Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4-05/41 (опубликовано 5 мая 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/41 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Офтальмологический центр" рекламы услуг в области пластической хирургии, в присутствии представителя ООО "Офтальмологический центр", установила:
В порядке надзора за соблюдением требований рекламного законодательства отслежена реклама клиники глазной и пластической хирургии под названием "Хмуриться не надо, Лада", опубликованная в N 1 журнала "Maximum" за октябрь-ноябрь 2011 г.
В рекламе содержится следующая информация:
"Эстетическая медицина - это как раз та область медицины, которая может нивелировать те элементы на вашем лице, с которыми Вы не хотите примириться, например, глубокая складка, залегающая между бровей. Пластическая хирургия сегодня способна решить эту проблему раз и навсегда. Введение под морщину совершенно безопасного для здоровья имплантата способно кардинальным образом преобразить Ваше лицо".
В статье имеется фотоизображение пациентки (с межбровной складкой до операции и после операции), к которому дается следующий комментарий: "Снимки взяты не из Интернета и не смонтированы на компьютере. Это реальные пациенты, получившие помощь в нашей клинике. Имеются противопоказания к данному методу коррекции внешности, но об этом Вы можете узнать на консультации пластического хирурга".
Таким образом, содержание рекламной информации и коммерческое обозначение рекламодателя (клиника глазной и пластической хирургии) целенаправленно привлекают внимание потребителей к услугам пластического хирурга.
Оценка данной рекламы на соответствие рекламному законодательству проведена с учетом официальной информации министерства здравоохранения Хабаровского края (исх. N 04.2-3574 от 06.04.2012 г.), содержащая следующие выводы.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163, услуги в области "Пластической хирургии" (код 081504) отнесены к медицинским услугам, оказываемым косметологическими подразделениями.
В соответствии с п.п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 данной статьи исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющие лицензируемый вид деятельности, устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) в соответствии с Перечнем согласно приложению к Положению.
В соответствии с перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, медицинской деятельности, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой, высокотехнологичной медицинской помощи включают работы (услуги) по "Косметологии хирургической".
Согласно п. 3 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении указанных видов медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323, определенные Перечнем работы (услуги) выполняются на основании лицензии.
Таким образом, в рамках действующего законодательства деятельность в области пластической хирургии вправе осуществлять только медицинские организации, получившие лицензию на медицинскую деятельность, разрешающую выполнение работ (услуг) по "косметологии хирургической".
Размещение рекламной статьи "Хмуриться не надо, Лада" в журнале "Maximum" осуществлено на основании договора N 16 оказания взаимных услуг (N 16 от 22.08.2011 г.), заключенного между ООО "Логос" (наименование юридического лица издателя названного СМИ) и ООО "Офтальмологический центр".
Данный договор и платежное поручение (N 540 от 26.09.2011 г.) подтверждают, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы (рекламодателем), является ООО "Офтальмологический центр".
Названный хозяйствующий субъект имеет лицензии (N ЛО-27-01-000099 от 22.10.2008 и ЛЮ-27-01-000695 от 12.10.2011) на право осуществления медицинской деятельности, выданные министерством здравоохранения Хабаровского края.
В перечне разрешенных видов работ и услуг, предусмотренном лицензиями, деятельность в области косметологии хирургической отсутствует.
На основании пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров (услуг) на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
По указанным основаниям в отношении ООО "Офтальмологический центр" возбуждено настоящее дело, по результатам рассмотрения которого установлены дополнительные факты распространения рекламы клиники глазной и пластической хирургии, а именно, рекламных статей "Хмуриться не надо, Лада" и "Что такое эстетическая хирургия", опубликованных в другом печатном издании - журнале "Экспресс magazin" (август 2011 г. и декабрь 2011 г.).
Распространение указанных реклам в названном СМИ осуществлено на основании договора на размещение рекламы в журнале "Экспресс magazin" (N 3-ЭМ от 10.01.2011 г.), заключенного между ООО "Ирбис" (издатель журнала) и ООО "Офтальмологический центр".
Данный договор и акт выполненных работ от 28.07.2011 г. подтверждают, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы (рекламодателем), является ООО "Офтальмологический центр".
