Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 28 декабря 2011 г. N 338/Р
Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попкова Ю.В. - исполняющая обязанности руководителя Управления,
члены Комиссии: Никаноров А.В. - заместитель руководителя Управления, Шавензов В.П. - начальник отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг, Васенкина Л.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг, Матюшкина К.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг,
рассмотрев 23 декабря 2011 года дело N 338/21-р по факту распространения наружной рекламы "АвтоЮрист-С" с предложением о выкупе страховых случаев за последние 3 года на рекламной конструкции (владелец - рекламное агентство "Да!"), установленной в г.Саранске на пр.Ленина, в непосредственной близости от дома N 19, содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
возбужденное по заявлению Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Мордовия от 07.12.2011 г. N 14-06/5491,
в присутствии представителей:
заявителя - Зернова С.А., представляющего интересы ООО "Росгосстрах" на основании доверенности 1270 от 02.11.2011 г.,
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - М.", представляющих интересы "Индивидуального предпринимателя М_" на основании доверенности, директора ООО "Л-Медиа" Добрышкина М.Е., представляющего интересы ООО "Л-Медиа" на основании Устава Общества,
заинтересованного лица - "Индивидуального предпринимателя П_" (рекламное агентство "Да!"), установила:
В Мордовское УФАС России поступило заявление Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Мордовия от 07.12.2011 г. N 14-06/5491 (вх.N3793 от 07.12.2011), в котором сообщается о распространении на рекламной конструкции, установленной в г.Саранске на пр.Ленина, в непосредственной близости от дома N 19, рекламы "АвтоЮрист-С" с текстовым сообщением "ДТП Не доплачивает страховая Доплатим мы! Выкупаем страховые случаи за последние 3 года АвтоЮрист-С 31-33-99", которое сопровождается изображением двух автомобилей с внешними повреждениями от столкновения друг с другом, разделенные эмблемой в виде ромба с изображением весов.
Распространенное сообщение по своему содержанию привлекает внимание неопределенного круга лиц к услугам "АвтоЮрист-С", формирует и поддерживает к ним интерес, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются услуги "АвтоЮрист-С" по доплате к страховому возмещению вследствие ДТП и по выкупу страховых случаев.
Вместе с тем, частью 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела" определено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела" страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Из приведенных определений следует, что страховой случай - это юридический факт, с наступлением которого у страхователя (либо застрахованного лица, выгодоприобретателя или иного третьего лица) на основании договора страхования возникает право требования к страховщику на возмещение страховой выплаты в виде установленной денежной суммы.
Такое право (требование) страховой выплаты может быть передано страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) другому лицу по сделке (уступке требования), что допустимо пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в силу требований статьи 389 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть совершена в письменной форме, то есть по договору.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Наряду с этим, статьей 966 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.
Комплексный анализ норм действующего законодательства показывает, что на основании договора может быть осуществлена уступка требования на страховую выплату при наступлении такого страхового случая, как дорожно-транспортное происшествие, за обусловленную договором цену. При этом сроки требования страховых выплат при ДТП зависят от видов страхования: по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, - 2 года, по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, - 3 года.
Следовательно, в контексте распространенной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения, характеризующие назначение предлагаемых услуг как доплату к страховой выплате страховщика при наступившем ДТП и выкуп страховых случаев за последние 3 года, и в ней отсутствует часть существенной информации о действительном назначении предлагаемых услуг, существом которых может быть уступка требования на страховую выплату по договорной цене в пределах 2 лет по договорам имущественного страхования и в пределах 3 лет по договорам страхования риска ответственности по обязательствам. Неправильное изложение указанных в рекламе сведений искажает смысл распространенной рекламы и не позволяет правильно определить истинное назначение рекламируемых услуг, чем вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, распространенной рекламой "ДТП Не доплачивает страховая Доплатим мы! Выкупаем страховые случаи за последние 3 года АвтоЮрист-С 31-33-99" нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поэтому такая реклама является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распространение рассматриваемой наружной рекламы с 01.11.2011 г. по 31.12.2011 г. осуществляется на основании договора на аренду рекламной стороны, заключенного между "ИП П." (рекламное агентство "Да!") и "ИП М_".
В рамках сложившихся договорных отношений "ИП П_" (рекламное агентство "Да!"), являющийся владельцем рекламной конструкции, выступает в качестве рекламораспространителя, а "ИП М_", определивший объект рекламирования и содержание рекламы, в качестве рекламодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
"ИП М." внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в выписке из которого содержатся сведения об основном виде экономической деятельности, а именно деятельность в области права.
"ИП М_" предоставил в адрес Мордовского УФАС России возражения (вх.N3967 от 22.12.2011) по существу предъявляемых претензий, где пояснил, что в предпринимательской деятельности им используется коммерческое обозначение "АвтоЮрист-С". При этом "ИП М." указал, что при осуществлении предпринимательской деятельности он выкупает по договору цессии право требования страхового возмещения в недостающем размере, выплачивая за уступаемые права 50% от стоимости страхового возмещения, определенного по результатам независимой оценки, в связи с чем считает, что такой вид услуг по своему назначению является доплатой к страховому возмещению вследствие ДТП и выкупом права требования страхового случая.
На заседании Комиссии представители "Индивидуального предпринимателя Д." и "М.", представляющие интересы "ИП М.", поддержали его возражения.
Комиссия отклоняет доводы "ИП М." в части того, что услуги "АвтоЮрист-С" по своему назначению являются доплатой к страховому возмещению вследствие ДТП и выкупом права требования страхового случая по основаниям, правовая оценка которым дана выше.
На заседании Комиссии представитель ООО "Росгосстрах" Зернов С.А. поддержал требования, выдвинутые в заявлении Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Мордовия от 07.12.2011 г. N 14-06/5491 (вх.N3793 от 07.12.2011).
Комиссия, рассмотрев в пределах своих полномочий распространенную рекламу, отклоняет требования, выдвинутые в вышеназванном заявлении, относительно направленности распространенной рекламы на дискриминацию компании заявителя как не нашедшие своего подтверждения в ходе настоящего разбирательства, поскольку в рекламе отсутствуют некорректные сравнения рекламируемых услуг с услугами заявителя и действия рекламодателя по распространению рекламы услуг, не являющихся однородными по отношению к страховым услугам, которые оказывает заявитель, выражены в свободном выборе места расположения рекламы, поэтому не отвечают признакам недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, обстоятельства распространения рекламы с установленными нарушениями указывают на необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг "АвтоЮрист-С" с предложением о доплате к страховому возмещению вследствие ДТП и о выкупе страховых случаев за последние 3 года, которая размещается в ноябре - декабре 2011 года на рекламной конструкции (сторона Б), установленной в г.Саранске на пр.Ленина, в непосредственной близости от дома N 19, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в такой рекламе содержатся недостоверные сведения, характеризующие назначение предлагаемых услуг, и в ней отсутствует часть существенной информации о действительном назначении услуг.
2. Выдать "Индивидуальному предпринимателю М." предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать "Индивидуальному предпринимателю П." предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии: Ю.В.Попкова
Члены Комиссии:
А.В.Никаноров
В.П.Шавензов
Л.В. Васенкина
К.Ю.Матюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28 декабря 2011 г. N 338/Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016