Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 19 мая 2015 г. N 5098/04-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Григорьева Т. В.,
рассмотрев дело N 04-01/14-15 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы с информацией, указывающей на положительное влияние пояса из собачьей шерсти, не являющегося медицинским изделием, на течение болезней с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - индивидуального предпринимателя<_> (далее - <_>), место регистрации: <_> по доверенности от 12.01.2015 г. <_> установила:
ИП <_> привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, на рассмотрение дела не явился, уполномоченного представителя не направил, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с рассмотрением обращения, поступившего в Управление 03 февраля 2015 года установлен факт размещения в номере 14(14) от 14.12.2013 г. газеты "PRO Город" на последней полосе внизу страницы рекламного материала "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году".
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку в статье "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" содержится информация, указывающая на положительное влияние пояса из собачьей шерсти, не являющегося медицинским изделием, на течение болезней.
В определении об отложении рассмотрения дела N 04-01/14-15 от 20.04.2015 г. указано, что дополнительно в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Представитель ИП <_> пояснила, что копии регистрационных документов на пояса-корсеты согревающие "Аванград-1" от 2006 года ранее были предоставлены ошибочно. Изготовитель ООО НПФ "Аванград-1" имеет регистрационное удостоверение и декларацию о соответствии на пояса-корсеты согревающие "Аванград-1", выданные взамен утративших силу, а именно: декларация о соответствии от 17.11.2011 г. со сроком действия до 17.11.2014 г., регистрационное удостоверение от 15.11.2011 с неограниченным сроком действия. В обоих указанных документах пояса-корсеты согревающие "Аванград-1" имеют присвоенный ОКП 93 9671 "корсеты", относимые к группе "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" "ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции" (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301). Рассматриваемая реклама размещалась в течение срока действия указанных документов.
Также представитель ИП <_> пояснила, что согласно статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе составляет один год. Указанная реклама вышла в свет 14.12.2013 г., то есть срок привлечения к административной ответственности истек.
Также в материалы дела представлены аналогичные пояснения ИП <_> (вх. N 4809 от 14.05.2015).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ИП <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация в номере 14(14) от 14.12.2013 г. газеты "PRO Город" в статье "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования выступает пояс из собачьей шерсти.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В статье "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" содержится следующая информация, указывающая на положительное влияние пояса из собачьей шерсти на течение болезней:
"Издавна люди использовали счесанную собачью шерсть для прогрева пояснично-крестцовой области. Сегодня это эффективное средство лечения заболеваний спины и внутренних органов получило более эстетичное оформление."; "Оказывая умеренное колющее воздействие, согревающий пояс для спины активно стимулирует кровообращение. В процессе носки осуществляется деликатный массаж пояснично-крестцовой области, что делает пояс из собачьей шерсти незаменимым в лечении и профилактике таких распространенных заболеваний, как:
-радикулит, остеохондроз, ревматизм, неврит,
-защемление нерва и различные травмы позвоночника;
-воспаление мочеполовой системы;
-мочекаменная болезнь;
-воспалительные процессы внутренних половых органов у женщин;
-болезни мужской половой системы";
"Пояс из собачьей шерсти оказывает эффект легкого покалывания, стимулирует кровоток и препятствует застою крови в органах малого таза. Наибольшей эффективностью пояс обладает при непосредственном контакте с кожей!".
ИП <_> предоставлены регистрационное удостоверение и декларация о соответствии на пояса-корсеты согревающие "Аванград-1", а именно: декларация о соответствии от 17.11.2011 г. со сроком действия до 17.11.2014 г., регистрационное удостоверение N ФСР 2011/12278 от 15.11.2011 с неограниченным сроком действия. В обоих указанных документах пояса-корсеты согревающие "Аванград-1" имеют присвоенный ОКП 93 9671 "корсеты", относимые к группе "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" "ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции" (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301).
Следовательно, рекламируемые пояса из собачьей шерсти относятся к медицинским изделиям, признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в данном случае отсутствуют.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе поясов из собачьей шерсти "Аванград-1", являющихся медицинскими изделиями, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Общество с ограниченной ответственностью "Про Город 76" в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1688 от 18.02.2015) представило следующие пояснения. ООО "Про Город 76" редакцией газеты "PRO Город Ярославль" не является, редакцией является ИП <_> согласно уставу редакции. По поводу размещения на стр. 16 газеты в N 14 (14) от 14.12.2013 г. статьи "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" пояснило, что договор заключен рекламодателем с ИП <_>
Также ООО "Про Город 76" предоставлен устав редакции от 15.11.2013 г. (вх. N 2223 от 04.03.2015), согласно которого редакцией газеты "PRO Город Ярославль" также является ИП <_>
ИП <_> также предоставлены пояснения (вх. N 3717 от 10.04.2015 г.), согласно которых ИП <_> является редакцией газеты "PRO Город" согласно Уставу редакции.
По поводу размещения на стр. 16 газеты "PRO Город" в N 14 (14) от 14.12.2013 г. статьи "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" в представленных ИП <_>пояснениях указано, что рекламодателем является ИП <_> с которым заключен соответствующий договор.
Указанный договор N 70 от 11 декабря 2013 г. на размещение рекламы, заключенный с ИП <_> предоставлен в материалы дела.
Также предоставлены дополнительные документы на размещение указанной рекламы, а именно, копия заявки N 1 от 11.12.2013 г. на размещение рекламы, скриншот переписки о согласовании макета рекламы, копии приходных кассовых ордеров N 63 от 23.12.2013 г., N 69 от 25.12.2013 г. Согласно данных документов, рекламодателем также является ИП <_> На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> рекламораспространителем является ИП <_>
Таким образом, ИП <_> как рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
ИП <_> как рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу в номере 14(14) от 14.12.2013 г. газеты "PRO Город" на последней полосе внизу страницы "Пояс, согревающий из собачьей шерсти - полезный и нужный подарок к Новому году" без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание ИП <_> и ИП <_> о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "02" июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов
Члены Комиссии: Л.Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкина
Т. В. Григорьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 мая 2015 г. N 5098/04-01
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016