Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 мая 2015 г. N 23-14.9Ч.1/15
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении N 23-14.9ч.1/15 от 06.04.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <_> в отношении начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска <_> ________________ года рождения, место рождения: ___________ ______________________________________, место жительства: ___________________________________________________, паспорт: серия: ___________, номер: _______________, выдан_______________________________________________, дата выдачи _____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие <_> которому разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (протокол N 23-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 06.04.2015, определение о продлении срока рассмотрения дела N 23-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 23-14.9.ч.1/15 от 06.04.2015), установил:
Челябинским УФАС России 10 сентября 2014 года оглашено решение по делу N 50-07/14 о нарушении Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (далее - Администрация) антимонопольного законодательства.
Решение по указанному делу изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года (исх. N 13801/07 от 23.09.2014) (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе Новости, в разделе Решения). Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Из материалов дела N 50-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что Постановлением Администрации от 01.03.2012 N 2643 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (в редакции от 10.09.2012; далее - Регламент).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции законодательно установленным признаком ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
1). В соответствии с пунктом 7 Регламента для получения муниципальной услуги заявитель должен предоставить специалисту отдела приема МФЦ подлинники (для предъявления) и копии (для приобщения к делу) следующих документов:
N |
Формы предоставления документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги |
Источник получения документов |
Основание |
|||
Очная |
Заочная (посредством почтовой связи) |
|||||
Документы, которые заявитель должен представить самостоятельно | ||||||
1 |
заявление о выдаче градплана (см. приложение N 2 к постановлению администрации города) |
заявление о выдаче градплана (см. приложение N 2 к постановлению администрации города). Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. |
МФЦ Адрес: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 79 - МФЦ N 1, т. 28-82-69; ул. Суворова, 123 - МФЦ N 2, т. 31-38-69; пр. Сиреневый, 16/1 - МФЦ N 3, т. 42-99-31; ул. Маяковского, 19/3 - МФЦ N 4, т. 49-05-49; ул. Комсомольская, 38 - МФЦ N 5, т. 58-02-32 |
ч. 4 ст. 7 Закона N 210-ФЗ |
||
2 |
документ, удостоверяющий личность заявителя |
нотариально удостоверенная копия документа, удостоверяющего личность заявителя |
Предоставляется заявителем самостоятельно |
п. 1 ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ |
||
3 |
Исключен. |
|
|
|
||
4 |
акт координирования земельного участка (кроме случаев, когда земельный участок был предоставлен Постановлением администрации города с приложенным к координирования земельного участка (кроме случаев, когда земельный участок был предоставлен постановлением администрации города с приложенным к постановлению чертежом) |
нотариально удостоверенная копия акта координирования земельного участка (кроме случаев, когда земельный участок был предоставлен Постановлением администрации города с приложенным к координирования земельного участка (кроме случаев, когда земельный участок был предоставлен Постановлением администрации города с приложенным к Постановлению чертежом) |
Организация, имеющая лицензию (допуск СРО) на выполнение топографо- геодезических работ |
|
||
5 |
технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов) |
нотариально удостоверенные копии технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов) |
Областное государственное предприятие "Центр технической инвентаризации". Адрес: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 8, т. 22-19-77; пр. Карла Маркса, 79, т. 37-48-33; Сиреневый 16/1, т. 42-99-31 |
|
||
6 |
правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого запрашивается градплан (в случае, если документы не находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций) |
нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, в отношении которого запрашивается градплан (в случае, если документы не находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций) |
Предоставляется заявителем самостоятельно |
|
||
7 |
правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (при наличии таких объектов) (в случае, если документы не находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций) |
нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (при наличии таких объектов) (в случае, если документы не находятся в распоряжении органов власти и подведомственных им организаций) |
Предоставляется заявителем самостоятельно |
|
||
8 |
доверенность, подтверждающая полномочия лица, предоставившего документы (в случае, если документы подаются доверенным лицом), иные документы, подтверждающие право выступать от его имени |
нотариально удостоверенная копия доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы (в случае, если документы подаются доверенным лицом), иных документов, подтверждающих право выступать от его имени |
Нотариус, орган опеки и попечительства и иные уполномоченные органы или лица в соответствии с законодательством |
ч. 3 ст. 7 Закона N 210-ФЗ, ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) |
В соответствии с подпунктами 2, 7, 8 пункта 8 Регламента представление неполного пакета документов, непредставление оригиналов документов, неудостоверение нотариально копий документов, направленных заявителем по почте, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
ГК РФ устанавливает, что подготовка градпланов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градплана и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градплан земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).
