Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-15/2015 (опубликовано 26 мая 2015 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии, (_)
в присутствии:
представителя заявителя - ЗАО "Тандер": (_)
представителей ответчика - ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть": (_)
в отсутствие лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Западно-Уральскому управления, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N07-16-15/2015 по признакам нарушения государственным унитарным предприятием "Оренбургкоммунэлектросеть" (460021, Оренбург, 60 лет Октября, д. 30а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные в злоупотреблении доминирующем положением путем препятствия выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения по заключенному договору с ЗАО "Тандер", установила:
В Оренбургское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступило заявление (вх. N 13737к от 29.12.2014 г.) ЗАО "Тандер" (350002, г.Краснодар, ул. Леваневского, 185, далее - заявитель), направленное ФАС России, на действия ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" (460021, Оренбургская область, Оренбург, 60 лет Октября, д. 30а; далее - ответчик, сетевая организация), выраженные в злоупотреблении доминирующим положением путем препятствования выполнению мероприятий по осуществлению технологического присоединения по заключенному договору.
Из жалобы заявителя следует, что между ЗАО "Тандер" и ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" (Сетевая организация) заключен договор на технологическое присоединение от 08.04.2014 г. Согласно выданным на его основании технических условий (далее - ТУ) категория надежности электроснабжения соответствует третьей.
Разработанный в порядке выполнения ТУ проект электоснабжения направлен в адрес Сетевой организации на подтверждение соответствия техническим условиям.
Сетевой организацией отказано в согласовании проекта и предписано повторно обратиться в ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" для внесения изменений в ранее выданные ТУ.
Кроме того, Сетевой организацией отказано в проведении осмотра присоединяемых энергопринимающих устройств объекта.
Заявитель полагает, что своими действиями ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" создает препятствия для выполнения ЗАО "Тандер" мероприятий по осуществлению увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Представитель ответчика с доводами заявления не согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 18.02.15 б/н, полагает, что ЗАО "Тандер" предоставило для согласования проект электроснабжения, согласно которому, принятая при проектировании 3 категория надежности электроснабжения объекта не соответствует требованиям действующей нормативной документации, а именно, СП 31-110-2003 (табл.5), согласно которым, для предприятий торговли площадью более 100 м2 определена степень обеспечения надежности электроснабжения вторая.
В ходе заседания Комиссии представители заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержали и пояснили, что Свод правил СП 31-110-2003 не является нормативным документом обязательного применения и носит только рекомендательный характер, следовательно, требование сетевой организации о внесении изменений в технические условия в части установления третьей категории надежности электроснабжения магазина незаконны, а выбор категории надежности электроснабжения остается за заявителем.
Представители ответчика считают, что применение Свода правил СП 31-110-2003 является обязательным, ссылаясь на письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Западно-Уральского Управления (далее - Управление Ростехнадзора).
Кроме того, считают, что согласно представленной однолинейной схеме категория надежности электроснабжения магазина вторая, так как установлен перекидной рубильник, предусматривающий возможность подключения от независимого источника электроснабжения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" оказывает услуги по передаче электрической энергии и, следовательно, является субъектом естественной монополии в силу Федерального закона N 147- ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях".
Согласно п.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и, соответственно, на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" включено в Реестр субъектов естественных монополий 08.10.99 N 45/4 (регистрационный номер 56.1.39).
Приказом Департамента по ценам и регулированию тарифов по Оренбургской области от 19.12.2013 г N 182 э/э для ГУП "ОКЭС" установлен тариф на технологическое присоединение к электрическим сетям.
ЗАО "Тандер" является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Оренбургская обл., Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Чкалова, д. 4 (далее объект) на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 56-АВ N 095535 от 02.06.2014 г.
Между ЗАО "Тандер" и ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 08.04.2014 г. Согласно п. 1 договора установлена категория надежности электроснабжения третья.
Технические условия к договору N (_) (далее -ТУ). Согласно п. 4 ТУ категория надежности электроснабжения соответствует третья. Согласно п. 11.4 ТУ заявителю необходимо разработать проект электроснабжения.
ЗАО "Тандер" направило в адрес ГУП "ОКЭС" на согласование проект электроснабжения, выполненный согласно требованиям ТУ письмом исх.N (_)г.
Сетевой организацией отказано в согласовании проекта электроснабжения письмом исх.N(_), с указанием, что принятая категория надежности электроснабжения не соответствует требованиям СП 31-110-2003 и РД 34.20.185-94, и предписано ЗАО "Тандер" повторно обратиться в ГУП "ОКЭС" для внесения изменений в ранее выданные ТУ.
Согласно п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
ЗАО "Тандер" определило для своего объекта необходимую ему третью категорию надежности электроснабжения, что предусмотрено в договоре на технологическое присоединение и ТУ, а также согласовано сетевой организацией.
