Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
N 50-04/13 (опубликовано 11 апреля 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- Семёновой Елены Григорьевны - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуевой Юлии Михайловны - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Никитина Павла Александровича - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
в присутствии представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", ОАО "Челябэнергосбыт",
рассмотрев дело N 50-04/13 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявления <> от 12.08.2013 вх. N 9583 и от 26.08.2013 вх. N 10352 на действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в незаконном принятии в качестве расчетного прибора учета NP73L N 03411221 типа "Матрица", установленного на на опоре N 9, и необоснованном отказе в принятии в качестве расчетного прибора учета Нева 303, установленного в гараже.
24.04.2013 <> заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям N 3717 с ОАО "МРСК - Урала" и получены технические условия от 24.04.2013 N 3717 - МС - 0144-ТУ на технологическое присоединение нежилого здания - гаража.
В начале июля 2013 года <> обратился в адрес ОАО "МРСК - Урала" за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
05.07.2013 ОАО "МРСК - Урала" направило в адрес <> подписанный со стороны ОАО "МРСК - Урала" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон на нежилое здание - гараж.
Указанный акт был составлен ОАО "МРСК - Урала" по завершению процедуры технологического присоединения объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности <> на основании договора от 24.04.2013 и технических условий N 3717 - МС - 0144-ТУ.
Согласно техническим условиям от 24.04.2013 N 3717 - МС - 0144-ТУ заявитель осуществляет строительство ВЛИ (КЛ) - 0,4 кВ ф.2 от опоры N 9 до границы земельного участка <>
Сетевая организация на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности электрических сетей опоре N 9 устанавливает расчетный прибор учета. Заявитель осуществляет установку контрольного учета классом точности не менее 2.
05.07.2013 ПО "МЭС" филиала ОАО "МРСК Урала" и <> составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 82-1601-ЧЭ/ПО МЭС, согласно которому прибор учета, установленный на опоре N 9, принят в качестве расчетного, а прибор учета, установленный на объекте недвижимого имущества <> (гараже), принят в качестве контрольного.
05.07.2013 ПО "МЭС" филиала ОАО "МРСК Урала" составлен акт N 82-07-000538 допуска прибора учета в эксплуатацию. Согласно указанному акту прибор учета NP73L N 03411221 типа "Матрица", установленный на опоре N 9, принят в качестве расчетного, а прибор учета Нева 303, установленный на объекте недвижимого имущества <> (гараже), принят в качестве контрольного. Акт N 82-07-000538 допуска прибора учета в эксплуатацию подписан <>
<> и ОАО "Челябэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 01.07.2013 N 1030. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом установлена в месте присоединения вводного изолированного провода в клеммной коробочке счетчика, установленного на опоре N 9. На указанной опоре установлен прибор учета NP73L N 03411221 типа "Матрица". В объекте недвижимого имущества <> установлен контрольный прибор учета.
ОАО "Челябэнергосбыт" на основании акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 82-1601-ЧЭ/ПО МЭС составлено приложение N 1 к договору энергоснабжения от 01.07.2013 N 1030. Согласно приложению N 1 к договору энергоснабжения от 01.07.2013 N 1030 на опоре N 9 установлен расчетный прибор учета NP73L N 03411221 типа "Матрица", внутри на стене нежилого здания установлен контрольный прибор учета Нева 303. Указанное приложение N 1 к договору от 01.07.2013 N 1030 подписано ОАО "Челябэнергосбыт", а также потребителем - <>
<> обратился в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" б/н и б/д (вх. 2078) с заявлением о приемке прибора учета, установленного на опоре - NP73L N 03411221 типа "Матрица", а также прибора учета, установленного в гараже - Нева 303.
16.08.2013 представителями ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "МРСК - Урала" в присутствии <> произведен допуск прибора учета, установленного в гараже, о чем составлен акт N 82-08-000609. Согласно акту прибор учета Нева 303 имеет погрешность не соответствующую классу точности прибора. <> предписано заменить прибор учета.
18.08.2013 <> письмом б/н и б/д (вх. 10317) повторно обратился в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой о приемке прибора учета в связи с выполнением предписания для учета на гараж и повторно на приемку прибора учета, установленного на опоре.
12.09.2013 представителями ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "МРСК - Урала" в присутствии <> произведен допуск прибора учета, установленного в гараже, о чем составлен акт N 88-1-09-001554. Согласно акту прибор учета Нева 303 принят в качестве контрольного. Указанный акт подписан <>
Приказом Челябинского УФАС России от 12.11.2013 N 335 возбуждено дело N 50-04/13 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в письмах от 12.08.2013 вх. N 9583 и от 26.08.2013 вх. N 10352, и пояснил следующее.
