Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 265 (опубликовано 3 июня 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 01.06.2015 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе: ","
при участии представителя организатора конкурса на поставку энергетического угля марки 2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения общим ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%), в отсутствие представителя заявителя - ОАО "Русский уголь" ( уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы), руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Иркутское УФАС России 20.05.2015 г. (вх. N 5630) обратилось с жалобой ОАО "Русский уголь" на действия /бездействие ООО "Братская электрическая компания" при проведении конкурса на поставку энергетического угля марки 2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения общим ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%).
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе заявителем организатором открытого конкурса - ООО "Братская электрическая компания" были нарушены основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ( далее - Закон о закупках):
- на официальном сайте www.zakupki.gov.ru организатором закупки не размещены протоколы, составляемые в ходе закупки в единой информационной системе в нарушение п.12 ст.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 22З-ФЗ (далее Федеральный закон N 223-ФЗ), предусматривающего обязательность размещения протоколов, составляемых в ходе закупок в единой информационно системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов;
- заказчиком при проведении закупочной процедуры сформулированы необоснованные требования к закупаемой продукции таким образом, что единственной продукцией является продукция одного производителя, что исключает возможность участия в конкурсе лиц, представляющих продукцию, по качественным характеристикам соответствующую заявленному ГОСТу, однако у иных производителей, что по мнению заявителя является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении преимущественных условий участия в конкурсе производителю/ покупателям угля лишь Бородинского месторождения.
На основании изложенных доводов, ОАО "Русский уголь" просит признать действия ООО "Братская электрическая компания" незаконными и выдать предписание об аннулировании результатов указанного конкурса.
ООО "Братская электрическая компания" представило возражения, согласно которым заявленные требования ОАО "Русский уголь" посчитало не обоснованными.
Организатор запроса котировок указал, что ОАО "Русский уголь" не является участником конкурса на поставку энергетического угля марки 2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения общим ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%), с заявкой на участие в названном конкурсе не обращался, таким образом, не могут быть нарушены его права.
Факт не опубликования протоколов по результатам вскрытия конвертов. рассмотрения, оценки и сопоставления конкурсных заявок в установленный в извещении срок подтвердил, пояснив, что нарушение указанных сроков произошло по техническим причинам, ввиду неисправностей на персональном компьютере, на котором установлено программное обеспечение КпритоПро и сертификаты организации, позволяющее осуществлять опубликование информации на официальном сайте закупок. Обществом были размещены сведения о результатах конкурса с опозданием на 4 дня по независящим от него причинам. Нарушение сроков, по его мнению, не привело к нарушению прав участников закупок и иных лиц.
Также, представитель ООО "БЭК" представил пояснения, согласно которым указание в конкурсной документации информации о товаре - энергетические угли марки 2 БР ТУ 0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения обусловлено тем, что пароводогрейные котлы, установленные в котельной ООО "БЭК" спроектированы под применение бурого угля Ирша - Бородинского месторождения, указанный факт отражен в технических паспортах на котлы. При этом водогрейные котлы теоретически способны кроме бурого угля Ирша-Бородинского месторождения
потреблять каменный уголь Минусинского месторождения, однако система подачи топлива на котельной предусматривает наличие единого приемного лотка в месте хранения угля, а следовательно, невозможно разграничить уголь, подающийся на разные котлы из топливоподатчика. Учитывая, что пароводогрейные котлы работают только на угле Ирша-Бородинского месторождения, применение иного типа угля ввиду существующих особенностей системы топливоподачи без существенных инвестиций в реконструкцию системы топливного склада и топливоподачи невозможно. Заводом-изготовителем котельных агрегатов предусмотрено использование угля Ирша-Бородинского месторождения. Данные о проектном топливе внесены в паспорт котельного агрегата. Использование непроектного топлива может привести к снижению КПД котельного агрегата, ускоренному износу поверхностей нагрева, как следствие, выходу из строя котлоагрегата. Для изменения проектного вида топлива требуется выполнение поверочного расчета котельного агрегата, проведение тепло-технических испытаний, проведение опытного сжигания проектного топлива, согласование использования непроектного вида топлива с заводом-изготовителем и допуск в эксплуатацию от Ростехнадзора. На основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115). С учетом того, что в котельной ООО "Братская электрическая компания" возможно применение только угля указанного месторождения, то такое указание технических условий не ограничивает конкуренцию и не нарушает прав потенциальных поставщиков угля.
По мнению ООО "БЭК" жалоба ОАО "Русский уголь" не обоснована и удовлетворению не подлежит.
Дополнительно организатор закупки сообщил, что дальнейшая процедура по проведению конкурса была приостановлена, договор с победителем не заключался.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия по рассмотрению жалобы ОАО "Русский уголь" пришла к следующим выводам.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 закона от от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках").
