Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 26 марта 2015 г. N 11А/2015
Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко Ирина Викторовна, рассмотрев в отсутствие менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, протокол и материалы дела об административном правонарушении N 11А/2015, возбужденного в отношении менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> по части 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по факту нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", установил:
Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 03.12.2014 по делу N 384/2014 в действиях ООО "ТВК-Р" установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), выразившегося в создании для поставщика продовольственных товаров - ООО "ТД Алтайская крупа" (659311, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, д. 7) дискриминационных условий путем отклонения направленного коммерческого предложения без мотивированного обоснования и создания препятствий доступу на рынок оптовых поставок продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Табрис" ООО "ТВК-Р" (копия решения от 03.12.2014 по делу N 384/2014 имеется в материалах дела N 11А/2015).
В ходе рассмотрения дела N 384/2014 Комиссией Краснодарского УФАС России было установлено следующее.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона о торговле, торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
По результатам анализа представленных ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") документов и сведений Комиссией установлено, что под управлением ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") действует 9 торговых объекта, расположенных по следующим адресам: г. Краснодар, ул. Красная, 202, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 213, г. Краснодар, ул. Сормовская, 108/1, г. Краснодар, ул. Московская, 54, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 222, г. Краснодар, ул. 40-летие Победы, 144/5, г. Краснодар, ул. Тургенева, 138/6, г. Краснодар, ул. Красных партизан, 173, г. Новороссийск, проспект Ленина, 7 "А". Таким образом, ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о защите конкуренции) понятие "дискриминационные условия" определено как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из анализа содержания названной нормы следует, что приведенный в ней перечень действий, рассматриваемых как создание дискриминационных условий, не является исчерпывающим, соответственно данный перечень является открытым. Следовательно, применительно к отношениям "покупатель - поставщик" дискриминационными условиями можно считать любые условия приобретения (продажи) товара, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение относительно друг друга.
В целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок пунктом 1 статьи 9 Закона о торговле установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Данное требование Закона о торговле направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок.
Как видно из материалов дела и установлено Управлением, ООО "ТД Алтайская крупа", изучив условия отбора контрагентов, размещенные ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о торговле на сайте www.tabris.ru, 03.06.2014 исх. N б/н направило на электронный адрес ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") коммерческое предложение с приложением соответствующих документов (рейтинг продаж за 2013 год, пресс-релиз, каталог продукции).
На данное предложение 18.06.2014 на электронный адрес ООО "ТД Алтайская крупа" поступил ответ от ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис"), в котором сообщено о том, что предложение ООО "ТД Алтайская крупа" рассмотрено на ассортиментном комитете и принято отрицательное решение.
В ходе электронной переписки между ООО "ТД Алтайская крупа" и ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") о разъяснении причин принятия отрицательного решения на ассортиментном комитете 27.06.2014 получена информация о том, что предложение не интересно для сети.
Из представленной в материалы дела информации следует, что ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") заключены договоры поставки продовольственных товаров по товарной группе бакалея (фасованные крупы, крупы в варочных пакетах, хлопья, не требующие варки) в целях их реализации населению с такими хозяйствующими субъектами, как: ООО "Интел", ООО "Домино", ООО "СахарПродТорг", ООО "Альта-М", ООО "АРИВЕРА", ООО "Торговый дом "Диамир К", ООО "ИнтрайдРус", ООО "Компас здоровья ЮФО", ООО "Реликт", ООО "Солнечный" и т.д.
Однако на поступившее от ООО "ТД Алтайская крупа" предложение заключить договор поставки продовольственных товаров (крупы, хлопья торговой марки "Гудвилл") со стороны ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") был направлен отказ от заключения названного договора. В свою очередь, из содержания данного обращения следует, что ООО "ТД Алтайская крупа" полностью соответствует размещенным на сайте ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") критериям отбора поставщиков, в связи с чем, и направляет коммерческое предложение, предлагаемые цены на продукцию и просит торговую сеть сообщить возможна ли выкладка предложенного товара в существующих условиях в торговой сети "Табрис".