Согласно п. 11.4 ТУ предусмотрена возможность уточнить максимальную мощность и категорию надежности электроснабжения. При изменении заявленных характеристик объекта обратиться в сетевую организацию. Как утверждает заявитель, изменений характеристик объекта не произошло, необходимости в повышении категории надежности не возникло. Следовательно, не было основания для обращения в сетевую организацию для внесения изменений в договор.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект ЗАО "Тандер", площадь помещения действительно превышает 100 м2.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству - СП 31-110-2003 от 26.11.2003, для предприятия торговли - для временных сооружений, выполняемых в соответствии с 7.12 ПУЭ (Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204), а также встроенных помещений площадью до 100 м - III категория электроснабжения.
В то же время, данный Свод правил одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 октября 2003 г. N 194.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых обязательно и СП 31-110-2003 в этот перечень не входит.
Для получения разъяснений по применению СП 31-110-2003 в рамках рассматриваемого дела Оренбургское УФАС России обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Западно-Уральского Управление. Из ответа от 16.04.2015 N 07-11/3564 Управление Ростехнадзора не следует, что применение данного Свода правил носит обязательный характер, и не установило, что для ЗАО "Тандер" необходимо применить вторую категорию надежности.
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. В материалах дела имеется письмо от 29.04.2015 N 10-00-14/708 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), в котором разъясняется, что СП 31-110-2003 носит рекомендательный характер.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что заявленная ЗАО "Тандер" категория надежности электроснабжения соответствует Правилам 861, действия которых распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается.
В силу п. 14(1) Правил, отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
У ЗАО "Тандер" по данному объекту отсутствует необходимость обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергии которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства соответствующей второй категории надежности электроснабжения. ЗАО "Тандер" в заявке на увеличение мощности указал требуемую категорию надежности электроснабжения - третью, необходимости обеспечить повышение условия ЗАО "Тандер" не требуются.
Положения пункта 4 ТУ и п. 1. Договора на технологическое присоединение не подлежат изменению, поскольку заявитель свободен в осуществлении права выбора категории надежности электроснабжения, предусмотренного п. 14.1 Правил N 861.
Таким образом, требование ГУП "ОКЭС" об изменении категории надежности на основании данного свода правил и при отсутствии у заявителя необходимости в смене категории надежности является необоснованным, нарушает права заявителя.
Еще одним основанием для изменения категории надежности электроснабжения, по мнению ответчика, является несоответствие схемы электроснабжения третьей категории надежности, так как по однолинейной схеме категория надежности электроснабжения установлен перекидной рубильник, предусматривающий возможность подключения от независимого источника электроснабжения (письмо исх_).
В силу положений ПУЭ: 1.2.10. Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:
1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;
2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
1.2.20. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
1.2.21. Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
П. 5.2 СП 31-110-2003 - В зданиях, относящихся к III категории по надежности электроснабжения, питающихся по одной линии, резервное питание устройств охранной и пожарной сигнализации следует осуществлять от автономных источников".
Ответчиком предоставлено письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Западно-Уральского управления от 17.04.2015 N 07-34/3776, в котором дана оценка комплекту документов для допуска в эксплуатацию реконструируемых сетей ЗАО "Тандер" и выявлено, что в документации не обеспечена категория надежности электроснабжения магазина, как потребителя 2 категории, не определена торговая площадь магазина. Из чего следует, что документы ЗАО "Тандер" не соответствуют схеме электроснабжения для 2 категории. В письме Ростехнадзора от 19.05.2014 N 34-36/2845 указано на то, что в случае если комплекс электроустановок отнесен ко второй категории надежности, данное обстоятельство приводит к необходимости применения схемы электроснабжения с двумя независимыми источниками питания, рассчитанными каждый на полную нагрузку, с возможностью их выбора (переключения). Кроме того, указано на то, что категорию надежности можно определить на этапе выдачи ТУ, согласно сведениям, содержащимся в заявке на выдачу ТУ.
Представители заявителя пояснили, что схема не предусматривает применения двух независимых источников питания (резервируемого источника питания), они намерены, в случае появления необходимости, использовать автономный источник питания.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" содержат нарушение ч.1 ст. 10 Закона о конкуренции, выраженные в технологически необоснованном требовании изменить категорию надежности электроснабжения объекта ЗАО "Тандер", которые создают препятствия в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, согласно заключенному договору от 08.04.2014 г N 100/08/0289/14 и приводят к ущемлению интересов ЗАО "Тандер".
Руководствуясь ст. 23, главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Председатель Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 07-16-15/2015
12.05.2015 г. Оренбург
Комиссия УФАС России по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - (_)
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 12.05.2015 г. по делу N 07-16-115/2015 о нарушении государственным унитарным предприятием "Оренбургкоммунэлектросеть" (460021, Оренбург, 60 лет Октября, д. 30а) части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Государственному унитарному предприятию "Оренбургкоммунэлектросеть" прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные в технологически необоснованном требовании изменить категорию надежности электроснабжения объекта закрытого акционерного общества "Тандер" (350002, г.Краснодар, ул. Леваневского, 185), которые создают препятствия в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, согласно заключенному договору от 08.04.2014 г N 100/08/0289/14 и приводят к ущемлению интересов ЗАО "Тандер", для чего:
1. Прекратить требовать изменение категории надежности электроснабжения для объекта ЗАО "Тандер" с момента получения настоящего предписания.
2. Об исполнении данного предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в течение десяти дней со дня его исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-15/2015 (опубликовано 26 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016