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, в аукционной документации заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Комиссией была исследованы требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг к их безопасности, к функциональным характеристикам ( потребительским свойствам) товара, к р размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, установленные конкурсной документацией ООО "Братская электрическая компания": "марка 2 БР Ирша-Бородинского месторождения: требования безопасности применения по ГОСТ Р 51591-2000; нормы показателей качества по ТУ 0325-001-14859134-2005, ту 12.36.241-91. Предельное содержание массовой доли: St d- 0,4 %; Хлора Сl d - 0, 04% Мышьяка Аs d - 0, 0007%; зола A d- не более 10% Влага W d - не более 35%, Минеральные примеси - не более 2 %. Низшая теплота сгорания Qi r - средняя 3940 ккал/кг. Метод отбора проб должен удовлетворять ГОСТ 11223-88.
Комиссия исследовала технические паспорта на котлы: N КЕ 50-14-225С ( рег. N 4669), рег. N 4356, ( рег.N 4562), зарегистрированные Прибайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору с указанием технических характеристик и параметров, в т.ч. расчетных видов топлива и их теплоты сгорания: Ирша - Бородинский ( рег. N 4669), Минусинский, Ирша-Бородинский (рег. N 4356), Минусинский Ирша-Бородинский (рег. N 45620), План - схему топливоподачи угля и установила, что данные о проектном топливе внесены в паспорт котельных агрегатов, система подачи топлива на котельной предусматривает наличие единого приемного лотка в месте хранения угля, а следовательно, невозможно разграничить уголь, подающийся на разные котлы из топливоподатчика. Для изменения проектного вида топлива требуется выполнение поверочного расчета котельного агрегата, проведение тепло-технических испытаний, проведение опытного сжигания проектного топлива, согласование использования непроектного вида топлива с заводом - изготовителем и допуск в эксплуатацию от Ростехнадзора на основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок ( утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
Таким образом, довод ООО "Русский уголь" об ограничении числа участников конкурса на поставку угля 2 БР, путем включения в документацию об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам оборудования, соответствующим потребностям заказчика, не может быть признан обоснованным.
Информационное обеспечение закупки установлено ст. 4 Федерального закона N223-ФЗ, в т.ч. пунктом 12 указанной статьи определено: "Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов".
Согласно распечатки информации (скриншот), размещенной организатором конкурса на поставку энергетического угля марки 2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения общим ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ( закупка 31502255440):
Дата и время рассмотрения заявок 15.05.2015 г. в 12ч.00 мин.
Дата и время подведения итогов: 15.05.2015 г. в 12 ч. 00 мин.
Протоколы заседания закупочной комиссии по рассмотрению результатов проведения открытого конкурса на поставку энергетических углей марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского месторождения Красноярский край размещены 22.05.15г.
Таким образом, опубликование протоколов, заседания закупочной комиссии по рассмотрению результатов проведения открытого конкурса на поставку энергетических углей марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского месторождения Красноярский край и размещенных 22.05.2015 г. ООО "Братская электрическая компания" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru свидетельствуют о нарушениях сроков размещения заказчиком в единой информационной системе, установленных требованиями п. 12 ст. 4 Федерального закона N223-ФЗ "О закупках".
В соответствии с ч. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Комиссия установила, что ООО "Братская электрическая компания" проводила закупку на право заключения договора поставки энергетических углей марки 2 БР ТУ 0325-001-1489134-2005 Ирша-Бородинского месторождения Красноярский край для нужд общества в форме открытого конкурса.
Участниками открытого конкурса на поставку энергетических углей марки 2БР ТУ 0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения, Красноярский край являются: ООО "Углегруз" ( г.Иркутск) и ООО "СибэнергоМаш" (г.Братск). Победителем открытого конкурса признано ООО "Углегруз", предложившее лучшую стоимость услуги - 193 600 000, 00 руб ( включая НДС). Стоимость услуги максимальная ( включая НДС) установлена конкурсной документацией и составляет - 209 000 000, 00 руб. Предложенная цена ООО "СибЭнергоМаш" составила - 208 000 000, 00 руб.
Однако, в соответствии с п. 4.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО "Братская электрическая компания", конкурс проводится в случае, когда в процессе закупки первоочередное значение придается оценке квалификации и опыта поставщиков ( исполнителей, подрядчиков), либо условиям поставки ( работ, услуг), условиям исполнения договора, а также при закупке узкоспециализированных товаров ( работ, услуг), продукции высоких технологий, сложной техники сложных или дорогостоящих товаров ( работ, услуг).
В соответствии с п. 6.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО "Братская электрическая компания" оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется в целях выявлениях лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с п.8 Конкурсной документации ООО "Братская электрическая компания" ( Приложение N 2) установлен порядок проведения конкурса. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Так, пунктом 8.2.2. установлено: "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора и в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке, на участие в конкурсе которой присвоен первый номер".