Коммерческое предложение ООО "ТД "Алтайская крупа" содержало описание предлагаемой для поставки продукции, а также условия, на которых оно готово сотрудничать с ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис").
Направленные в адрес ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") документы, свидетельствуют о намерении ООО "ТД Алтайская крупа" заключить договор и осуществлять поставку продовольственных товаров в ООО "ТВК-Р" - сеть магазинов "Табрис", расположенных в границах Краснодарского края.
Изучив, представленную переписку между ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") и ООО "ТД Алтайская крупа", Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N 384/2014 установила, что ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") формально подошло к рассмотрению представленного коммерческого предложения, при этом ООО "ТД Алтайская крупа" было лишено возможности устранить либо изменить условия коммерческого предложения в целях заключения такого договора, в том числе, на перспективу.
Таким образом, ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис"), заключив договоры на поставку продовольственных товаров (крупа, хлопья) с отдельными поставщиками (указаны выше), обеспечило им доступ на рынок оптовой реализации данной продукции для дальнейшей реализации через свою торговую сеть. При этом, уклонившись от заключения аналогичного договора с новым поставщиком (ООО "ТД Алтайская крупа"), создало для него дискриминационные условия доступа на товарный рынок по сравнению с другими поставщиками (ООО "Интел", ООО "Домино", ООО "СахарПродТорг", ООО "Альта-М", ООО "АРИВЕРА", ООО "Торговый дом "Диамир К", ООО "ИнтрайдРус", ООО "Компас здоровья ЮФО", ООО "Реликт", ООО "Солнечный" и др.), в связи с чем, ООО "ТД Алтайская крупа" поставлено в неравное положение по сравнению с указанными поставщиками аналогичной продукции.
Учитывая вышеизложенное, действия ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") в части формального отклонения, направленного ООО "ТД Алтайская крупа" коммерческого предложения по причине того, что предложение не интересно для ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис"), свидетельствуют о наличии дискриминационного подхода к предложению о сотрудничестве ООО "ТД Алтайская крупа".
Необоснованное уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, от заключения договора поставки с обратившимся к нему поставщиком (при условии соответствия поставщика всем предъявляемым критериям контрагента) может привести к ограничению конкурентной среды, поскольку препятствует поставщику войти на рынок поставок продовольственных товаров и на равных конкурировать с другими поставщиками. Кроме того, ущемляются интересы покупателей, пользующихся услугами сети магазинов "Табрис" ООО "ТВК-Р", в части невозможности приобретения в данной торговой сети продукции торговой марки "Гудвилл".
На основании вышеизложенного Комиссией Краснодарского УФАС России принято решение от 03.12.2014 по делу N 384/2014, исходя из которого в действиях ООО "ТВК-Р", выразившихся в создании для поставщика продовольственных товаров - ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационных условий путем отклонения направленного коммерческого предложения без мотивированного обоснования и создания препятствий доступу на рынок оптовых поставок продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Табрис" ООО "ТВК-Р", установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Согласно части 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.
Краснодарским УФАС России направлен запрос о предоставлении информации в адрес ООО "ТВК-Р" о должностном лице, ответственном за нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле, установленного в решении Краснодарского УФАС России от 03.12.2014 по делу N 384/2014.
На указанный запрос получена информация, что таким должностным лицом является менеджер коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_>
ООО "ТВК-Р" письмом от 19.01.2015 (исх. N 495) представлена должностная инструкция менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_>
Согласно пункту 2.1 указанной должностной инструкции в обязанности менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> входит осуществление переговоров с поставщиком, проведение преддоговорной работы по выбору вида договоров, определение способа и формы исполнения обязательств по договорам, оформление преддоговорной документации.
Таким образом, установлено, что ответственным лицом за нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле является должностное лицо - <_> при отклонении, направленного ООО "ТД Алтайская крупа" коммерческого предложения от 03.06.2014 (исх. N б/н).
