Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 4 мая 2012 г. N 45
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев дело N 45 в отношении ИП <_> по факту распространения рекламы бальзама "Ореховый", содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (уведомлены надлежащим образом) установила:
В газете "Экспресс реклама" в выпуске N 9 (591) от 10 марта 2012 г. была обнаружена реклама бальзама "Ореховый". Реклама начинается в виде письма неизвестного мужчины, рассказывающего, что он был болен описторхозом, и после приема бальзамом "Ореховый" излечился. Далее рассказывается, что "Бальзам этот царский - и омолаживает (минус 10 лет долой!), и кровь очищает, и не только излечиться поможет, но и вновь занедужить не даст". Приведены 10 писем благодарных потребителей (Герасимова О.М. Пермь, Харченко Е.В. Воронеж, Мишин К.И. Новосибирск и другие), которые красочно описывают болезни (инсульт, варикоз, экзема, подагра, онкологические заболевания и т.д.), от которых избавились с помощью бальзама "Ореховый". Далее указано, что бальзам "Ореховый" это "царский" бальзам от гипотереоза, туберкулеза, простатита, гепатита, псориаза, эпилепсии и всех прочих "неизлечимых" заболеваний. Вот и получается, что природный эликсир здоровья, способен заменить целый аптечный киоск.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
В соответствии со статьей 5 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует полный запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим Регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Как лекарственное средство бальзам "Ореховый" не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на лечебные свойства, в том числе профилактические.
Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.
Анализируя текст рекламы, создается впечатление о необходимости применения бальзама "Ореховый", который обладает лечебными свойствами (ослаб варикоз, зажили трещины, кровь очищает, прошли кисты на почтах, восстановился хрящ (артрит) и т.д.), реклама также содержит перечисление болезней (гипотереоз, туберкулез, простатит, гепатит, псориаз, эпилепсия, экзема и т.д.).
Это свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, данная реклама нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
Согласно пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товаров, т.к. препарат не может обладать лечебными и профилактическими свойствами в виду отсутствия регистрации в качестве лекарственного средства.
Таким образом, данная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе".
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования. Рекламодателем является ИП <_>
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем является ИП <_>
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу бальзама "Ореховый", размещенную в газете "Экспресс реклама" в выпуске N 9 (591) от 10 марта 2012 г., поскольку она не соответствуют требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>
Решение изготовлено в полном объеме "11" мая 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"04" мая 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от "04" мая 2012 г. по делу N 45 в отношении ИП <_> о признании ненадлежащей рекламы бальзама "Ореховый",
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы бальзама "Ореховый", размещенной в газете "Экспресс реклама" в выпуске N 9 (591) от 10 марта 2012 г.
2. ИП <_>представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание изготовлено в полном объеме "11" мая 2012 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 4 мая 2012 г. N 45
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016