Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 25 апреля 2012 г. N 21-05/16-2012 Р
Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Врио руководителя Управления Коваленко Г.Б.;
члены Комиссии;
- главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Афанасов А.В.;
- специалист 3 разряда отдела правового обеспечения и рекламы Рябова А.В.,
рассмотрев дело N 21-05/16-2012 Р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Патипа-Клаб" (ИНН 4101145698, КПП 410101001, ОГРН 1114101003620; юридический адрес: пр. Победы, д. 2, г. Петропавловск-Камчатский, 683023) (далее - ООО "Патипа-Клаб") части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), по факту размещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова (напротив Краевой библиотеки) рекламной информации следующего содержания: "Club & cafe ИKRA Специальные гости: DJ-ДУЭТ Duo Diamonds [Украина] 22.02 тел. 34-34-44" с изображением двух обнаженных девушек, в присутствии:
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Патипа-Клаб", Гарага Тамары Николаевны (доверенность б/н от 01.04.2012),
- заявитель - Куликов Олег Германович (ул. Ломоносова, д.4, кв. 83, г. Петропавловск-Камчатский, 683031), не явился, извещен надлежащим образом, установила:
Прокуратурой города Петропавловска-Камчатского в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) направлено заявление (вход. N 693 от 15.03.2012) гражданина Куликова Олега Германовича. В своем заявлении Куликов О.Г. полагает, что рекламная информация, размещенная по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова (напротив Краевой библиотеки) с изображением двух обнаженных девушек, является вульгарной, а также просит защитить нравственное воспитание детей.
Согласно информации, изложенной в заявлении, по вышеуказанному адресу размещается рекламная информация следующего содержания: "Club & cafe ИKRA Специальные гости: DJ-ДУЭТ Duo Diamonds [Украина] 22.02 тел. 34-34-44" с изображением двух обнаженных девушек.
Дело N 21-05/16-2012 Р возбуждено определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 09 апреля 2012 года (исх. N 810/05) по результатам рассмотрения заявления.
25 апреля 2012 года на заседании Комиссии Камчатского УФАС России, представитель ООО "Патипа-Клаб" пояснила, что рекламная информация была изготовлена и размещена с согласия и под руководством арт-директора клуба "ИKRA" Котышева Николая Александровича. Подтверждающих документов, в частности договоров, платежных поручений, актов выполненных работ иных документов, Котышев Н.А. администрации клуба не представил.
Комиссия Камчатского УФАС России, проанализировав нормативные правовые акты, рассмотрев представленные документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле пришла к следующим выводам.
Вышеназванная информация является рекламой в силу пунктов 1-3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.
В силу положений Федерального закона "О рекламе", реклама адресована неопределенному кругу лиц, является публичной, следовательно, является общедоступной для всех потребителей.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее отделены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге признается - распространением среди неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимном), религиозных символов, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Вместе с тем, пункт 4.3. Аналитической записки по отдельным вопросам применения Федерального закона "О рекламе", разработанной ФАС России разъясняет, что при квалификации по признакам нарушений части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования оценки.
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Москва, Азбуковник, 2001 года), слово непристойный определяется как неприличный, бесстыдный. В соответствии с этим же источником: неприличный - противоречащий правилам приличия, бесстыдный - лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали.
Руководствуясь Большим толковым словарем русского языка под редакцией С.А. Кузнецова (СПб, 1998), оскорбить - крайне унизить кого-либо, уязвить, задеть какие-либо чувства; оскорбительный образ - субъективное восприятие конкретного изображения несовместимого с мировоззрением, убеждением, культурой, традициями и т.п. отдельной личности, либо определенной общности людей.
Из заключения психологической экспертизы, проведенной Старшим методистом кафедры педагогики и психологии КГОУ ДОВ "Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров" - Синюшкиной Т.А. следует, что данную рекламу нельзя назвать этическим эталоном. Демонстрация в общественных местах обнаженных интимных зон тела (грудь) нельзя интерпретировать как норму нравственного поведения личности. Реклама размещена в месте доступном для обозрения людям разных возрастных групп, в том числе детям и подросткам, чей возраст предполагает постоянную "открытость" психики к внешнему влиянию. Влияние рекламы не несет нравственного характера.
Специалисты-психологи в области рекламы подчеркивают, что любая реклама, помимо основной товарной функции, выполняет и ряд других задач, в том числе и воспитательную. Поэтому можно утверждать, что реклама не только не соответствует этическим эталонам, но противоречит современной государственной политике в области образования, нацеленной на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
С учетом названных обстоятельств и положений части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" следует, что реклама ООО "Патипа-Клаб", размещенная по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова (напротив Краевой библиотеки), не отвечает требованиям настоящего Федерального закона "О рекламе".
На заседании комиссии Камчатского УФАС России представитель ООО "Патипа-Клаб" нарушение признал.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу статьи 38 Федерального закона "О рекламе", за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На рассмотрении дела комиссией Камчатского УФАС России было установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Патипа-Клаб".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Патипа-Клаб" (ИНН 4101145698, КПП 410101001, ОГРН 1114101003620; юридический адрес: пр. Победы, д. 2, г. Петропавловск-Камчатский, 683023), размещенную по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Топоркова (напротив Краевой библиотеки) следующего содержания: "Club & cafe ИKRA Специальные гости: DJ-ДУЭТ Duo Diamonds [Украина] 22.02 тел. 34-34-44" с изображением двух обнаженных девушек, не соответствующей части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Патипа-Клаб" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
- ООО "Патипа-Клаб"
- арт-директора клуба ООО "Патипа-Клаб" "ИKRA" - Котышева Николая Александровича.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
27 марта 2012 года г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Камчатского УФАС (далее - Комиссия) России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления Г.Б. Коваленко,
члены Комиссии:
- главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы А.В. Афанасов,
- специалист 3 разряда отдела правового обеспечения и рекламы А.В. Рябова
на основании своего решения от 27 марта 2012 года по делу N 21-05/07-2012 Р о признании нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившееся в распространении индивидуальным предпринимателем Болтенко Алексеем Алексеевичем (ИНН 410500348139; ОГРНИП 304410525400031; адрес: пер. Радужный, д.1, кв.40, г. Елизово, Камчатский край, 684000) (далее - ИП Болтенко А.А.) в бесплатной еженедельной рекламной газете "Шанс" N 48 (690) от 09.12.2011 рекламной информации китайского оздоровительного центра ООО "Восток" следующего содержания: "Китайский оздоровительный центр Врачи-специалисты высшей категории (г. Далянь, медицинский центр "Горизонт") массаж оздоровительный (10 разновидностей) процедуры традиционной китайской медицины косметология татуаж (новая методика с прорисовкой цвета, растушевкой) парикмахерские услуги, солярий Предварительная НОВОГОДНЯЯ запись по тел.: 7-54-82 (Елизово), 8-902-464-23-24 Часы работы 9.00-19.00 (пн.- пт., вс.), сб. - выходной", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия, предписывает:
1. ИП Болтенко Алексею Алексеевичу (ИНН 410500348139; ОГРНИП 304410525400031; адрес: пер. Радужный, д.1, кв.40, г. Елизово, Камчатский край, 684000) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение ненадлежащей рекламы китайского оздоровительного центра ООО "Восток" с нарушением пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Болтенко Алексею Алексеевичу (ИНН 410500348139; ОГРНИП 304410525400031; адрес: пер. Радужный, д.1, кв.40, г. Елизово, Камчатский край, 684000) представить в Камчатское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 апреля 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Камчатское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 25 апреля 2012 г. N 21-05/16-2012 Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016