На основании вышеизложенного в действиях менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> выразившихся в создании для поставщика продовольственных товаров - ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационных условий путем отклонения направленного коммерческого предложения без мотивированного обоснования и создания препятствий доступу на рынок оптовых поставок продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Табрис" ООО "ТВК-Р", содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14.40 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения являются место расположения ООО "ТВК-Р" (торговая сеть "Табрис") - г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 213.
Время совершения - 18.06.2014 - дата направления ООО "ТВК-Р" (Торговая сеть "Табрис") ответа ООО "ТД Алтайская крупа" о рассмотрении на ассортиментном комитете предложения ООО "ТД Алтайская крупа" и принято отрицательного решения.
За нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 14.40 КоАП РФ - создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.
Определением от 12.02.2015 исх. N 2329/5 в отношении менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> возбуждено дело об административном правонарушении N 11А/2015 и начато административное расследование.
Указанным определением менеджер коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По данному делу протокол об административном правонарушении от 11.03.2015 исх. N 4213/5 составлен в присутствии менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ (копия протокола вручена <_> 11.03.2015).
Определением от 11.03.2015 исх. N 4214/5 рассмотрение дела об административном правонарушении N 11А/2015 назначено на 26.03.2015 в 09 часов 30 минут (копия определения вручена <_> 11.03.2015).
Указанным определением менеджер коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела N 11А/2015.
В наличии имелись все материалы, необходимые для рассмотрения дела по существу.
В назначенное время материалы дела N 11А/2015 рассмотрены врио руководителя Краснодарского УФАС России Иващенко И.В., в отсутствие уведомленного надлежащим образом менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_>
Согласно объяснениям <_> 03.06.2014 ООО "ТД Алтайская крупа" направило на электронный адрес ООО "ТВК-Р" коммерческое предложение. Указанное предложение было получено <_> рассмотрено на ассортиментном комитете и ввиду отсутствия дополнительного места в торговом зале (полочного пространства) для заведения новой торговой марки было принято решение о невозможности заключения договора поставки с ООО "ТД Алтайская крупа". В адрес ООО "ТД Алтайская крупа" <_> был направлен ответ следующего содержания "Коммерческое предложение рассмотрено на ассортиментном комитете, принято отрицательное решение". На запрос ООО "ТД Алтайская крупа" о разъяснении предыдущего ответа, <_> было направлено сообщение, что предложение не интересно для сети, без мотивированного разъяснения, поскольку посчитала, что краткого ответа будет достаточно. <_> с протоколом об административном правонарушении по делу N 11А/2015 ознакомлена, возражений не имеет.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела об административном правонарушении N 11А/2015 в действиях менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ, заключающегося в нарушении положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", выразившегося в создании для поставщика продовольственных товаров - ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационных условий путем отклонения направленного коммерческого предложения без мотивированного обоснования и создания препятствий доступу на рынок оптовых поставок продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть "Табрис" ООО "ТВК-Р".
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Врио руководителя Краснодарского УФАС России Иващенко И.В., при всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, пришел к выводу о достаточности имеющихся в деле доказательств, а также о доказанности наличия в действиях должностного лица - менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия обстоятельств, позволяющих освободить должностное лицо от привлечения к административной ответственности.
26.03.2014 врио руководителя Краснодарского УФАС России Иващенко И.В. по результатам рассмотрения материалов дела N 11А/2015 в отсутствие надлежащим образом уведомленного должностного лица - менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> вынесено постановление о наложении штрафа.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.40; статьей 23.48; пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - менеджера коммерческого отдела ООО "ТВК-Р" <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф в размере 20 000 рублей должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду: 161 1 16 02010 01 6000 140.
Реквизиты счета для перечисления штрафа:
ИНН 2309053192 КПП 231001001
Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю).
Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар.
БИК 040349001 Расчетный счет: 40101810300000010013
Назначение платежа КБК 161 1 16 02010 01 6000 140
НДС не предусмотрен
ОКТМО: 03701000
Очередность платежа 4.
Тел/факс: 253-62-11
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в законном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с части 1 статьи 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
Врио руководителя управления И.В. Иващенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 марта 2015 г. N 11А/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016