Кроме того, в газете "Экспресс курьер N 1" от 22 февраля 2012 г. на 10-ой странице отслежен рекламный модуль клиники глазной и пластической хирургии, посредством которой предлагается услуги по удалению морщин, омоложению кожи хирургическим путем и без операции, пластике век, ушных раковин.
Рекламодателем является ООО "Офтальмологический центр", рекламораспространителем - ООО "Ирбис".
Таким образом, распространение в журналах "Maximum", "Экспресс magazin" и в газете "Экспресс курьер N 1" рекламы клиники глазной и пластической хирургии, предлагающей услуги по косметологии хирургической, без наличия лицензии на данный вид деятельности, является нарушением пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Ответственность за данное нарушение согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель - ООО "Офтальмологический центр".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Офтальмологический центр" признал, что распространение рекламы услуг по пластической хирургии, осуществляется без наличия у предприятия соответствующей лицензии и аргументировал допущенные нарушения следующим образом.
На момент оформления лицензии на медицинскую деятельность в 2006 г. специальности "пластическая хирургия" не существовало. Решение о ее введении было принято только в конце 2010 г.
Лицензию по специальности "пластическая хирургия" можно получить только при наличии документов, подтверждающих обучение по этой специальности (диплом, сертификат и свидетельство об усовершенствовании по этой специальности).
Руководитель ООО "Офтальмологический центр" в 2008 г. прошел обучение по специальности "пластическая хирургия", что подтверждается сертификатом Санкт-Петербургской медицинской академии.
В настоящее время между ООО "Офтальмологический центр" и Дальневосточным государственным медицинским университетом заключен договор на обучение по специальности "пластическая хирургия".
Приведенные аргументы в качестве доказательств правомерности осуществления деятельности ООО "Офтальмологический центр" в области пластической хирургии Комиссией отклонены по следующим основаниям.
Услуги в области "Пластической хирургии" отнесены к медицинским услугам, на основании приведенного выше Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, который утвержден постановлением Госстандарта РФ в 1993 г.
Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с которым работы (услуги) по "косметологии хирургической" включены в перечень видов медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ 22 января 2007 г. (N 30).
Порядок, на основании которого работы (услуги) по "косметологии хирургической" осуществляются на основании лицензии, утвержден 10.05.2007 г. (N 323).
Данные нормативные документы свидетельствуют о том, что ссылка ООО "Офтальмологический центр" на введение специальности "пластическая хирургия" в конце 2010 г., не соответствует действительности и не имеет документального подтверждения.
Таким образом, начиная с 2007 г. (в течение 5 лет) у ООО "Офтальмологический центр" имелась возможность для получения лицензии на "косметологию хирургическую" и соблюдения требований законодательства, предъявляемых к рекламе лицензируемых видов деятельности.
Наличие у руководителя ООО "Офт решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы работ (услуг) по "косметологии хирургической", распространенные ООО "Офтальмологический центр":
- в рекламных статьях "Хмуриться не надо, Лада", опубликованных в N 1 журнала "Maximum" за октябрь-ноябрь 2011 г, и в журнале, "Экспресс magazin" (август 2011 г.);
- в рекламной статье "Что такое эстетическая хирургия", опубликованной в журнале "Экспресс magazin" ( декабрь 2011 г.);
- в рекламном модуле клиники глазной и пластической хирургии, опубликованном в газете "Экспресс курьер N 1" от 22 февраля 2012 г., поскольку в них нарушены требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Офтальмологический центр" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела в Министерство здравоохранения Хабаровского края для принятия к ООО "Офтальмологический центр" мер в соответствии с компетенцией лицензирующего органа.
Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, на основании своего решения от 12 апреля 2012 г. по делу N 4-05/41 о признании ненадлежащими рекламы услуг по "косметологии хирургической", опубликованные ООО "Офтальмологический центр" ООО в N 1 журнала "Maximum" за октябрь-ноябрь 2011 г, и в журнале, "Экспресс magazin" (август 2012 г. и декабрь 2012 г.), в газете "Экспресс курьер N 1" от 22 февраля 2012 г., и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Офтальмологический центр" (ИНН 2703021840, местонахождение: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Гамарника, д. 17, корп. 2) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы о проведении работ (оказания услуг) по "косметологии хирургической" без наличия соответствующей лицензии на данный вид деятельности.
2. ООО "Офтальмологический центр" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10 мая 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4-05/41 (опубликовано 5 мая 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016