На земельном участке, расположенном по адресу: г. Верхнеуральск, ул. Октябрьская, д. 66/1, находится объект недвижимого имущества - гараж. Для осуществления процедуры технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК - Урала" <> были получены договор технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия. В соответствии с техническими условиями на гараж установлено 2 прибора учета. По результатам осуществления технологического присоединения сторонами составлен и подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 82-1601-ЧЭ/ПО МЭС. В указанном акте указано, что прибор учета, установленный на опоре N 9 (NP73L N 03411221 типа "Матрица"), принят в качестве расчетного, а прибор учета, установленный на объекте недвижимого имущества <> (Нева 303), принят в качестве контрольного.
<> обратился в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" с заявлением о приемке обоих приборов учета с назначением даты приемки и времени приемки.
По окончании приемки на прибор учета, установленный в гараже, выдали предписание, прибор учета, установленный на опоре, принимать не стали.
18.08.2013 <> повторно обратился в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой о приемке прибора учета в связи с выполнением предписания для учета на гараж и повторно на приемку прибора учета, установленного на опоре.
Прибор учета, установленный на опоре представители ОАО "Челябэнергосбыт" принимать не стали.
По мнению <> прибор учета, установленный на опоре, и принятый ОАО "Челябэнергосбыт" в качестве расчетного, не соответствует требованиям ПУЭ, следовательно, не может быть расчетным, а прибор учета, установленный в гараже, (Нева 303) и соответствующий ПУЭ, должен быть принят в качестве расчетного.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Челябэнергосбыт" поддержало доводы, изложенные в письмах от 24.09.2013 N 11548, от 07.11.2013 N 1165, и пояснило следующее.
В соответствии актом разграничения балансовой принадлежности и техническими условиями у потребителя для общего учета установлен расчетный счетчик типа NP73L.1-1-2 Матрица на границе балансовой принадлежности, (в соответствии с п. 10 технических условий), и контрольный счетчик внутренней установки на стене нежилого здания, (согласно п. 11 технических условий) с классом точности не менее 2.
05 июля 2013 года расчетный счетчик, установленный на границе раздела (опора N 9 BJ1- 0,4 кВ) типа NP73L.1-1-2 Матрица, был допущен в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт 82-07-000538.
В связи с заявлением <> от 09.08.2013, 16 августа 2013 года в 9-30 была осуществлена проверка по допуску прибора учета в качестве контрольного, в результате чего было выявлено, что прибор учета Нева 303 не соответствует классу точности, имеется погрешность 1,49%, превышающая паспортные данные счетчика, также отсутствует опломбировка вводного коммутационного аппарата (Акт 82-08 000609 от 16.08.2013).
Потребителю выдано предписание заменить прибор учета и опломбировать вводной коммутационный аппарат.
Проверка прибора учета NP73L.1-1-2 Матрица, установленного на опоре N 9 BJI-0,4 кВ, не осуществлялась ввиду того, что он был ранее допущен в эксплуатацию 05 июля 2013 года.
30 августа 2013 года потребитель направил письмо-заявку на приемку контрольного прибора учета в эксплуатацию с предполагаемой датой 06.09.2013 8 час. 00 мин.
В ходе рассмотрения дела ОАО "МРСК Урала" поддержало доводы, изложенные в письмах от 25.09.2013 N 11643, от 09.12.2013 N 2701, и пояснило следующее.
В силу пункта 25(1) постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. Граница раздела объектов между гаражом <> и сетями ОАО "МРСК Урала", расположенная на опоре N 9, находится на расстоянии 15 метров.
Определение расчетного и контрольного прибора учета осуществлено в соответствии с пунктами 156 и 157 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Порядок замены счетчика установлен в пункте 14 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и соблюден ОАО "МРСК Урала".
Согласно нормам постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевая организация должна осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя до точки присоединения. Понятие точки присоединения к электрическим сетям раскрыто законодателем в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004, и заключается в следующем: "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
05.07.2013 ОАО "МРСК Урала" и <> составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 82-1601-ЧЭ/ПО МЭС, согласно которому прибор учета, установленный на опоре N 9, принят в качестве расчетного, а прибор учета, установленный на объекте недвижимого имущества <> (гараже), принят в качестве контрольного.
Необходимо также отметить, что <> заключил несколько договоров технологического присоединения на одни и те же объекты недвижимого имущества, расположенные на территории земельного участка <> Все объекты недвижимого имущества <> подключены от опоры ВЛ N 9 ОАО "МРСК Урала".
