Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 056 (опубликовано 30 апреля 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2012.
В полном объеме решение изготовлено 06.04.2012.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Вшивкова Н.В. - государственный инспектор, Щербакова Л.Е. - старший государственный инспектор, рассмотрев дело N 056, возбужденное по признакам нарушения ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" по доверенности от 01.03.2012 N 21 <_> установила:
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") 13.02.2012 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение наружной рекламы, в виде прямоугольной рекламной конструкции, прикрепленной к ограждению пешеходного моста через ул. Копылова в районе остановки "Копыловский мост" при движении из центра города Красноярска, следующего содержания: "Специальный кредит 7,9%! Автомобили RENAULT с выгодой до 70 000 рублей! РЕНО ЦЕНТР СИАЛ АВТО ул. Пограничников, 101 А т. (391) 27-490-27" (далее - Реклама).
По данному факту 12.03.2012 Красноярским УФАС России возбуждено дело N 056 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "СИАЛАВТО".
ООО "СИАЛАВТО" представлены письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с договором от 29.12.2011 N 60/11, заключенным между ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", в лице Управляющего директора <_>, действующего на основании Доверенности N 39 от 01.08.2011, с одной стороны, и ООО "Гран-при", в лице директора <_>, действующего на основании Устава, с другой стороны, рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ".
Комиссией Красноярского УФАС России на основании пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, было принято решение о замене ненадлежащего лица - ООО "СИАЛАВТО" - надлежащим лицом - ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ".
ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" внесено 17 ноября 2008 года в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером <_>
Управляющим директором ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> представлены письменные пояснения, из которых следует, что указанная Реклама размещена на основании Договора, заключенного между ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" и ООО "Гран-при".
Согласно подпункту 1.5 пункта 1 Договора управляющий директор ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <> осуществляет контроль за исполнением Договора, согласовывает макеты постеров.
Более того, управляющий директор ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> обязан знать законодательство Российской Федерации о рекламе (пункта 1.4.7 должностной инструкции).
В ходе рассмотрения дела, исследовав его материалы, Комиссией Красноярского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Из статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кредит это предоставление банком или иной кредитной организации (кредитора) по кредитному договору денежных средств (кредита) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, и обязанность заемщика возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные в Рекламе услуги являются финансовыми услугами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направленна на привлечение внимания к услуге по приобретению товара в кредит - автомобилей RENAULT, реализуемых ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что информация об услуге по приобретению товара в кредит - автомобилей RENAULT, реализуемых ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", является рекламой.
Кроме того, в результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что крупным шрифтом отображена процентная ставка - 7,9% годовых, в то время как иные условия, оказания соответствующих рекламируемых услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица не указаны. Иные условия, оказания соответствующих рекламируемых услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.
Также Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в Рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей рекламируемые финансовые услуги.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно статье 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В рассматриваемой Рекламе не указано наименование финансовой организации, оказывающей финансовые услуги.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространенная ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" реклама финансовых услуг по приобретению автомобилей RENAULT в кредит направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по кредиту), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставления финансовых услуг, оказываемых ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, нарушает требования части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В материалах дела N 056 имеется договор "возмездного оказания услуг" от 29.12.2011 N 60/11, заключенный между ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", в лице Управляющего директора Попкович С.Г., действующего на основании Доверенности N 39 от 01.08.2011, с одной стороны, и ООО "Гран-при", в лице директора Землянской Е.А., действующего на основании Устава, с другой стороны (далее-Договор).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Договора ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" поручает, а ООО "Гран-при" обязуется оказать услуги по размещению, демонстрации и техническому обслуживанию постеров с рекламной информацией ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" на средствах наружной рекламы.
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не обладала доказательствами устранения нарушений требований Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ", поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Н.В. Вшивкова |
|
|
Л.Е. Щербакова |
Вшивкова Наталья Владимировна
(391) 211-18-30
ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ"
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 056 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"06" апреля 2012 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Вшивкова Н.В.-государственный инспектор, Щербакова Л.Е. - старший государственный инспектор, на основании своего решения от "06" апреля 2012 года по делу N 056 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространяемой ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "СИАЛАВТОФРАНЦ" <_> представить в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в адрес управления доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Н.В. Вшивкова |
|
|
|
|
|
Л.Е. Щербакова |
|
|
|
|
|
|
Вшивкова Наталья Владимировна
(391) 211-18-30
reshenie.doc
predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 056 (опубликовано 30 апреля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016