Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-23/2014 (опубликовано 17 апреля 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии -<___>
членов Комиссии: <___>
в присутствии:
- представителя заявителя: Общества с ограниченной ответственность "Защитахлеб" <___>
- представителя ответчика: Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Солнечный" <___>
- заинтересованного лица: Общества с ограниченной ответственностью "Дез. Центр" <___>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО "Защитахлеб" на действия открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Солнечный" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх. N110 от 03.04.2014 г. вх. N2975кэ от 04.04.2014 г.) общества с ограниченной ответственностью "Защитахлеб" (далее - ООО "Защитахлеб") на действия открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Солнечный" (далее - ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный", заказчик, организатор запроса цен) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "Защитахлеб", Оренбургским УФАС России на основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ заявителю и организатору запроса предложений ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный" были направлены уведомления о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу (исх. N 3804 от 07.04.2014 г.; исх. N 3803 от 07.04.2014 г.), жалоба размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС http://orenburg.fas.gov.ru/.
Как следует из содержания жалобы ООО "Защитахлеб":
На официальном сайте в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru) заказчик опубликовал извещение о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150) (далее - запрос цен, извещение). Заказчик при оценке заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме принял решение об отказе в допуске к дальнейшему участию в процедуре ООО "Защитахлеб", сославшись на пп.2 п.4 технического задания, так как заявитель не представил заверенные копии лицензии на виды деятельности, связанные с выполнением договора.
Заявитель считает, что ответчик незаконно отказал в допуске к участию в процедуре закупки на основании включения в требования, предъявленные к участникам запроса предложений, незаконного требования о наличии лицензии на нелицензируемые виды деятельности.
В ходе заседания Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, также пояснил, что согласно пп.2 п.4 технического задания, участник должен предоставить копии лицензии на виды деятельности, связанные с выполнением договора, но какие именно копии лицензий в техническом задании не конкретизировал.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения на данную жалобу (N02/1-171 от 11.04.2014 г.) (далее - Пояснения) и документы, затребованные уведомлением Оренбургского УФАС (исх. N 3803 от 07.04.2014 г.), пояснив, что договор с победителем (общество с ограниченной ответственностью ООО "Дез. Центр" (далее - ООО "Дез. Центр") открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150) на момент рассмотрения жалобы не заключен. Кроме того, заявитель не обращался в письменном виде к заказчику по разъяснению видов лицензии, о которых идет речь в техническом задании.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Управление ФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru) 21.03.2014 г. ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный" опубликовало извещение о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150).
В соответствии с п.10.2 Протокола U16545-20872-3 по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме от 02.04.2014 г. (далее - Протокол U16545-20872-3), ООО "Защитахлеб" было не допущено к дальнейшему участию в открытом запросе цен в связи с невыполнением требований технического задания пп.2 п.4, т.е. в не предоставлении заверенных участником копий, действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора.
Согласно пп.2 п.4 технического задания на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции (приложение N 3 к запросу цен N 30/2014 от 18.03.2014 г.) (далее - техническое задание), участник предоставляет заверенные участником копии лицензии на виды деятельности, связанные с выполнением договора.
В соответствии с п.1.1, 1.1.2 и 1.1.3 раздела 1 проекта договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год, предметом договора является:
1.1. Исполнитель обязуется осуществить услуги по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на объектах Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в обусловленные Договором сроки.
1.1.2. Исполнитель оказывает услуги лично, собственными препаратами и силами квалифицированных работников.
Применяемые препараты должны быть сертифицированы и разрешены к использованию на территории Российской Федерации, эффективны в борьбе с грызунами и насекомыми, безопасны для человека и окружающей среды.
В соответствии ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предусмотрен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч.6 ст.3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пп. 4.1.1.2 п.4.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Солнечный", утвержденное решением Совета директоров ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный" 01.11.13 г. протоколом N 4 заседания Совета директоров от 05.11.13 г.) (далее - Положения о закупке), организатор закупки по согласованию с Заказчиком (в т.ч. закупочной комиссией, если ей переданы соответствующие полномочия) вправе устанавливать требования к участникам закупок, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определять необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.
Кроме того, согласно пп. 4.5.3. п.4.5. Положения о закупках, в случае, если участником закупки является юридическое лицо, оно должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных разрешений (лицензий, допусков и т.п. документов) - иметь их.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации по запросу предложений требования к качеству, техническим характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
В соответствии с п.10 ст. 2 Федерального закона N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N323) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановление Правительства N 291), в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, включена услуга по дезинфектологии.
Согласно п. 3 Постановления Правительства N 291, услуги по специальности дезинфектологиии подлежат лицензированию в случае, если санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в рамках оказания медицинской помощи.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу п. 3.6.1 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 131 установлены санитарно-эпидемические требования по дезинфекционной деятельности (дезинфектологии) для организаций Санитарно-эмидемиологических правил 3.5.1378-03 (далее - Санитарно-эмидемиологические правила 3.5.1378-03), дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
В соответствии с п. 3.1. Санитарно-эмидемиологических правил 3.5.1378-03, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что учитывая характер и направленность указанных видов деятельности на профилактику заболеваний, дезинсекция и дератизация зданий (помещений) отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в связи с этим, заказчиком были установлены обязательные требования о наличие лицензии на данные виды деятельности, прописанные в техническом задание на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции (приложение N 3 к запросу цен N 30/2014 от 18.03.2014 г.).
Таким образом, заявка ООО "Защитахлеб", поданная в ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный" для участия в открытом запросе цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150), не соответствовала требованиям технического задания на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции (приложение N 3 к запросу цен N 30/2014 от 18.03.2014 г.), т.е. данная заявка была правомерно отклонена заказчиком от дальнейшего участия в открытом запросе цен.
На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив материалы дела, приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях ОАО "Санаторий-профилакторий "Солнечный" отсутствует нарушение процедуры проведения торгов и норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (исх. N110 от 03.04.2014 г. вх. N2975кэ от 04.04.2014 г.) общества с ограниченной ответственностью "Защитахлеб" на действия открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Солнечный" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по профилактической дезинсекции, дератизации, камерной дезинфекции на 2014 год (N 31400996150), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <___>
Члены Комиссии <___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-23/2014 (опубликовано 17 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016