Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 21 марта 2014 г. N 1355-ФАС52-10/13
Резолютивная часть решения оглашена: 12 марта 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено: 21 марта 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
К. |
- |
государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, |
рассмотрев дело N1355-ФАС52-10/13 по признакам нарушения по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Элитно-семеноводческое хозяйство племенной завод учхоз "Новинки" НГСХА" (далее ФГУП Учхоз "Новинки") части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило коллективное обращение жителей поселка Новинки Богородского района Нижегородской области (вх N 5296 от 23.09.2013) на действия администрации Новинского сельсовета Богородского района Нижегородской области, содержащие, по мнению заявителей, признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам анализа выявлено следующее.
ФГУП Учхоз "Новинки" в лице внешнего управляющего Горшкова Андрея Юрьевича, действовавшего на основании Определения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-36725/2011 от 05.06.2012, с ООО "Эко-Дом" заключены договоры аренды нежилых помещений от 11.02.2013 N 11/02, от 11.02.2013 N 11/03, от 26.07.2013 N 26/07
01.10.2013 ФГУП Учхоз "Новинки" в лице исполнительного директора Савченко Людмилы Борисовны, действующей по доверенности 52АА1619053 от 26.08.2013 заключен договор б/н с ООО "Эко-Дом".
Имущество, переданное по вышеуказанным договорам, является федеральной собственностью и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП Учхоз "Новинки" Полномочия собственника данного имущества осуществляет Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области.
Согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, происходит в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, т.е. по результатам проведения торгов.
Документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договоров аренды рассматриваемого имущества, закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП Учхоз "Новинки" в антимонопольный орган не представлено.
Таким образом, в действиях ФГУП Учхоз "Новинки" содержатся признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договоров аренды имущества, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Приказом руководителя Нижегородского УФАС России от 12.12.2013 N 521 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП Учхоз "Новинки" по признакам нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела по существу состоялось 12 марта 2014 года.
До рассмотрения дела по существу ответчиком представлены объяснения ответчика от 21.01.2014, в которых он поясняет, что на момент заключения договоров с ООО "Эко-Дом" ФГУП Учхоз "Новинки" находилось в процедуре банкротства - внешнее управление, которая была введена Определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-36725/2011 от 05.06.2012. Внешним управляющим Горшковым А.Ю. заключены договоры аренды имущества должника с соблюдением подлежащих применению специальных норм права - Закона о банкротстве.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Внешним управляющий ФГУП "Элитно-семеноводческое хозяйство племенной завод учхоз "Новинки" НГСХА" Горшковым Андреем Юрьевичем, действовавшего на основании Определения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-36725/2011 от 05.06.2012, заключены следующие договоры:
- Договор аренды от 11.02.2013 N 11/02 с ООО "Эко-Дом" по передаче в аренду нежилого помещения, общей площадью 569, 50 кв.м., расположенного в здании по адресу: 607635, Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, ул. Центральная, д. 5;
- Договор аренды от 11.02.2013 N 11/03 с ООО "Эко-Дом" по передаче в аренду нежилого помещения, общей площадью 507, 4 кв.м. (цокольный этаж), расположенного в здании по адресу: 607635, Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, ул. Центральная, д. 5;
- Договор аренды от 26.07.2013 N 26/07 с ООО "Эко-Дом" по передаче в аренду нежилого помещения, общей площадью 73, 8 кв.м. ( второй этаж, левое крыло, объект состоит из 4 помещений: комнаты 82-19 кв.м., 86-18 кв.м., 88-13 кв. м, 89-23,5 кв.м), расположенного в здании по адресу: 607635, Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, ул. Центральная, д. 5.
Договор аренды от 01.10.2013 Nб/н с ООО "Эко-Дом" по передаче в аренду нежилого помещения, общей площадью 42,1 кв.м. (второй этаж, левое крыло, объект состоит из 2 помещений: комнаты 87-20,1 кв.м., 85-22 кв.м.), расположенного в здании по адресу: 607635, Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, ул. Центральная, д. 5, заключен ФГУП Учхоз "Новинки" в лице исполнительного директора Савченко Людмилы Борисовны, действующей по доверенности 52АА1619053 от 26.08.2013.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-36725/2011 от 01.08.2013 внешним управляющим ФГУП Учхоз "Новинки" назначен Лосев Иван Юрьевич.
Имущество, переданное по вышеуказанным договорам, является федеральной собственностью и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП Учхоз "Новинки" Полномочия собственника данного имущества осуществляет Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области.
Согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, происходит в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, т.е. по результатам проведения торгов.
19 августа 2010 года между администрацией Шахунского района Нижегородской области и ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ-НИЖНИЙ НОВГОРОД" заключен договор аренды муниципального имущества (газопровод физкультурно-оздоровительного комплекса, Лит 1Г, протяженностью 48,75 м и газовые емкости (2 шт. по 25 куб.м), расположенные по адресу: Нижегородская обл., г. Шахунья, ул. Чапаева, 2 "А", предназначенные для нужд теплоснабжения и водоснабжения Физкультурно-оздоровительного комплекса). Срок действия договора аренды с 19.08.2010 по 19.08.2011.
30.06.2010 договор аренды от 19.08.2010 продлен до 20.08.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ФЗ "О защите конкуренции" муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ-НИЖНИЙ НОВГОРОД" в адрес Нижегородского УФАС России от администрации администрация Шахунского района Нижегородской области не поступало.
На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ-НИЖНИЙ НОВГОРОД" не является лицом обладающем правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Документацию о торгах на право заключения договора от 19 августа 2010 года администрацией Шахунского района Нижегородской области не представлена.
На основании вышеизложенного Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия администрации Шахунского района Нижегородской области по заключению договора аренды муниципального имущества от 19 августа 2010 года без процедуры проведения торгов являются нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Следовательно, действия администрации Шахунского района Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области N 7-5 от 12 октября 2012 года администрация Шахунского района Нижегородской области реорганизована в администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области.
Срок действия договора аренды муниципального имущества от 19.08.2010 истек 20.08.2013, решение о продлении договора аренды не принималось, таким образом, оснований для выдачи предписания о возврате муниципального имущества у Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствуют.
Таким образом, действия администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области свидетельствуют о добровольном устранении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Ф
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Производство по делу N1028-ФАС52-10/11 по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К. |
|
|
|
К. |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 марта 2014 г. N 1355-ФАС52-10/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016