Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4-05/78 (опубликовано 9 июня 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/78 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Телеком" рекламы блюд китайской кухни при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей ООО "Телеком", установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России в буклете "Большое кино" (апрель 2012 г - 5000 зкз.) отслежена реклама следующего содержания: "Сеть кафе китайской кухни с первой минуты окутывает магией Востока. Следуя древним традициям Востока и высоким требованиям и высоким требованиям Запада к качеству обслуживания, сеть китайских кафе предлагает своим гостям насладиться не только изысканным вкусом блюд, но и высоким профессионализмом обслуживающего персонала. А добиться полной гармонии посетителям поможет стильный интерьер. По-азиатски лаконичный дизайн кафе подчеркнут использованными в оформлении натуральными материалами, такими как текстиль и дерево, позволяющими создать оригинальное и комфортное пространство, которое не хочется покидать.
Так же Вы можете заказать понравившиеся блюда на дом. Служба доставки. Тел. 775-898. Работаем ежедневно с 11:00 до 23:00.
Ждем вас по адресам:
1. кафе "CHINA ЮН ФУН": ул. Фрунзе, 60 тел.8 (4212) 32-63-35; ул. Тургенева, 68 60 тел.8 (4212) 30-05-36
2. кафе "ЮАНЬ": пер. Краснореченский, 20а, тел. 8 (4212) 50-80-60
3. кафе-клуб "ЧИНГИСХАН": ул. Тихоокеанская, 182б тел. 720-609, 8-924-109-39-99
Кроме того, Реклама содержит фотоизображение залов кафе "CHINA юн фун", фотоизображения различных блюд китайской кухни с их описанием".
В ходе подготовки дела к рассмотрению аналогичная реклама отслежена в буклете "Большое кино" (март 2012 г).
Рекламное предложение направлено на привлечение внимания потребителя как к самим кафе, так и к продаже товаров - блюд китайской кухни, дистанционным способом по указанному телефону доставки.
Согласно п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
Согласно Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 названных правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная выше реклама предлагает покупателю блюда китайской кухни, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, в нарушение данной нормы права, распространяемая реклама не содержат указанных сведений.
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела Чубенко В.Г. согласился с выявленным правонарушением, пояснив, что в настоящее время нарушение рекламного законодательства устранено.
В силу части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является ООО "Телеком".
Данный факт подтверждается письмом ООО "Телеком" (вх. N 5/3542) от 05.05.12012, договором возмездного оказания услуг N 05/2012 от 26.01.2012 г., заключенным между ООО "Формат" и ООО "Телеком", согласованным макетом рекламы, платежными документами.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу блюд китайской кухни при дистанционном способе их продажи, распространяемую ООО "Телеком" в буклете "Большое кино" (март, апрель 2012 г, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Телеком" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 08 июня 2012 года по делу N 4-05/78 о признании ненадлежащей рекламы блюд китайской кухни при дистанционном способе их продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Телеком" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение в буклете "Большое кино" рекламы блюд при дистанционном способе их продажи с нарушением статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Телеком" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20.06.2012 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4-05/78 (опубликовано 9 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016