Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 10 апреля 2014 г. N 75-70Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 75-70р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Контур" (ИНН 3604000062, юр. адрес: Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. 40 Лет Октября, д. 29, 397166) (далее - ООО "Контур") требований пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии: <_> ООО "Контур" <_> (далее - представитель ООО "Контур"), установила:
Воронежским УФАС России установлено распространение в газетах "Борисоглебский Вестник" (N 2 (16710) от 10 января 2014 г. на 7 полосе и N 5 (16713) от 31 января 2014 г. на 10 полосе) информации следующего содержания: "Аптеки фармацевтической фирмы "Контур". Специально для Ваших будущих чемпионов предлагают товары с символикой зимних олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Так же в наших Аптеках представлен огромный ассортимент товаров для материнства и детства: детское питание, подгузники, соски и пустышки, детская посуда, косметика с первых дней жизни и многое другое. Мы экономии Ваше время, чтобы Вы могли провести его со своим малышом. http://тц-кондор.рф. Лицензия N ЛО-36-02-000918" (далее - рассматриваемая информация). Рассматриваемая информация сопровождается:
1. Изображением логотипа (эмблемы) "Звезда Сочи" (28.10.2005 г. эмблема "Звезда Сочи" одобрена Международным олимпийским комитетом в качестве логотипа Сочи как города претендента на право провидения зимних Олимпийских игр 2014 года);
2. Изображением талисмана зимних Олимпийских игр 2014 года "Снежный барс";
3. Изображением талисмана зимних Олимпийских игр 2014 года "Зайка";
4. Олимпийской эмблемой в виде пяти переплетенных переплетённых колец одинакового размера, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, чёрное, красное; жёлтое, зелёное. Указанное изображение представляет собой товарный знак, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет на основании международной регистрации N 788585 от 24.09.2002 года (далее вместе - Олимпийская символика).
Воронежским УФАС России установлено, что в соответствии с Приказом департамента здравоохранения Воронежской области N 960 от 29.06.2012 г. держателем лицензии N ЛО-36-02-000918 является ООО "Контур".
Определением N 75-70р от 05.03.2014 г. (исх. N 03-16/858) в отношении ООО "Контур" возбуждено дело по признакам нарушения пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Дело назначено к рассмотрению на 15 ч. 00 мин. (мск) 20 марта 2014 г. по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72.
Указанным Определением у ООО "Контур" были истребованы сведения, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
20 марта 2014 г. от ООО "Контур" не поступили сведения, истребованные Определением N 75-70р от 05.03.2014 г. (исх. N 03-16/858).
Вместе с тем, 19 марта 2014 года от ООО "Контур" поступило ходатайство (Вх. N 01-11/384 от 19 марта 2014 года) об отложении рассмотрения дела N 75-70р.
20 марта 2014 года в ходе заседания Комиссии указанное ходатайство было удовлетворено.
Определением N 75-70р от 20.03.2014 г. (исх. N 03-16/1080) рассмотрение дела в отношении ООО "Контур" назначено к рассмотрению на 11 ч. 00 мин. (мск) 10 апреля 2014 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72.
Кроме того, в связи с истечением срока рассмотрения дела N 75-70р 05.04.2014 г. и отложением рассмотрения дела на 11 часов 00 минут (мск) 10 апреля 2014 г., Комиссия продлила срок рассмотрения дела N 75-70р на два месяца (до 05.06.2014 г.).
02.04.2014 г. от ООО "Контур" поступили сведения (вх. N 01-11/446), в том числе правовая позиция указанного лица, истребованные Определением N 75-70р от 20.03.2014 г.
Из правовой позиции ООО "Контур" следует, что Общество признает допущенное нарушение пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем ООО "Контур" просит учесть, что нарушение указанных норм ФЗ "О рекламе" было допущено Обществом неумышленно, ввиду незнания законодательства о рекламе.
10 апреля 2014 года, в ходе рассмотрения дела N75-70р, представитель ООО "Контур" поддержал позицию, изложенную в объяснениях Общества (вх. N 01-11/446 от 02.04.2014 г.).
