Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 24 апреля 2012 г. N 8268-12/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: _____
рассмотрев дело N 8268-12/8, возбужденное в отношении ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, по факту распространения на рекламной конструкции формата 3х6, расположенной в г. Самара на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская, рекламы медицинских услуг ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер", в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом,
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представитель ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер"___ (по доверенности N122 от 28.02.2012 г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела Определением об отложении рассмотрения дела N8268-12/8 (исх.N3518/8 от 02.04.2012 г.);
иные лица - представитель ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер"__ - заведующий консультативно-диагностическим отделением ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" (по доверенности N125 от 23.03.2012 г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела Определением об отложении рассмотрения дела N8268-12/8 (исх.N3518/8 от 02.04.2012 г.);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
18 января 2012 г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России, в г. Самара на рекламной конструкции 3х6, расположенной на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская было выявлено распространение рекламы, следующего содержания: "ГУЗ "Самарский областной кардиологический диспансер" Консультативно-диагностическое отделение ПРОВЕРЬ СВОЕ СЕРДЦЕ Консультация кардиолога от 550 руб. ЭКГ 250 руб. Комплексное кардиологическое обследование с 19 декабря по 20 января 2012 г. скидка 10-15% ул__, 2Б тел. _____Лицензия на медицинскую деятельность ФС-63-01-001344 выдана 30.11.11. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (изображение медицинского работника женщины в белом халате, с фанендоскопом, держащая в руке схематичное изображение сердца)", в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Электрокардиограмма (ЭКГ) - это графическое представление разности потенциалов, возникающей во время работы сердца на поверхности тела, регистрируемой аппаратом под названием электрокардиограф в процессе электрокардиографии. Является одним из основных методов диагностики сердечно-сосудистых заболеваний.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими материалами и обстоятельствами:
1. Фотографиями рекламы ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" (согласно Акту N1/8 от 19.01.2012 г.), в тексте которой указаны: реквизиты Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной СОККД Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; адрес Консультативно-диагностического отделения СОККД, а также номера телефонов, на которые отвечают специалисты данного учреждения;
2. Согласно информации, размещенной на сайте СОККД http://www.cardio63.ru по состоянию на 06.03.2012 г. в разделе "Консультативно-диагностическое отделение" (скриншоты станицы сети интернет имеется в материалах дела N 8268-12/8) с 19 декабря 2011 г. по 20 января 2012 г. в консультативно-диагностическом отделении действуют скидки на следующие виды услуг: консультация кардиолога - скидка 10%; электрокардиография - скидка 15%, о чем также указано на рекламном баннере формата 3х6, размещенного на конструкции на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская.
Согласно письменным объяснениям СОККД (исх.N433 от 28.02.2012 г. / вх.N1002-з от 29.02.2012 г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела N 8268-12/8 (исх.N766/8 от 27.01.2012 г.): ". В имеющейся базе договоров, заключенных Диспансером, договор на изготовление и размещение рекламы отсутствует, также следует отметить, что Диспансер не делал заявок на размещение вышеуказанной рекламы. Таким образом, Диспансер не имеет никакого отношения к распространению рекламы.".
Заведующая Консультатавно-диагностическим отделением СОККД -__ привлеченная в дело в качестве иного лица (в соответствии с пунктом 3.41.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), представила пояснения (исх.N582 от 23.03.2012 г. / вх.N1693 от 26.03.2012 г.) в которых указала, что: ".Информацией о распространении рекламы медицинских услуг (на рекламной конструкции 3х6, расположенной на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская)., я не владею. Какие-либо документы на изготовление и распространение вышеуказанной рекламы у меня отсутствуют.заявок на размещение рекламы.я не подавала.".
Кроме того, в письменных пояснениях и на заседаниях по рассмотрению дела N 8268-12/8___ указала, что информация касающаяся скидок на оказание платных медицинских услуг, информация о Лицензии СОККД является общедоступной, поскольку размещена в сети интернет, а также на информационных стендах в помещениях отделения, в связи с чем данной информацией могли воспользоваться любые лица.
С данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространенная на рекламной конструкции формата 3х6, размещенной на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская, отвечает всем юридическим признакам рекламы:
- информация распространена одним из возможных способов, в любой форме и с использованием любых средств (путем размещения рекламного баннера на рекламной конструкции);
- информация, размещена неопределенному кругу лиц (информация, распространенная на улицах г. Самары, обращена ко всем лицам);
- информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - к медицинским услугам, оказываемым Консультатавно-диагностическим отделением СОККД.
Согласно определению, данному в статье 3 ФЗ "О рекламе" "объект рекламирования" - товар, услуга, средство индивидуализации юридического лица и (или товара), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рекламе СОККД продвигаются медицинские услуги, оказываемые данной организацией на основании выданной Лицензии NФС-63-01-001344 от 30.11.2011., утвержденного Прейскуранта на платные медицинские услуги; указано наименование лица, адреса и номера телефонов.
Как следует из представленной СОККД справки (исх.N652 от 09.04.2012 г. / вх.N1972-з от 09.04.2012 г.) количество услуг, оказанных консультативно-диагностическим отделением СОККД в период размещения рекламы и предоставления скидок на консультацию возросло (период с 19.12.2011 г. по 31.12.2011 г. - 10 раб. дней: консультация зав. отделением - 55; консультация врача-кардиолога - 41, запись ЭКГ - 57; период с 03.01.2012 г. по 20.01.2012 г. - 14 раб. дней: консультация зав. отделением - 92; консультация врача-кардиолога - 68, запись ЭКГ - 120) по сравнению с иными периодами (период с 01.11.2011 г. по 10.11.2011 г. - 8 раб. дней: консультация зав. отделением - 35; консультация врача-кардиолога - 42, запись ЭКГ - 44; период с 01.12.2011 г. по 18.11.2011 г. - 12 раб. дней (после перерыва в работе отделения): консультация зав. отделением - 60; консультация врача-кардиолога - 46, запись ЭКГ - 72; период с 23.01.2012 г. по 31.01.2012 г. - 7 раб. дней: консультация зав. отделением - 50; консультация врача-кардиолога - 35, запись ЭКГ - 59.
Таким образом, наблюдается скачок количества услуг по консультации врача-кардиолога, а также услуг по электрокардиограмме, оказанных СОККД потребителям в период размещения рекламы.
Размещение рекламы было осуществлено в месте с широкой транспортной развязкой, недалеко от двух остановок общественного транспорта (автобус и трамвай) "Одесский переулок" и "ул. Буянова / ул. Красноармейская", непосредственно в районе нахождения корпуса, занимаемого Консультативно-диагностическим отделением СОККД, что подтверждается распечаткой из системы ДубльГИС (2GIS Самара / апрель/2012) - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивной картой города.
Реклама ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер", распространенная на рекламной конструкции формата 3х6 на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская, содержит нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" размещенную на рекламной конструкции формата 3х6 на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская следующего содержания: "ГУЗ "Самарский областной кардиологический диспансер" Консультативно-диагностическое отделение ПРОВЕРЬ СВОЕ СЕРДЦЕ Консультация кардиолога от 550 руб. ЭКГ 250 руб. Комплексное кардиологическое обследование с 19 декабря по 20 января 2012 г. скидка 10-15% ул. Никитинская, 2Б тел. 332-29-34; 332-80-94 Лицензия на медицинскую деятельность ФС-63-01-001344 выдана 30.11.11. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (изображение медицинского работника женщины в белом халате, с фанендоскопом, держащая в руке схематичное изображение сердца)", в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 24 апреля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 апреля 2012 г. N 8268-12/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016