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Челябэнергосбыт" нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", по следующим основаниям.
1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 N 71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "Челябэнергосбыт" на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. В ходе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке <> расположен объект недвижимого имущества - нежилой дом, а также объект недвижимого имущества - гараж.
Технологическое присоединение было осуществлено от опоры N 9 ВЛ ОАО "МРСК - Урала".
В последующем <> осуществил разделение земельного участка на несколько земельных участков таким образом, что на одном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - нежилой дом, а на другом - объект недвижимого имущества - гараж.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "МРСК - Урала" осуществлено в соответствии с договором от 24.04.2013 N 3717 и техническими условиями от 24.04.2013 N 3717 - МС - 0144-ТУ.
По окончании процедуры технологического присоединения на основании договора от 24.04.2013 и технических условий N 3717 - МС - 0144-ТУ, <> и ОАО "МРСК - Урала" составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 82-1601-ЧЭ/ПО МЭС, согласно которому прибор учета, установленный на опоре N 9, принят в качестве расчетного, а прибор учета, установленный на объекте недвижимого имущества <> (гараже), принят в качестве контрольного.
На основании данного документа ОАО "Челябэнегосбыт" заключен договор энергоснабжения от 01.07.2013 N 1030, в приложении N 1 к которому указано, что прибор учета, установленный на опоре N 9, является расчетным, а прибор учета, установленный на объекте недвижимого имущества <> (гараже), является контрольным.
Материалами дела установлено, что в соответствии с актом ОАО "МРСК - Урала" приема прибора учета от 05.07.2013 N 82-07-000538 в эксплуатацию расчетный прибор учета типа NP73L.1-1-2 Матрица, установленный на границе раздела (опора N 9 BJ1- 0,4 кВ) допущен в эксплуатацию, при этом прибор учета надлежащим образом поверен, а его характеристики и погрешность соответствуют всем техническим требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, в качестве расчетного должен приниматься прибор учета, установленный на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Материалами дела установлено, что граница разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, установка на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон прибора учета типа NP73L.1-1-2 Матрица, акт его допуска в эксплуатацию согласованы <> путем подписания соответствующих актов и приложения N 1 к договору энергоснабжения.
Таким образом, действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в использовании при определении количества потребленной <> электроэнергии по договору от 01.07.2013 N 1030 расчетного прибора учета типа NP73L.1-1-2 Матрица не является злоупотреблением ОАО "Челябэнергосбыт" своим доминирующим положением.
Вопрос соответствия прибора учета типа NP73L.1-1-2 Матрица Правилам устройства электроустановок является техническим, и выходит за пределы полномочий антимонопольного органа.
Использование прибора учета Нева 303, установленного в гараже, в качестве контрольного соответствует положениям пункта 158 Основных положений поскольку согласовано сторонами в договоре энергоснабжения.
Дополнительно сообщаем, что, по мнению Челябинского УФАС России, граница разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон определена не верно.
<> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В ходе рассмотрения дела выявлено, что на <> в отсутствии его обращения в сетевую организацию в технических условиях от 24.04.2013 N 3717 - МС - 0144-ТУ возложены обязательства по строительству кабельной линии от опоры N 9 до объекта недвижимого имущества <> за пределами земельного участка последнего. Распределение обязательств по договору технологического присоединения таким образом повлекли определение границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон на опоре N 9, что противоречит пункту 16.1 и 16.3 Правил.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861) утверждены обязательные для применения формы актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. В указанных формах актов, отсутствуют сведения о расчетных и контрольных приборах учета.
В соответствии с пунктом 148 Основных положений, сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета. При этом сетевая организация не вправе указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.
Исходя из положений пунктов 40, 42, 158 Основных положений определение прибора учета в качестве расчетного и контрольного осуществляется потребителем и гарантирующим поставщиком при заключении договора энергоснабжения, в связи с чем Комиссия не принимает довод ОАО "Челябэнергосбыт" о том, что определение контрольного прибора учета возложено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 на сетевую организацию.
В соответствии с Основными положениями прибор учета устанавливается на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за счет потребителя и должен находиться в его собственности.
Учитывая, что <> добровольно принял на себя обязательства по договору технологического присоединения от 24.04.2013 N 3717 и техническим условиям от 24.04.2013 N 3717 - МС - 0144-ТУ, у Челябинского УФАС России отсутствуют правовые основания для применения мер антимонопольного реагирования к ОАО "МРСК - Урала".
К тому же, Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по отмене подписанного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить производство по делу N 50-04/13 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Челябэнергосбыт".
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N 50-04/13 (опубликовано 11 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016