Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
N 34/08-2014 (опубликовано 26 марта 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
- специалиста 1 разряда отдела контроля размещения заказов,
рассмотрев жалобу ООО "МТ Групп" (далее также заявитель), установила:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "МТ Групп" на действия заказчика Закупочной комиссии) - ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ОАО "ВМТП") при проведении закупки путем запроса котировок (извещение N 31400937391, размещенное на сайте zakupki.ru) на поставку грузовых шин.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены принципы информационной открытости, равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции при проведении закупки, установленные ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). В обоснование своей позиции указывает на то, что информация о технических характеристиках закупаемого ОАО "ВМТП" товара, содержащаяся в извещении и в документации, не позволяет установить потребности заказчика, указание конкретного производителя ограничивает конкуренцию. Заявитель считает, что указанные нарушения организации и порядка проведения закупки не позволили ему подать заявку участие в закупке.
Из пояснений заказчика следует, что указанная в извещении и в документации о закупке товара путем проведения открытого запроса котировок информация, содержащая ссылку на ГОСТ 5513-97, определяет основные технические и качественные характеристики товара и позволяет любому участнику закупки поставить товар, необходимый заказчику. Техническая документация по данным закупкам формировалась заказчиком, исходя из практического применения автошин на погрузочно-разгрузочной технике с учетом применяемой нормы слойности шин - PR, но без ссылки на ГОСТ 8430-2003. Извещение о закупке размещено на официальном сайте в установленные Положением о закупке сроки. Дополнительно сообщает, что запрос котировок признан несостоявшимся.
Комиссия, рассмотрев представленные заявителем и заказчиком материалы, заслушав пояснения (доводы) сторон, установила следующее.
04.03.2014 ОАО "ВМТП" на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.ru размещены извещение и документация по закупкам путем проведения открытого запроса котировок на поставку грузовых шин.
ОАО "ВМТП" относится к виду юридических лиц, определенных частью 2 статьи 1 Закона о закупках, и при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Наблюдательным советом ОАО "ВМТП" протоколом от 25.02.2003 N 4 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "ВМТП" (далее - Положение о закупках).
Таким образом, ОАО "ВМТП" осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках и пункта 6.3 Положения о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке.
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 6.3.1.3. положения о закупке установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 6.4.1 Положения о закупке предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом пунктом 6.1.2.1. Положения о закупке предусмотрено, что устанавливаемые заказчиком требования к товарам, работам, услугам должны быть понятными и полными, обеспечивать четкое и однозначное изложение требований к качеству и иным показателям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 3 Извещения предметом договора является поставка грузовых автошин 7.00-12 14P.R. с камерой и ободной лентой (шинокомплект) в количестве 16 шт., производства компании TRELLEBORG или Advence.
Пунктом 1 Документации о закупке товаров установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, подлежащего закупке: грузовые автошины 7.00-12 14P.R. с камерой и ободной лентой (шинокомплект) в количестве 16 шт., производства компании TRELLEBORG или Advence. Товар должен соответствовать ГОСТу 5513-97, грузовые автошины должны быть в комплекте с камерой и ободной лентой оригинального качества и соответствовать указанным производителям. Вся партия товара должна быть одного производителя и все автошины должны иметь оригинальную заводскую маркировочную этикетку.
Областью применения межгосударственного стандарта ГОСТ 5513-97 являются пневматические шины для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов, предназначенные на дорогах различных категорий при температуре окружающей среды до минус 45 градусов С. Стандарт не распространяется на шины, предназначенные для работы в особых условиях эксплуатации.
Шины подразделяются на камерные и бескамерные (п. 4.1 ГОСТа 5513-97). В зависимости от конструкции и типа корда шины подразделяются на диагональные, радиальные комбинированные и радиальные цельнометаллокордные (п.4.2 ГОСТа 5513-97). В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь следующие типы рисунка протектора: дорожный, универсальный, повышенной проходимости и зимний. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий), универсальным-преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IY и IY-n категорий), повышенной проходимости -преимущественно в условиях бездорожья и на мягких грунтах, зимним - на обледенелых и заснеженных дорогах (п.4.3 ГОСТа 5513-97).
Обозначения и основные размеры шин определены пунктом 4.4 ГОСТа 5513-97).
Между тем, пунктом 4.4. ГОСТа 5513-97 не предусматривается обозначение шин 7.00-12 14P.R. Аббревиатура "PR" используется ГОСТом 8430-2003 для маркировки диагональных шин (п.5.4.1).
Ни извещение, ни документация о закупке не содержат сведения о типе рисунка протектора подлежащих закупке шин.
Исходя из этого, заказчиком нарушены требования подпункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктов 6.1.2.1. и 6.4.1. Положения о закупках, так как документация о закупке не содержит информацию (сведения), позволяющую четко и однозначно установить (определить) качественные и технические характеристики товара (шин), соответствующие потребностям заказчика.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "МТ Групп".
Вместе с тем, относительно довода заявителя об ограничении конкуренции указанием в документации о закупке конкретных производителей товара, подлежащего поставке, Комиссия учитывает позицию ФАС ДВО по делу N А51-11707/2013, в силу которой установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, в том числе, соответствующим товару конкретных производителей, отвечающим потребностям заказчика, при проведении юридическим лицом закупочной процедуры в порядке, предусмотренном Законом о закупках, не может рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку требования, предъявляемые к закупаемому товару, подлежат применению в равной степени ко всем участникам закупки, имеющим намерение участвовать в закупке и поставить товар, соответствующий потребностям заказчика.
Пункт 6.1.2.3.Положения о закупке предусматривает закупку товара, имеющего необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики, что не запрещает заказчику при проведении закупки устанавливать требования к качеству и техническим характеристикам, соответствующим товару конкретного производителя, исходя из потребностей заказчика.
Нарушения срока размещения извещения о запросе котировок, предусмотренного пунктом 12.2.1 Положения о закупке Комиссией не установлено.
Учитывая то обстоятельство, что закупка ОАО "ВМТП" не осуществлена в связи с признанием запроса котировок не состоявшимся, что подтверждается уведомлением о результатах проведения запроса котировок от 13.03.2014, Комиссия не находит основание для выдачи заказчику предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "МТ Групп" обоснованной.
2. Признать факт нарушения заказчиком - ОАО "Владивостокский морской торговый порт" требований подпункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пунктов 6.1.2.1. и 6.4.1. Положения о закупке при проведении запроса котировок (извещение N 31400937412), размещенное на сайте zakupki.ru) на поставку грузовых шин.
3. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю N 34/08-2014 (опубликовано 26 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016