Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 2 июня 2015 г. N 1-00-826/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ФГУП "Гознак" на действия заказчика - ФБУЗ "ИМЦ "Экспертиза" Роспотребнадзора при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку защищенной от подделок полиграфической продукции в 2015-2018 годах (реестровый N 31502316618),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ФГУП "Гознак" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ "ИМЦ "Экспертиза" Роспотребнадзора (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку защищенной от подделок полиграфической продукции в 2015-2018 годах (реестровый N 31502316618) (далее - Аукцион).
Заявитель полагает, что положения Аукционной документации содержат условия и требования к выполнению работ по изготовлению и поставке защищенной полиграфической продукции, необоснованно ограничивающие круг возможных участников Аукциона, что в свою очередь может привести к нарушению добросовестной конкуренции и ущемлению прав и законных интересов, как Заявителя, так и иных юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "ИМЦ "Экспертиза" Роспотребнадзора (далее - Положение о закупках).
29.04.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена договора - 852 744 584,30 рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 29.04.2015 дата окончания подачи заявок - 20.05.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 25.05.2015, дата подведения итогов - 28.05.2015.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 25.05.2015 N 31502316618-1 на участие в Аукционе была подана одна заявка - участником ООО "Первый печатный двор". Аукционная комиссия допустила заявку данного участника к участию в Аукционе. При этом, Аукционная комиссия, в соответствии с пунктом 5.2.1 Аукционной документации, приняла решение признать Аукцион несостоявшимся и (на основании пункта 5.3.1 Аукционной документации) заключить договор с ООО "Первый печатный двор".
По мнению Заявителя, Заказчиком была утверждена Аукционная документация, содержащая в себе положения, которые приводят к необоснованному ограничению конкуренции.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя обоснован по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации предметом Аукциона является изготовление и поставка защищенной от подделок полиграфической продукции в 2015-2018 годах.
В Приложении N 1 к Информационной карте Аукционной документации установлены виды (наименования) продукции, которые необходимо изготовить и поставить, а именно:
Бланк личной медицинской книжки;
Бланк санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги);
Бланк санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию;
Бланк приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению;
Бланк свидетельства о государственной регистрации;
Бланк приложения к свидетельству о государственной регистрации;
Бланк лицензии (для Федеральной службы, для регионов);
Бланк приложения к лицензии (для Федеральной службы, для регионов);
Марка защиты голографическая круглая;
Марка защиты голографическая квадратная;
Дополнительный защитный элемент для закрытия переменной информации к бланкам;
Технические требования к данной продукции установлены в Техническом задании Аукционной документации.
Таким образом, по условиям Аукционной документации необходимо изготовить и поставить защищенную от подделок полиграфическую продукцию и дополнительный защитный элемент, в том числе и марки защиты голографические (круглые и квадратные).
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции является лицензируемым видом деятельности. При этом, к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности предъявляются определенные лицензионные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с реестром лицензий на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, расположенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, 30 организаций имеют лицензию на осуществление данного вида деятельности (далее - Лицензиаты).
При этом, из информации, представленной на заседании Комиссии Заявителем с ссылкой, в том числе на официальные сайты организаций в сети Интернет, только две организации, имеющие лицензию на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции, могут осуществлять производство голографических защитных знаков - ФГУП "НТЦ "Атлас" и ООО "Первый печатный двор".
Заявителем на заседании Комиссии было представлено письмо от ФГУП "НТЦ "Атлас", в котором данная организация указывает на то, что одним из основных направлений деятельности предприятия является разработка и изготовление высокозащищенных голографических защитных знаков. При этом, данная организация не обладает технологическими мощностями для производства защищенной полиграфической продукции в объеме, требуемом Заказчику. Согласно указанному письму ФГУП "НТЦ "Атлас" было бы заинтересовано принять участие в Аукционе, проводимом ФБУЗ "ИМЦ "Экспертиза" Роспотребнадзора, но только в части изготовления и поставки защитных голографических марок и дополнительного защитного элемента для закрытия переменной информации.
В то же время, подпунктом 3.1.3 Проекта договора Аукционной документации установлено, что исполнитель обязан лично выполнять предусмотренные договором работы.
Также, пунктом 29 Информационной карты Аукционной документации установлено, что привлечение субподрядчиков и соисполнителей не допускается.
Таким образом, требованиями Аукционной документации установлено, что изготовление и поставка как защищенной полиграфической продукции, так и голографических знаков (марки квадратные и круглые), должны осуществляться непосредственно исполнителем. То есть возможность закупки голографических знаков Лицензиатом у организации, производящей такие знаки, либо привлечение такой организации к выполнению работ в качестве соисполнителя (субподрядчика) не допускается требованиями Аукционной документации.
