Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 25 ноября 2014 г. N 275/2014
Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2014
Полный текст решения изготовлен 25.11.2014
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 275/2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_>- заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
<_>- главный специалист отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;
<_>- специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
рассмотрев дело N 275/2014 по признакам нарушения ОАО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_>(далее - Заявитель) (вх. в Управление от 16.05.2014 N 2264) на бездействие ОАО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 05.03.2014 N 1-54-14-098.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - ЭПУ земельного участка для садоводства, расположенного по адресу: <_>(далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 15 кВт, III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением технических условий 03.04.2014 в адрес Сетевой организации направлены сведения о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 03.04. N 173).
Также со стороны Заявителя исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение (квитанции, имеется в материалах дела).
Заявителем 17.04.2014 повторно в адрес ОАО "НЭСК-электросети" было направлено письмо о выполнении технических условий (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 17.04. N 214).
24.04.2014 ОАО "НЭСК-электросети" в адрес Заявителя направило письмо, что в результате осмотра объекта Заявителя выявлены замечания.
Устранив указанные замечания Заявитель в адрес ОАО "НЭСК-электросети" направил повторно письмо о выполнении технических условий (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 29.04. N 233).
12.05.2014 ОАО "НЭСК-электросети были подготовлены (изготовлены) следующие акты: акт осмотра энергопринимающих устройств, используемых на бытовые нужды и узла электрической энергии, справка о выполнении технических условий на технологическое присоединение энергоустановок к сетям ОАО "НЭСК-электросети", акт N000088 о выполненном технологическом присоединении электроустановки по адресу: г. Армавир, с/т Дары Кубани, владение N 7, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между с/т Дары Кубани и Тарасовым Е.В.
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены, а именно сетевой организацией не осуществлено урегулирование отношений с иными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 17 Правил).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляется со дня заключения договора и не может превышать шесть месяцев - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности.
На основании п.16.3 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил N861, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с п 25.1 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Армавир, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 11.08.2014 N 354 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 275/2014 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 275/2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 14.08.2014), назначена дата рассмотрения дела - 29.09.2014.
29.09.2014 в 11-00 на заседании Комиссии присутствовали члены комиссии; со стороны заявителя- <_>со стороны ответчика- представитель по доверенности <_>
29.09.2014 в связи с необходимостью получению дополнительных доказательств по делу на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 275/2014 вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Датой рассмотрения назначено 24.10.2014.
24.10.2014 в 12-00 на заседании Комиссии присутствовали члены комиссии; со стороны заявителя- <_> со стороны ответчика- представитель по доверенности <_>
24.10.2014 в связи с необходимостью получению дополнительных доказательств по делу на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 275/2014 вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Датой рассмотрения назначено 20.11.2014.
20.11.2014 в 14-30 на заседании Комиссии присутствовали члены комиссии; со стороны заявителя- <_> со стороны ответчика- представитель по доверенности <_>
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 275/2014 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между <_>(Заявитель) и ОАО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 05.03.2014 N 1-54-14-098.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя - ЭПУ земельного участка для садоводства, расположенного по адресу: <_>(далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 15 кВт, III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением технических условий 03.04.2014 в адрес Сетевой организации направлены сведения о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 03.04. N 173).
Также со стороны Заявителя исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение (квитанции, имеется в материалах дела).
Заявителем 17.04.2014 повторно в адрес ОАО "НЭСК-электросети" было направлено письмо о выполнении технических условий (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 17.04. N 214).
24.04.2014 ОАО "НЭСК-электросети" в адрес Заявителя направило письмо, что в результате осмотра объекта Заявителя выявлены замечания.
Устранив указанные замечания, Заявитель в адрес ОАО "НЭСК-электросети" направил повторно письмо о выполнении технических условий (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 29.04. N 233).
12.05.2014 ОАО "НЭСК-электросети были подготовлены (изготовлены) следующие акты: акт осмотра энергопринимающих устройств, используемых на бытовые нужды и узла электрической энергии, справка о выполнении технических условий на технологическое присоединение энергоустановок к сетям ОАО "НЭСК-электросети", акт N000088 о выполненном технологическом присоединении электроустановки по адресу:<_> акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между с/т Дары Кубани и <_>
В свою очередь, по состоянию на 20.11.2014, Сетевой организацией в рамках договора на технологическое присоединение не исполнены обязательства по фактическому присоединению объекта <_>к электрическим сетям, в соответствии с Правилами технологического присоединения N 861.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в п. 12.1 - 14 настоящих Правил); г) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория лиц заинтересованных в технологическом присоединении, заявленная к присоединению мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 15 кВт.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляется со дня заключения договора и не может превышать шесть месяцев - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности.
На основании п.16.3 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил N861, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с п 25.1 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
В установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителей.
На основании вышеизложенного в действиях ОАО "НЭСК-электросети", ущемляющих интересы <_> установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках, взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 05.03.2014 N 1-55-14-098, в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861, а так же п. 5 Договора 1-55-14-098.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях ОАО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов<_> путем неисполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 05.03.2014 N 1-54-14-098, в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети.
Выдать ОАО "НЭСК-электросети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий: в срок до 23.02.2015 ОАО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 05.03.2014 N 1-54-14-098 в части обязательств, возложенных на ОАО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения объекта <_>
Передать материалы дела N 275/2014 по факту нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение и предписания антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 ноября 2014 г. N 275/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016