Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 20 марта 2014 г. N 1420/02
В соответствии с пунктом 2 Регламента за получением государственной услуги, помимо организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики и (или) теплоснабжения, вправе обратится потребители, приобретающие электрическую и (или) тепловую энергию (мощность, услуги по ее передаче) - при возникновении разногласий с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения последних в установленном порядке полномочиями по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) по решению указанного регулирующего органа об установлении цен (тарифов), по которым заявитель приобретает электрическую и (или) тепловую энергию (мощность, услуги по ее передаче).
Таким образом, из вышеназванных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов следует, что вопросы, связанные с обоснованностью установления комитетом по ценовой и тарифной политике области цен (тарифов) на тепловую энергию относятся к компетенции Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) и не относятся к компетенции Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку тариф на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" утвержден уполномоченным органом исполнительной власти Новгородской области - комитетом по ценовой и тарифной политике области (далее - комитет), то действия общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" по установлению цены на тепловую энергию в пределах утвержденного комитетом тарифа не являются злоупотреблением доминирующим положением.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 16 настоящей части.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается предоставление прав пользования, владения на государственное, муниципальное имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона. Главой 5 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. При этом статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено права хозяйствующего субъекта, которому предоставлена муниципальная преференция путем передачи имущества, передавать данное имущество в пользование иным лицам.
Поскольку в доверительное управление ООО "Новый день+" объекты теплоснабжения, являющиеся муниципальной собственностью, были переданы Администрацией города Чудово в качестве преференции в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России, выходя за пределы вопросов, поставленных в заявлении ООО "Фактура", истребовало у Администрации города Чудово и ООО "Новый день+" сведения об основаниях пользования обществом с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" указанными объектами теплоснабжения.
ООО "Новый день+" представило (письмом от 30.12.2013 N 76) в Новгородское УФАС России копию договора от 01.03.2013 доверительного управления объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, заключенного с Администрацией города Чудово, а также копию договора N 407 от 01.10.2013, заключенного между ООО "Новый день+" и ООО "Тепловая Компания Новгородская", о предоставлении последнему вышеуказанных объектов теплоснабжения в аренду на неопределенный срок с условием расторжения данного договора аренды с момента государственной регистрации расторжения вышеуказанного договора доверительного управления.
Администрация города Чудово представила (письмом от 13.01.2014 N 15) по запросу Новгородского УФАС России информацию о том, что от ООО "Новый день+" не поступало в Администрацию города Чудово обращений на получение согласия на передачу в аренду вышеуказанных объектов теплоснабжения иным лицам.
14 января 2014 года ООО "Новый день+" представило в Новгородское УФАС России информацию о том, что между ООО "Новый день+" и Администрацией города Чудово 03.12.2013 заключено соглашение о расторжении договора доверительного управления от 01.03.2013, а также копию расписки Чудовского отдела Управления Росреестра по Новгородской области о дате окончания срока регистрации расторжения - 24.01.2014.
Таким образом, признаки нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устранены с момента расторжения договора аренды N 407 от 01.10.2013 между ООО "Новый день+" и ООО "Тепловая Компания Новгородская".
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, в случае неисполнения органом местного самоуправления вышеуказанных полномочий, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в таких действиях (бездействии) могут усматриваться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Новгородским УФАС России был направлен запрос в Администрацию города Чудово о представлении информации о мерах, принимаемых для организации теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Фактура". Из представленной по запросу информации (письмо от 19.02.2014 N 253) следует, что Администрацией города Чудово решается вопрос о передаче газовой котельной в пользование ООО "ТК Новгородская" сроком на один месяц, также заказан отчет о рыночной стоимости данного муниципального имущества для предоставления в аренду и после получения отчета Администрацией города Чудово будет проведен конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается предоставление прав пользования, владения на государственное, муниципальное имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Таким образом, из информации (по состоянию на 19.02.2014), представленной Администрацией города Чудово в Новгородское УФАС России, в действиях Администрации города Чудово не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Новгородское УФАС России дополнительно сообщает заявителю, что особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются, в том числе, и на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, с помощью которых обществу с ограниченной ответственностью "Фактура" осуществляется поставка тепловой энергии. Таким образом, в том числе, в случае нарушения требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче Администрацией города Чудово прав пользования, владения на вышеназванные объекты теплоснабжения, ООО "Фактура" вправе обратится в Новгородское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Фактура" отказать, в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях ООО "Тепловая Компания Новгородская", Администрации города Чудово.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
исп.: Бунин И.В.
(8162)738851
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 марта 2014 г. N 1420/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016