Из содержания приведенных норм следует, что для получения градплана заявителю достаточно направить в орган местного самоуправления соответствующее обращение. При этом органу местного самоуправления для подготовки и выдачи градплана не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с обращением каких-либо иных документов и информации, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ также запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Данный запрет распространяется лишь на действия уполномоченных органов, однако не исключает возможность добровольного представления заявителем документов, принудительное истребование которых запрещено.
В нарушение названных норм пункт 7 Регламента содержит требования о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
В соответствии с подпунктами 1, 2 и 8 пункта 7 Регламента в случае представления заявителем посредством почтовой связи заявления о выдаче градплана, подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально и к заявлению прилагаются нотариально удостоверенные копии документа, удостоверяющего личность заявителя, доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы, иных документов, подтверждающих право выступать от его имени.
Тогда как установление таких требований к заявителю не предусмотрено ГрК РФ, Законом N 210-ФЗ, в том числе частями 3, 4 и пунктом 1 части 6 статьи 7 названного закона, статьями 185, 185.1 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (часть 4 статьи 185.1 ГК РФ). При этом из положений статей 185 и 185.1 ГК РФ не следует, что на подачу заявлений о выдаче градплана доверенность, либо ее копия должна быть нотариально удостоверена.
Кроме того, из содержания положения подпункта 8 пункта 7 Регламента следует, что в случае представления заявителем заявления о выдаче градплана посредством почтовой связи, к заявлению прилагаются нотариально удостоверенная копия доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы, иных документов, подтверждающих право выступать от его имени. Названное положение исключает возможность заявителя приложить оригинал доверенности для получения градплана.
Таким образом, установление не предусмотренных действующим законодательством требований о нотариальном удостоверении копий указанных документов при подаче заявления о выдаче градплана посредством почтовой связи приводит к необходимости несения заявителем дополнительных временных и финансовых затрат при подготовке таких документов, в результате чего заявитель может быть вынужден выбрать очную форму предоставления документов во избежание несения указанных затрат.
Истребование от заявителя подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 7 Регламента в установленных случаях акта координирования земельного участка, технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка, правоустанавливающих документов на земельный участок, в отношении которого запрашивается градплан, правоустанавливающих документов на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства также не предусмотрено ГрК РФ и может привести к необходимости несения заявителем при подготовке истребуемых документов дополнительных временных и финансовых затрат в случаях необходимости изготовления таких документов и/или направления нотариально удостоверенных копий таких документов посредством почтовой связи.
Таким образом, действия Администрации по установлению подпунктами 1 (в части установления требования о нотариальном удостоверении подписи заявителя), 2 (в части установления требования о нотариальном удостоверении копии документа, устанавливающего личность), 4, 5, 6, 7 и 8 (в части установления требования о предоставлении исключительно копии доверенности, иных документов, при этом нотариально удостоверенных) пункта 7 Регламента требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним, что может привести к необходимости несения дополнительных временных и возможно финансовых затрат при подготовке истребуемых документов, а также к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае их непредставления, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Регламента для получения муниципальной услуги заявитель должен представить технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов), полученный в Областном государственном предприятии "Центр технической инвентаризации", расположенном по адресам в г. Магнитогорск: пр. Карла Маркса, 8; пр. Карла Маркса, 79, Сиреневый, 16/1.
Установление названным положением Регламента требования о необходимости представления заявителем для получения муниципальной услуги технического паспорта, выданного Областным государственным предприятием "Центр технической инвентаризации", создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими с ним деятельность на одном товарном рынке, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (документ утратил силу с 01.01.2013) технический паспорт на каждый объект капитального строительства оформлялся по результатам технической инвентаризации.
С 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Закона о государственном кадастре).
Часть 3 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости устанавливает обязанность органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года копии технических паспортов, изготовленных до 01.01.2013 года, соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, могут быть запрошены органами местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия в органах кадастрового учета.
3. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12, пунктом 8 статьи 14 Закона N 210-ФЗ административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 8 Регламента предусмотрен следующий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) представлен неполный пакет документов;
2) заявление и документы поданы ненадлежащим лицом;
3) заявление и документы содержат подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, тексты написаны неразборчиво;
4) фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства написаны не полностью;
5) заявления и документы исполнены карандашом;
6) заявление и документы имеют серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
7) не представлены оригиналы документов;
8) копии документов, направленные заявителем по почте, не удостоверены нотариально.
Согласно пункту 9 Регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается по основаниям, установленным действующим законодательством.
Содержание названного пункта Регламента не позволяет признать перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги исчерпывающим, что не соответствует пункту 2 части 2 статьи 12, пункту 8 статьи 14 Закона N 210-ФЗ и не отвечает принципу "прозрачности". Указанные обстоятельства могут привести к неправомерному отказу в предоставлении муниципальной услуги.
