Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
N 37/01-52/15 (опубликовано 1 июня 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2015 г.
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
(далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СеверСервисПлюс" на действия Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии представителя ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", по доверенности N 457/15 от 10.02.2015 года,
при участии генерального директораООО "СеверСервисПлюс", установила:
В Чукотское УФАС России 25 мая 2015 года поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "СеверСервисПлюс" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора подряда на выполнение работ по замене котлоагрегата КВТС-10-150 в котельной N 18 п. Провидения, номер извещения 31502305229 (далее - Запрос котировок). По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, принявшей необоснованное решение об отказе, принять от Заявителя банковскую гарантию в качестве залога обеспечения обязательств по договору.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках.
Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, государственных предприятий (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности Заказчик должен руководствоваться положениями Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке Заказчика было утверждено генеральным директором ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" 23.12.2013 года (далее - Положение).
Заказчиком 28.04.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о Запросе котировок.
13.05.2015 г. согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок, к участию в запросе котировок допущены два участника: ООО "СеверСервисПлюс" и ООО "Теплоэнергосервис ДКМ". Победителем запроса котировок признан участник ООО "СеверСервисПлюс".
21.05.2015 г. Заявитель после подписания договора в установленные документацией сроки предоставил в адрес Заказчика банковскую гарантию.
22.05.2015 г. Заявителем был получен отказ о принятии банковской гарантии в качестве залога обеспечения обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 5 "Размер обеспечения обязательств по договору" документации о Запросе котировок установлено требование: "в качестве обеспечения своевременного, полного и качественного выполнения работ, Участник перечисляет денежные средства на расчетный счет Заказчика в качестве залога (обеспечения обязательств) в размере 10 (десять) процентов от стоимости настоящего договора, в течение 3 банковских дней с момента подписания настоящего договора. Обеспечение исполнения по настоящему договору возвращается Подрядчику в течении 10 (десяти) банковских дней после подписания Сторонами Акта приема-передачи выполненных работ".
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о закупках и пункта 17.2.3. Положения к извещению о проведении запроса котировок должен прилагаться проект договора, заключаемого по результатам размещения заказа.
В проекте договора (пункт 4.1) указанно, что в качестве обеспечения своевременного, полного и качественного выполнения работ, Подрядчик перечисляет денежные средства на расчетный счет Заказчика в качестве залога (обеспечения обязательств) в размере 10 (десять) процентов от стоимости настоящего договора, в течение 3 банковских дней с момента подписания настоящего Договора.
Из пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Таким образом, исполнение обязательств равноценно обеспечивается как банковской гарантией, так и денежным задатком, а установление Заказчиком требования об исполнении обязательств только денежным задатком является необоснованным ограничением участников закупки.
В соответствии с пунктом 18.7 Положения, установлено, что в случае если документацией о размещении заказа установлено требование об обеспечении исполнения договора, договор может быть заключен только после предоставления участником размещения заказа, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в порядке, форме и в размере, указанных в документации о размещении заказа. Если участником размещения заказа, с которым заключается договор, является бюджетное учреждение и документацией о размещении заказа установлено требование обеспечения исполнения договора, предоставление обеспечения исполнения договора таким учреждением не требуется.
Согласно пункту 18.4 раздела 18 Положения договор должен быть заключен в течение трех рабочих дней со дня размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокола, составленного по результатам размещения заказа.
Данный пункт 18.4 Положения нарушает право участников закупки на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, часть 4 которой предоставляет право на обжалование не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Таким образом, пункт 18.4 Положения нарушает положения, установленные частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В Положении раздел 17 "Порядок проведения запроса котировок" не определен максимальный и минимальный размеры обеспечения обязательств (обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора) в процентах от начальной (максимальной) цены контракта, это создает предпосылки для злоупотреблений Заказчиком, в форме необоснованного ограничения конкуренции, что может нарушать принцип равноправия, справедливости и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, а также нарушает принцип гласности и прозрачности закупок, что противоречит целям правового регулирования Закона N 223-ФЗ.
Также Комиссией установлено, что в Положении и Документации о запросе котировок имеется несоответствие, а именно: согласно пункту 18.7 Положения "в случае если документацией о размещении заказа установлено требование об обеспечении исполнения договора, договор может быть заключен только после предоставления участником размещения заказа, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в порядке, форме и размере, указанных в документации о размещении заказа", при этом пунктом 5 Документацией о запросе котировок установлено: "в качестве обеспечения своевременного, полного и качественного выполнения работ, Участник перечисляет денежные средства на расчетный счет Заказчика в качестве залога (обеспечения обязательств) в размере 10 (десять) процентов от стоимости настоящего договора, в течение 3 банковских дней с момента подписания настоящего договора.".
В связи с изложенным Комиссия Чукотского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данной жалобы.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СеверСервисПлюс" на действие Государственного предприятия ЧАО "Чукоткоммунхоз" при проведении запроса котировок на право заключения договора подряда на выполнение работ по замене котлоагрегата КВТС-10-150 в котельной N 18 п. Провидения, обоснованной.
2. Выдать предписание Государственному предприятию ЧАО "Чукоткоммунхоз" для устранения нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 28/01-52/15
01 июня 2015 года г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
(далее - Комиссия), на основании Решения N 37/01-52/15 от 01 июня 2015 года, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Государственному предприятию Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", расположенному по адресу: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Рультытегина, 24, в срок до 19 июня 2015 года внести изменения в Положение о закупке продукции для нужд ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз":
- о том, что договор по результатам закупок может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, составленного по результатам размещения заказа;
- установить максимальный и минимальный размеры обеспечения обязательств (обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора) в процентах от начальной (максимальной) цены закупки.
Оператору электронной площадки:
1. Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трех дней со дня его выполнения.
Примечание: В случае неисполнения настоящего Предписания Чукотское УФАС России вправе применить меры административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу N 37/01-52/15 (опубликовано 1 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016