Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 8 мая 2015 г. N 60/2015
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2015
Полный текст решения изготовлен 08.05.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 60/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
<_> -специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
<_> -специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.
рассмотрев дело N 60/2015 по признакам нарушения ОАО "НЭСК - электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила
В Краснодарское УФАС Россиипоступило обращение<_> (далее - Заявитель) на бездействие ОАО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 29.05.2013 N 1-55-13-842.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя <_>(далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем, в связи с выполнением своих обязательств по оплате услуг по технологическому присоединению, а также мероприятий, возложенных на Заявителя техническими условиями, в адрес Сетевой организации направлялись вышеуказанные сведения (вх. в ОАО "НЭСК-электросети" от 09.12.2014 N 8075).
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договоромN 1-55-13-842на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договоров, неисполнены.
ОАО "НЭСК-электросети" на запрос Управления предоставило документы, из которых следует, что со стороны Общества было подготовлено техническое задание на проектирование: "Строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры ВЛИ- 0,4 кВ ТП-746 до границ участка заявителя протяженностью 150 метров.
Указанные доводы ОАО "НЭСК-электросети" создают неопределенность в сроке фактического технологического присоединения объектов Заявителей, что противоречит императивным требованиям пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 и ставит Сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителями.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 17 Правил).
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцевс момента подписания договора - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 11.03.2015 N 69 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 60/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 60/2015, рассмотрение дела назначено на 14.04.2015.
14.04.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии;<_> представитель ОАО "НЭСК-электросети" - отсутствовал.
14.04.2015 г. определением об отложении рассмотрения дела N 60/2015, рассмотрение дела назначено на 06.05.2015.
06.05.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "НЭСК-электросети" - Сорокина Е.А. по доверенности от 01.01.2015 N 9. НС-27/15-6.
Нофиков С.А<_> в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N60/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между <_>(Заявитель) и ОАО "НЭСК-электросети" (Сетевая организация) заключен договор от 29.05.2013 N 1-55-13-842на технологическое присоединение объекта Заявителя - ЭПУ земельный участок, расположенный по адресу<_>(далее - Объект).
В соответствие с п. 6 Договора, Сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в ТУ.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно п. 5 Договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с п. 8 Договора Заявитель обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Заявителем во исполнение п. 8 Договора в адрес Сетевой организации направлялось уведомление о выполнении мероприятий, возложенных на Заявителя в соответствии с пунктом 11 ТУ (вх. в ОАО "НЭСК - электросети" от 09.12.2014 N 8075). Соответствующие документы о выполнении мероприятий, возложенные на Заявителя, направлены в полном объеме в адрес ОАО "НЭСК - электросети" (вх. в ОАО "НЭСК - электросети" от 09.12.2014 N 8075).
Оплата по договоруN 1-55-13-842произведена Заявителем в полном объеме, о чем свидетельствует квитанция об оплате.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в п. 12.1 - 14 настоящих Правил); г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория лиц заинтересованных в технологическом присоединении, заявленная к присоединению мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 15 кВт.
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий, для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителей.
06.05.2015 на заседании Комиссии по делу N 60/2015 представителем ОАО "НЭСК-электросети" заявлено, что со стороны Сетевой организации мероприятия по технологическому присоединению Объекта не осуществлены.
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности. Таким образом, максимальный срок для технологического присоединения объектов Заявителей составляет 6 месяцев.
Указанные доводы ОАО "НЭСК-электросети" создают неопределенность в сроке фактического технологического присоединения объекта <_>, что ставит сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителем.
На основании вышеизложенного в действиях ОАО "НЭСК-электросети", ущемляющих интересы <_> установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29.05.2013 N 1-55-13-842в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях ОАО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов<_> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 29.05.2013 N 1-55-13-842в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Выдать ОАО "НЭСК-электросети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 31.08.2015 ОАО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 29.05.2013 N 1-55-13-842в части обязательств, возложенных на ОАО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения Объекта<_>
Передать материалы дела N 60/2015 по факту нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
по делу N60/2015
г. Краснодар 06.05.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления,
Членов комиссии:
<_>
<_>
Рассмотрев материалы дела N 60/2015 по признакам нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Признать в действиях ОАО "НЭСК-электросети" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов<_>, путем неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 29.05.2013 N 1-55-13-842 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети.
Выдать ОАО "НЭСК-электросети" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий: в срок до 31.08.2015 ОАО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 29.05.2013 N 1-55-13-842 в части обязательств, возложенных на ОАО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения объекта <_>
Передать материалы дела N 60/2015 по факту нарушения ОАО "НЭСК-электросети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 49 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание будут изготовлены в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения, копии которых будут немедленно направлены лицам участвующим в деле.
Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
ОАО "НЭСК-электросети"
_____________________
350049, г. Краснодар,
ул. Северная, 247
ПРЕДПИСАНИЕ N 25-60/2015
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2015
Полный текст решения изготовлен 08.05.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи.
Члены комиссии:
<_> -специалист-эксперт отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;
<_> -специалист-эксперт отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 08.05.2015 по делу N 60/2015 о нарушении ОАО "НЭСК-лектросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "НЭСК-электросети" в срок до 31.08.2015 прекратить нарушениеч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов <_> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 29.05.2013 N 1-55-13-842 в срок, предусмотренный абзацем 2 пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора N1-55-13-842.
ОАО "НЭСК-электросети" в срок до 31.08.2015выполнить технические условия от 29.05.2013 N 1-55-13-842 в части обязательств, возложенных на ОАО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения объекта <_>расположенного по адресу: <_>(далее - Объект)
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 04.09.2015.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.За невыполнение в установленный срок законного предписание антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 мая 2015 г. N 60/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016