Более того, основания для отказа в выдаче градплана ГрК РФ не предусмотрены, в связи с этим у органов местного самоуправления отсутствуют основания для отказа в выдаче градплана.
Таким образом, действия Администрации по установлению подпунктами 1 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 7 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 8 пункта 8 Регламента оснований для отказа в получении муниципальной услуги, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, а также действия по неуказанию в пункте 9 Регламента исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в случае незаконного отказа в получении муниципальной услуги, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.
Незаконный отказ в выдаче градплана приведет к отсутствию у хозяйствующего субъекта возможности разработать проектную документацию, получить разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 11 статьи 48, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ), что в свою очередь создает не предусмотренные действующим законодательством препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и может привести к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.
Сам факт наличия в Регламенте норм, предусматривающих возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги в том числе ввиду непредоставления истребуемых документов, дает Администрации право отказать в выдаче градплана тем самым воспрепятствовав осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, что в свою очередь приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2015 оставлено без изменения решение Челябинского УФАС России по делу N 50-07/14 (дело N А76-26592/2014).
Проект Постановления Администрации от 01.03.2012 N 2643-П "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка" разработан (подготовлен) и согласован начальником Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_>
В соответствии с Распоряжением Администрации от 30.09.2011 N 504-К <_> назначен на должность начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации с 01 октября 2011 года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Положения об управлении архитектуры и градостроительства Администрации от 10.07.2013 ПО N 11 для реализации задач управлением в том числе обеспечивает разработку или внесение изменений в правила землепользования и застройки города, а также других нормативных правовых актов Администрации в области градостроительства. Управление возглавляет начальник управления, который осуществляет руководство управлением, а также координирует деятельность работников структурных подразделений управления, осуществляет контроль за исполнительской дисциплиной подчиненных (пункт 10 Положения).
Согласно подпункту 6 пункта 7 Должностной инструкции начальника управлении архитектуры и градостроительства Администрации ДИ N 11-08 от 01.07.2013 начальник управления участвует в подготовке проектов постановлений и распоряжений Администрации по вопросам, находящимся в ведении управления. Начальник управления несет персональную ответственность, предусмотренную действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, принятие решения, противоречащего действующему законодательству, за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности (подпункты 1, 4 и 6 пункта 9 указанной должностной инструкции).
Таким образом, начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации несет ответственность за разработку (подготовку) и согласование проектов Администрации по вопросам, находящимся в ведении управления.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На рассмотрение настоящего дела начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении 13.04.2015 определения о продлении срока рассмотрения дела N 23-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 23-14.9.ч.1/15 от 06.04.2015), не явился, письменных пояснений не представил, ходатайств и отводов не заявлял.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Объективную сторону указанного правонарушения составляют нарушения запретов, предусмотренных в статье 15 Закона о защите конкуренции, на ограничивающие конкуренцию действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Должностное лицо антимонопольного органа, изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, исключающих вину начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> при совершении данного административного правонарушения, после рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.
Вина начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_>а В.А. выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при разработке (подготовке) и согласовании проекта Постановления Администрации от 01.03.2012 N 2643-П "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка".
Указанные действия начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> повлекли наступление определенных правовых последствий, о чем указано в решении по делу N 50-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства
Начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> при разработке (подготовке) и согласовании указанного проекта постановления Администрации должен принять все зависящие от него меры по проверке соответствия проекта акта требованиям действующего законодательства, в том числе он мог высказать возражения, отказаться от согласования проекта акта, направить его на доработку и т.п.
В материалы административного дела документов, подтверждающих, что <_> были приняты все возможные меры по недопущению нарушения, не представлено.
Начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> мог обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. С учетом указанных обстоятельств данное должностное лицо должно было осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, могло предвидеть наступление вредных последствий.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации расположено по адресу: пр. Ленина, д. 72, г. Магнитогорск, Челябинская обл., 455044. Таким образом, местом совершения административного правонарушения является пр. Ленина, д. 72, г. Магнитогорск, Челябинская обл.
В материалы настоящего дела об административном правонарушении не представлены сведения о дате разработке (подготовке) и согласовании проекта Постановления Администрации от 01.03.2012 N 2643-П "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка", в связи с этим не представляется возможным установить точное время совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, в рассматриваемых действиях начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <_> содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу N 50-07/14, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Администрацией, изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года, соответственно, срок привлечения к административной ответственности истекает 23 сентября 2015 года.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Привлечь начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска <_> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75738000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <_> предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 мая 2015 г. N 23-14.9Ч.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016