии законного представителя ООО "Лифт-Медиа" <_> которой разъяснены права предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области установлено, что в ноябре 2013 года в кабине лифта по адресу: 392005 г. Тамбов ул. Астраханская 187 "а" распространялась реклама медицинских услуг следующего содержания: "ООО "Стоматология-32" Все виды стоматологических услуг. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 41, тел. 56-57-00, Московская, д. 90, тел. 79-68-48. Дополнительно в этом подразделении: имплантология, гинекология, УЗИ, ЭКГ, УЗИ сердца, медицинские анализы, Советская, д. 132, тел. 72-88-03. Наличие противопоказаний. Необходима консультация специалиста. Лицензия N ЛО-68-01-000458 от 04 июля 2012 г.".
Хозяйственную деятельность по адресам: г. Тамбов, ул. б-р Энтузиастов, д. 41.; г. Тамбов, ул. Московская, д. 90; г. Тамбов, ул. Советская, д. 132 осуществляет ООО "Стоматология-32" (ИНН 6829022039, ОГРН 1066829047977).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по стоматологии.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена номенклатура в сфере охраны здоровья, которая представляет собой перечень медицинских услуг.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" ЭКГ (А05.10.001 - А05.10.008.001), УЗИ (A04.01.001 - A04.30.008). Вышеуказанные услуги представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Кроме того, Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом от 17.12.2013 сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", к медицинским услугам относятся стоматология, гинекология, лабораторная диагностика, имплантация, ультразвуковые исследования, проведение электрокардиографических исследований.
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения, рекламируемые ООО "Стоматология-32" услуги, являются медицинскими.
ООО "Стоматология-32" выдана лицензия N ЛО-68-01-000485 от 04.07.2012 года на осуществление медицинской деятельности.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов в рекламе "Стоматологии-32" составляет 2,9 % рекламной площади, то есть менее 5 % рекламной площади (рекламного пространства).
Расчет площади предупреждения в рекламе "Стоматологии -32":
164 мм х 115 мм = 18860 мм2- общая площадь;
108 мм х 5 мм = 540 мм2 - площадь предупреждения;
(540 мм2 х 100 %) / 18860 мм2 = 2,9 % - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
Поскольку площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов в рекламе "Стоматологии-32" составляет менее 5% от общей рекламной площади, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Рекламопроизводитель - при наличии вины.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Стоматология-32", рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ООО "Лифт-Медиа".
Установлено, что между ООО "Стоматология-32" и ООО "Лифт-Медиа" заключен договор N 87/13 от 16.10.2013 по условиям которого Исполнитель (ООО "Лифт-Медиа") должно было выполнить работы по размещению и техническому обслуживанию рекламной информации на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Тамбова.
Согласно приложению договору N 87/13 от 16.10.2013 площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста в макете рекламной конструкции составляет более 5% рекламной площади.
Расчет площади предупреждения в макете рекламы "Стоматологии-32":
9,7 мм х 13,9 мм = 134,83 мм2 - общая площадь;
0,9 мм х 8,9 мм = 8,01 мм2 - площадь предупреждения;
(8,01 мм2 х 100%) / 134,83 мм2 = 5,9 % мм2 - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
В свою очередь, ООО "Лифт-Медиа" изготовило и разместило рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО "Стоматология-32", в кабине лифта по адресу: 392005 г. Тамбов ул. Астраханская 187 "а" с площадью предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста менее 2,9%, тем самым нарушив условия заключенного договора и действующее законодательство Российской Федерации о рекламе.
С учетом изложенного, на основании статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за распространение рекламы, медицинских услуг, оказываемых ООО "Стоматология-32", распространявшуюся в кабине лифта по адресу: 392005 г. Тамбов ул. Астраханская 187 "а", нарушающей требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несет рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ООО "Лифт-Медиа".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "Лифт-Медиа" по изготовлению и распространению указанной ненадлежащей рекламы образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
11.03.2014 в отношении ООО "Лифт-Медиа", в присутствии законного представителя общества Татариновой О.А. составлен протокол по делу N АП3-8/14 об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ, копия которого вручена законному представителю ООО "Лифт-Медиа" в день составления.
Определением от 11.03.2014 (исх. N 58-3-06/894) законный представитель ООО "Лифт-Медиа" вызван на рассмотрение дела NАП3-8/14 об административном правонарушении на 14.03.2014.
14.03.2014 на рассмотрение дела N АП3-8/14 об административном правонарушении явился законный представитель ООО "Лифт-Медиа" <_> которая сообщила, что признает правонарушение и заявила ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с тем, что ранее общество к административной ответственности не привлекалось, кроме того, площадь кабины лифта, в которой распространялась реклама, небольшая (1 кв. м), что позволяло потребителями рассматриваемой рекламы в полном объеме увидеть, как содержание рекламного материала в целом, так и сведения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Дело об административном правонарушении N АП3-8/14, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, рассматривалось с учётом характера совершенного ООО "Лифт-Медиа" административного правонарушения, имущественного и финансового положения общества, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Вместе с тем установлено, что совершенное ООО "Лифт-Медиа" правонарушение не создало существенной угрозы нарушения охраняемым законом общественным отношениям по следующим основаниям.
Учтен небольшой масштаб рекламной кампании, а именно: незначительный период распространения ненадлежащей рекламы (ноябрь 2013 года), незначительное количество рекламной продукции (в кабине лифта по адресу: 392005 г. Тамбов ул. Астраханская 187 "а").
В рассматриваемом случае отсутствуют признаки пренебрежительного отношения со стороны ООО "Лифт-Медиа" к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
ООО "Лифт-Медиа" незамедлительно приняло меры по прекращению выявленного правонарушения.
Учтено отсутствие жалоб потребителей в связи с нарушением Закона "О рекламе", свидетельствующих об ущемлении их прав и интересов. Также рассматриваемое правонарушение не причинило экономического ущерба интересам общества и государства.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под малозначительным правонарушением следует понимать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, следовательно, является малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 4.1, 23.48, 29.7, частью 1 статьи 29.9, а также статьей 29.10 КоАП РФ, постановила:
Производство по делу об административном правонарушении N АП3-8/14, возбужденному в отношении ООО "Лифт-Медиа" по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП освободить ООО "Лифт-Медиа" от административной ответственности и объявить устное замечание за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", которое привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя С.В. Мазаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 марта 2014 г. N АП3-8/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016