Однако, сами критерии и порядок оценки конкурсных заявок заказчиком не определены и не указаны в конкурсной документации. Также в документации отсутствует методика оценки участников конкурса.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ " О закупках" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 12 ст.10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках" установлено обязательное требование об указании сведений, определенных положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчик не определил, какие конкретно сведения, предложенные участником, будут учитываться заказчиком, и каким образом это будет происходить, т.е. не установил в документации о торгах порядок оценки показателей критерия "качество работ и квалификация участника" чем нарушил требования п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках".
Такие действия ООО "Братская электрическая компания" привели к тому, что оценка и сопоставление заявок по неценовому критерию не осуществлялись. Представитель ООО "Братская электросетевая компания" подтвердил, что цена являлась единственным критерием для определения победителя в конкурсе.
Методика оценки была заведомо закрыта от претендентов, когда необходимость полного раскрытия информации о торгах с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам предусмотрена требованиями законодательства, кроме того, данные критерии являются необходимыми для участников конкурса, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Таким образом, действия ООО "Братская электрическая компания" противоречат требованиям части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках", которой установлено, что не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании изложенного, руководствуясь 18.1 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ОАО "Русский уголь" обоснованной.
2. Признать организатора конкурса - ООО "Братская электрическая компания" нарушившим п.12 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках".
3. Признать ООО "Братская электрическая компания" нарушившим п. 4.5, п.6.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения, утв. Решением единственного участника ООО "Братская электрическая компания" от 29.03.12 N 01/2012.
4. Организатору конкурса выдать предписание об аннулировании конкурса на поставку энергетического угля марки 2 БР ТУ0325-001-14859134-2005 Ирша-Бородинского месторождения общим ориентировочным объемом 100 000 тн (+/-10%).
5. Материалы дела передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении виновных лиц по ч. 4, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
6. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заявитель считает, что заказчиком некорректно составлено техническое задание, требования, предъявляемые к участникам по нему завышены и не соответствуют названию закупки. Так же, в договоре, приложенном к документации проводимой закупки ни слова не говорится о перевозке и утилизации ртутьсодержащих ламп. Предметом данного договора является порядок определения взаимоотношений сторон по вопросам, связанным с предоставлением услуг на планово-регулярную вывозку твердых бытовых отходов и их утилизацию (захоронение), находящимся в управлении ООО "Сетевая компания "ИРКУТ".
Название закупки "Запрос котировок по выбору подрядной организации на вывоз твердо-бытовых отходов с территории г.Иркутск -II и их утилизацию ( захоронение) не соответствует техническому заданию на вывоз ТБО с территории г.Иркутск-II. По техническому заданию предъявляются требования к участникам закупки в соответствии с которыми у последних должны быть договоры со специализированными организациями по приему ртутьсодержащих ламп от населения, наличие спецтранспорта для транспортировки ртутьсодержащих ламп, наличие помещения ( переносного контейнера) в количестве 2 штук для организации приема от населения ртутьсодержащих ламп. Твёрдые бытовые отходы и ртутьсодержащие лампы относятся к разным классам опасности, соответственно это разные виды отходов.
Так, Отходы - это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции. Отходы в свою очередь подразделяются на виды и классы опасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 утверждены "Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.). В соответствии с Приказом МПР России от 15.06.01 N511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", с СанПином 2.1.4.1074-01 твердые бытовые отходы относятся к 4, 5 классам опасности, а именно малоопасным и практически неопасные, а ртуть содержащие лампы относятся к 1 классу опасности -чрезвычайно опасные вещества. Так в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления" со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке отходов 1 класса опасности является лицензируемой, а для перевозке отходов 4, 5 класса опасности лицензия не требуется.
3. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса
или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.
Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям,
содержащимся в документации о закупке. Так на основании п. 9 ст. 4 ФЗ N 223-ФЗ в
извещении о закупке должны быть указаны, сведения о начальной (максимальной) цене
договора (цене лота).
Комиссия рассмотрела форму, порядок, дату начала и окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений документации о запросе котировок. В соответствии с п. 11 документации каждый претендент на участие в запросе котировок имеет право подать запрос на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок и документации о запросе котировок.
любое лицо может подать заявку на разъяснение положений извещения в срок не превышающий 3-х рабочих дней до момента окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Далее комиссия в течение 3-х рабочих дней рассматривает запрос, а потом в течение 3-х рабочих дней публикуется разъяснение положений извещения/на сайте Учреждения. Итого на предоставление разъяснений 6 рабочих дней. А в соответствии с извещением проведения закупки установлен трехдневный срок для предоставления участниками, запрашиваемой документации (с 23.01.14 г. - 27.01.14 г.). Получается, что пока комиссией готовятся разъяснения и публикуются на сайте, срок для подачи документации истекает. Соответственно сроки, указанные в извещении и в документации запроса противоречат друг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 265 (опубликовано 3 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016