Комиссия, ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, сочла возможным признать ООО "Контур" нарушившим требования пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (аптеки фармацевтической фирмы "Контур", товары реализуемые аптеками фармацевтической фирмы "Контур", а именно: товары с символикой зимних олимпийских игр 2014 года в городе Сочи, детское питание, подгузники, соски и пустышки, детская посуда, косметика с первых дней жизни), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01 декабря 2007 г. N 310-ФЗ (далее - ФЗ "Об организации олимпийских игр"), Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - Оргкомитет "Сочи 2014") и созданные федеральным законом организации, которые осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - олимпийские объекты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ "Об организации олимпийских игр", для целей указанной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский" "Олимпиада" "Сочи 2014" "Olympic" "Olympian" "Olympiad" "Olympic Winter Games" "Olympic Games" "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский" "Паралимпиада" "Paralympic" "Paralympian" "Paralympiad" "Paralympic Winter Games" "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (п. 2 ст. 7. ФЗ "Об организации олимпийских игр").
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ФЗ "Об организации олимпийских игр", реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи 2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
Тем самым, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются, в том числе, статьями 6 и 7 Закона об организации олимпийских игр.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Материалами дела N 75-70р подтверждается и ООО "Контур" не отрицается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является указанное Общество.
Воронежским УФАС России установлено, что по данным с официального Интернет сайта АНО "Оргкомитет "Сочи 2014"" (адрес в сети Интернет: http://www.sochi2014.com/), ООО "Контур" не является партнером XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и как следствие Общество не вправе использовать Олимпийскую символику.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" поскольку, формирует у потребителей рекламы (неопределенного круга лиц) несоответствующее действительности представление о причастности/принадлежности ООО "Контур" к проводимым Олимпийским играм и Паралимпийским играм.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
Рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" поскольку, содержит не соответствующие действительности сведения о правах ООО "Контур" на использование символа Международного олимпийского комитета в виде пяти переплетающихся колец одинакового размера (Международная регистрация N 788585 от 24.09.2002, зарегистрированная Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в отношении товаров и услуг с 1 по 45 классы Международной классификации товаров и услуг).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Вышеуказанные действия ООО "Контур" нарушают требования пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Аптеки фармацевтической фирмы "Контур". Специально для Ваших будущих чемпионов предлагают товары с символикой зимних олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Так же в наших Аптеках представлен огромный ассортимент товаров для материнства и детства: детское питание, подгузники, соски и пустышки, детская посуда, косметика с первых дней жизни и многое другое. Мы экономии Ваше время, чтобы Вы могли провести его со своим малышом. http://тц-кондор.рф. Лицензия N ЛО-36-02-000918" сопровожденную:
А. Изображением логотипа (эмблемы) "Звезда Сочи" (28.10.2005 г. эмблема "Звезда Сочи" одобрена Международным олимпийским комитетом в качестве логотипа Сочи как города претендента на право провидения зимних Олимпийских игр 2014 года);
Б. Изображением талисмана зимних Олимпийских игр 2014 года "Снежный барс";
В. Изображением талисмана зимних Олимпийских игр 2014 года "Зайка";
Г. Олимпийской эмблемой в виде пяти переплетенных переплетённых колец одинакового размера, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, чёрное, красное; жёлтое, зелёное. Указанное изображение представляет собой товарный знак, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет на основании международной регистрации N 788585 от 24.09.2002 года,
поскольку в ней нарушены требования пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в части формирования у потребителей рекламы (неопределенного круга лиц) несоответствующего действительности представление о причастности/принадлежности ООО "Контур" к проводимым Олимпийским играм и Паралимпийским играм, а также, в части содержания не соответствующих действительности сведений о правах ООО "Контур" на использование символа Международного олимпийского комитета в виде пяти переплетающихся колец одинакового размера.
2. Выдать ООО "Контур" предписание о прекращении нарушения пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения незаконного использования олимпийской символики.
Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 апреля 2014 г. N 75-70Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016