Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 31 марта 2014 г. N 03-10.1/96-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе <_>
рассмотрев жалобу ООО "Комплекс" (далее - заявитель, Общество) на действия единой комиссии Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники для нужд заказчика - Управление делами Администрации г. Омска (далее - заказчик) (извещение N 0152300011914000028) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей уполномоченного органа - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2464э от 24.03.2014), согласно которой единая комиссия уполномоченного органа неправомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с тем, что заявка не содержит документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), или копии этих документов.
Заявитель считает, что его заявка полностью соответствовала требованиям документации об электронном аукционе, поскольку Общество в информационном письме, приложенном к заявке, продекларировало свое соответствие установленным требованиям.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия единой комиссии уполномоченного органа неправомерными и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-1914 от 25.03.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона и отзыв на жалобу заявителя (вх. N 2634 от 27.03.2014).
Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе" 27.02.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011914000028 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 999 999,50 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.03.2014 поступило пять заявок, четырем участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Открытый аукцион признан несостоявшимся.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2014 следует, что заявка заявителя, признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. от 25.03.2014 N 03-1914, N 03-1915 и N 03-1916 от 25.03.2014) осуществление закупки приостановлено в части заключения государственного контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В своем письменном отзыве уполномоченный орган указывает на то, что не согласен с доводами жалобы заявителя в полном объеме, считает, что единая комиссия действовала строго в соответствии с нормами Федерального закона "О контрактной системе".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями статьи 30, пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган установили ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик, уполномоченный орган установили в подпункте 6 пункта 4.1 документации об электронном аукционе требование о представлении участниками закупки во второй части заявки:
"документов или копии документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ:
а) для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства:
N п/п |
Наименование документа |
Примечание |
1 |
Документ, содержащий сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" |
Для юридического лица |
2 |
Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
3 |
Документ, содержащий сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
б) в целях отнесения участника закупки к социально ориентированной некоммерческой организации для предоставления преимуществ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ комиссия проверяет наличие в учредительных документах такого участника видов деятельности, указанных в части 2.1 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2014 заявка заявителя (заявка N 5) признана не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "Заявка ООО "Комплекс" не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (непредставление информации, предусмотренной пунктом 5 части 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе: заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки, статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
Заявитель в своей жалобе полагает, что единая комиссия неправомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с тем, что его заявка не содержала документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе" или копии этих документов, поскольку положения статьи 30, частей 3 и 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" не требуют предоставления копий конкретных документов, более того во второй части заявки заявителя содержалось информационное письмо, в котором Общество, в частности продекларировало свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Комиссия установила, что во второй части заявки заявителя содержалось информационное письмо без номера и без даты, в котором Общество, помимо его соответствия, требованиям части статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе", продекларировало свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства, указав положения части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Действительно, общая норма (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе") при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, обязывает участников закупок декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом специальной нормой (пункт 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе") предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе" или копии этих документов.
Исходя из системного толкования положений части 3 статьи 30 и пункта 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе", Комиссия считает, что единая комиссия правомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с тем, что в нарушение пункта 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" данная заявка не содержала документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе" или копии этих документов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "Комплекс" на действия единой комиссии Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники для нужд заказчика - Управление делами Администрации г. Омска (извещение N 0152300011914000028).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 марта 2014 г. N 03-10.1/96-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016