Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/88 (опубликовано 24 мая 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации города Хабаровска, Прокуратуры Российской Федерации, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 80" (МБОУ СОШ с УИОП N 80), ООО "Контур детского плавания", рассмотрев дело N 8-01/88 по признакам нарушения Администрацией города Хабаровска ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Железнодорожного района города Хабаровска о нарушении Администрацией города Хабаровска (далее - Администрация) требований антимонопольного законодательства при передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 80" (далее - Школа).
Согласно указанному обращению по результатам прокурорской проверки установлено, что Школой заключен договор аренды объектов недвижимого фонда г. Хабаровска от 13.10.2011 с ООО "Контур детского плавания".
Указанный договор заключен Школой на основании постановления Администрации от 01.06.2011 N 1606, которым выражено письменное согласие на право заключения договора аренды в отношении недвижимого имуществ, закрепленного на праве оперативного управления за Школой. Торги на право заключения вышеуказанного договора не проводились. Срок действия указанного договора аренды установлен с 13.10.2011 по 30.07.2015.
При рассмотрении дела представитель Администрации пояснил следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение, которым является Школа, с согласия собственника вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом.
Порядок дачи согласия регламентирован постановлением Администрации от 27.01.2011 N 213 "Об утверждении Положения о порядке дачи согласия на распоряжение имуществом муниципальных учреждений" (далее - Положение).
Департаменту муниципальной собственности был представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 2.4. указанного постановления. Оснований для отказа в связи с представленным пакетом документов не имелось.
Решение вопроса о порядке заключения договора аренды (с применением процедуры проведения торгов или без проведения таковых) к компетенции Администрации не относится. После получения согласия собственника на распоряжение имуществом решение о способе и порядке распоряжения учреждение-арендодатель принимает самостоятельно.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции до 01 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого среднего предпринимательства.
ООО "Контур детского плавания" (далее - Общество) относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и перезаключило на новый срок ранее заключенный договор. Таким образом, вышеуказанный договор аренды соответствует требованиям Закона о защите конкуренции.
Представитель Школы поддержал позицию Администрации, пояснив, что договор аренды объектов нежилого фонда г. Хабаровска N у784/04 первоначально заключен 09.09.2004 Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска со Школой. Срок действия договора с 04.08.2004 по 26.09.2012.
Перед сдачей в аренду закрепленных за образовательным учреждением нежилых помещений в соответствии с Положением о проведении экспертной оценки последствий сдачи в аренду нежилых помещений муниципальными образовательными учреждениями, утвержденным постановлением Мэра города Хабаровска от 04.02.2000 N 125, проведена экспертная оценка и комиссией, назначенной учредителем Школы, составлен Акт проведенной экспертной оценки последствий сдачи в аренду нежилых помещений муниципальными общеобразовательными учреждениями.
Представитель Общества пояснил, что в переданных помещениях Общество обучает детей плаванию, проводит занятие с детьми спортом. Деятельность осуществляется на платной основе.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии представлено не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
09.09.2004 Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска, Школой и Обществом заключен договор аренды объектов нежилого фонда г. Хабаровска N у784/04, срок действия которого - с 08.09.2004 по 26.09.2012.
13.10.2011 Школой на основании постановления Администрации от 01.06.2011 N 1606 заключен договор аренды объектов недвижимого фонда г. Хабаровска с ООО "Контур детского плавания", срок действия которого установлен с 13.10.2011 по 30.07.2015. Торги на право заключения вышеуказанного договора не проводились.
Часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено за государственным или муниципальным бюджетным учреждением на праве оперативного управления осуществляется по результатам торгов, за исключением случаев, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Ч. 3 ст. 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из постановления Администрации от 01.06.2011 N 1606 следует, что органом местного самоуправления в соответствии с приведенными нормами ГК РФ Школе дано согласие на распоряжение муниципальным имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления.
При этом указанное постановление не содержит указания на способ заключения в отношении такого имущества договора, равно как и указания на лицо, с которым должен быть заключен договор.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, в связи с чем решение вопроса о способе заключения договора аренды в данном случае принимается Школой и именно она должна была соблюсти требования Закона о защите конкуренции при распоряжении указанным имуществом.
При данных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем дело подлежит прекращению в силу ст. 48 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия усматривает признаки нарушения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в действиях Школы и полагает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Рассмотрение дела N 8-01/88 по признакам нарушения Администрацией г. Хабаровска ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием в действиях Администрации города Хабаровска нарушения антимонопольного законодательства.
2. Передать материалы дела N 8-01/88 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения МБОУ СОШ с УИОП N 80 ст. 17. 1 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/88 (опубликовано 24 мая 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016