В соответствии с возражениями Заказчика, продукция, содержащаяся в предмете Аукциона, может изготавливаться не только двумя юридическими лицами (ФГУП "НТЦ "Атлас" и ООО "Первый печатный двор"), обладающими лицензиями на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.
Заказчик указывает на то, что ООО "Полиграфзащита", ООО "СпецБланк-Москва", ООО "Экспертиза" ранее принимали участие в торгах на предмет изготовления и поставки продукции, содержащейся в предмете Аукциона, и исполняли договоры, заключенные по результатам таких торгов (реестровые NN 31501914671, 31501945231, 0340100003914000254, 31401855514, 31401701109, 31502086906, 31401225813, 31401241270).
Одновременно, Комиссия сообщает, что Заявителем было представлено письмо от ООО "СпецБланк-Москва", из которой следует, что данная организация не имеет собственного голографического производства.
Относительно вышеупомянутых процедур, комиссия установила следующее:
NN 31501914671, 31401855514, 31401701109, 31401241270 - данные закупки проводилась в форме запроса котировок, предметом которых были поставки защищенной от подделок полиграфической продукции (бланков личных медицинских книжек и голографических марок). В документации указанных закупок отсутствует ограничение на привлечение субподрядчиков и соисполнителей для исполнения договора. При этом, Комиссия отмечает, что предметом указанных закупок не является изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции, а именно поставка;
N 31502086906 - открытый аукцион в электронном виде, предметом которого являлось изготовление и поставка бланков личных медицинских книжек, голограмм к бланкам личных медицинских книжек для отдела гигиенической подготовки и аттестации для нужд заказчика. Вместе с тем, как и в вышеуказанных закупках, в документации данной закупки отсутствует ограничение на привлечение субподрядчиков и соисполнителей для исполнения договора.
N 31501945231 - данная закупка проводилась в форме закупки у единственного поставщика, предметом которого была закупка полиграфической продукции (личные медицинские книжки, марки голографические). Комиссия установила, в документации и договоре, заключенном с ООО "Полиграфзащита", отсутствует ограничение на привлечение субподрядчиков и соисполнителей;
N 31401225813 - указанная закупка также проводилась в форме закупки у единственного поставщика, предметом которого была поставка бланочной продукции (личные медицинские книжки, голографические марки). В документации, а также в договоре, заключенном с ООО "Экспертиза" отсутствует ограничение на привлечение субподрядчиков и соисполнителей. Более того, Комиссия отмечает, что у ООО "Экспертиза", согласно реестру лицензий на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, расположенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, отсутствует лицензия на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции.
N 0340100003914000254 - данная закупка проводилась в форме электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предмет данной закупки - поставка защищенной от подделок полиграфической продукции (бланков личных медицинских книжек и голографических марок) для нужд заказчика. При этом, Комиссия отмечает, что в документации по данной закупке отсутствует установление условия о том, что участник должен выполнить работы лично, а также отсутствует запрет на привлечение к их выполнению субподрядчика.
Таким образом, Комиссия установила, что вышеупомянутые закупки не могут быть приравнены к рассматриваемому Аукциону, так как они имеют существенные различия в части предмета закупки, а также в части установления запрета на привлечение соисполнителя (субподрядчика).
В своих возражениях Заказчик указывает на то, что аналогичную (объединенную в один лот) продукцию изготавливают и поставляют, по крайней мере: ЗАО "ОПЦИОН", ЗАО "ТИСОО", ООО "ЗНАК", ООО "Н.Т.ГРАФ", ОАО "Ижевская республиканская типография", ООО "СпецБланк-Москвы", ФГУП "Гознак" (согласно извещениям NN 0144200003915000018, 0373100040814000036, 31502151096, 0301200074615000003).
Вместе с тем, Комиссия установила, что в указанных закупках, в отличии от рассматриваемого Аукциона, не установлено запрета на привлечение соисполнителя (субподрядчика). Таким образом, участие данных организаций в упомянутых закупках не свидетельствует о наличии у них возможности изготовить и поставить как защищенную от подделок полиграфическую продукцию, так и голографические марки, так как для исполнения договоров по указанным закупкам они могут привлечь соисполнителя (субподрядчика).
Комиссия отмечает, что торги с аналогичным предметом проводились Заказчиком с 2007 г. Во всех случаях торги были признаны несостоявшимися, и договор заключался с одним единственным участником (ООО "Первый печатный двор").
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Однако действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствуют.
Положения Аукционной документации, утверждены Заказчиком с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2015 г. N 1-00-826/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016