Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 11 июня 2015 г. N 03-10.1/196-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, Веретельник М.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Сибирский Медведь-Сервис" (далее - заявитель, Общество) на действия БПОУ Омской области "Сибирский профессиональный колледж" (далее - заказчик, БПОУ ОО "СПК") при осуществлении закупки "Оснащение транспортных средств тахографами, системой ГЛОНАСС и видеомониторинга для нужд БПОУ ОО "СПК" в форме электронного аукциона (извещение N 0352100016315000017) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя -;
заказчика -, установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 5350 от 05.06.2015) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) "заказчиком нарушен основной принцип контрактной системы в сфере закупок - принцип обеспечения конкуренции", поскольку объединил следующие виды работ:
- поставка, установка, активация тахографов;
- поставка, установка, настройка автомобильного видеонаблюдения;
- поставка блоков навигации и датчиков топлива.
Также, из жалобы следует, что "работы по установке тахографов требуют наличие клейма мастерской и лицензии ФСБ, в то время как остальные виды работы не имеют лицензионных ограничений и допускают неограниченный круг участников. Полагаем, что объединение указанных работ является неправомерным в силу того, что эти виды работ между собой технологически не связаны и их объединение приводит к ограничению конкуренции, неэффективному использованию бюджетных средств, вероятному завышению стоимости контракта".
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать действия заказчика неправомерными и выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5599 от 09.06.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 5402 от 10.06.2015), а также письменные пояснения на доводы жалобы заявителя из которых следует, что включение в один лот поставку товара и работы по его установке обусловлена необходимостью "минимизации производственного простоя в использовании товара, а также наиболее эффективного использования бюджетных средств".
Из представленных материалов следует, что 28.04.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1885283,48 руб.
02.05.2015 на официальном сайте опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе.
03.05.2015 в извещение и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Наименование и описание объекта закупки указаны заказчиком в приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание".
Так, в Техническом задании указано о необходимости поставки и установки тахографов в количестве тринадцати (13) единиц, спутниковых абонентских терминалов ГЛОНАСС/GPS в количестве тридцати девяти (39) единиц, датчиков уровня топлива в количестве пятидесяти двух (52) единиц, оборудования видеомониторинга в количестве четырех (4) штук.
При этом комиссия отмечает, что навигационное оборудование (39 ед.), тахографы (13 ед.) и датчики уровня топлива (52 ед.) по условиям Технического задания технологически не связаны друг с другом, в том числе по их количеству.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" Приказом Минтранса России от 21.08.2013 N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов
Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36 (приложение N 3 к приказу), включены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечень сведений о мастерских.
Требования к сервисным центрам (мастерским) установлены Приказами Минтранса России от 13.03.2012 N 59, от 17.01.2012 N 7 и включены в Приложение N 2 к Порядку учета сведений.
В число таких требований входит, в том числе:
- наличие возможности выполнять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов зарегистрированных в перечне моделей тахографов.
- мастерские должны иметь лицензию или договор с организацией, имеющей лицензию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313, на деятельность по передаче шифровальных (криптографических) средств; по монтажу, установке (инсталляции), наладке, обслуживанию шифровальных криптографических) средств.
Пунктом 4 Технического задания предусмотрено, что Исполнитель должен иметь следующий перечень документов:
1) Свидетельство о допуске сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах. Паспорт на тахограф с формуляром блока СКЗИ тахографа.
2) Руководство по монтажу и эксплуатации на тахограф.
3) Заверенную копию уведомления ФБУ "Росавтотранс" об учёте сведений об Исполнителе по внесению в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов с присвоением регистрационного номера РФ (в соответствии с приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года N36).
4) Оформленные гарантийные талоны.
5) Счета, счета-фактуры, товарные накладные. Акты приемки-передачи и документы, подтверждающие калибровку на установленный тахограф.
6) Копию действующей лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), либо договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (основание: п. 1 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм работа по оснащению транспортного средства тахографом осуществляется исключительно мастерской, сведения о которой включены ФБУ "Росавтотранс" в перечень сведений о мастерских, при этом у Исполнителя должна быть лицензия.
Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов размещен на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" http://rosavtotransport.ru.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия считает, что заказчик необоснованно включил в один лот работы по оснащению транспортных средств комплектами оборудования технологически не связанных между собой, что ограничивает количество потенциальных участников закупки. Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что доказательств обратного заказчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 21.03.2011 N 20204, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Сибирский Медведь-Сервис" на действия БПОУ Омской области "Сибирский профессиональный колледж" при осуществлении закупки "Оснащение транспортных средств тахографами, системой ГЛОНАСС и видеомониторинга для нужд БПОУ ОО "СПК" в форме электронного аукциона (извещение N 0352100016315000017).
2. Признать в действиях БПОУ "Сибирский профессиональный колледж" нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 июня 2015 г. N 03-10.1/196-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016