Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 26 марта 2015 г. N 7-14.9Ч.1/15
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) "_", рассмотрев протокол об административном правонарушении N 7-14.9ч.1/15 от 12.03.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России "_", в отношении депутата Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области "_"_____________ года рождения, место рождения: _________________________________, место жительства: ___________________________________________________________, паспорт: серия: ______, номер: _______________, выдан_______________________________________________________дата выдачи _____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в присутствии "_", надлежащим образом уведомленной о месте, дате и времени рассмотрения дела N 7-14.9ч.1/15 об административном правонарушении, установил:
Челябинским УФАС России 28 марта 2014 года оглашены решения по жалобам N 13-07-18.1/14, 15-07-18.1/14, 16-07-18.1/14 о нарушении Управлением по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа антимонопольного законодательства.
Решения по указанным жалобам изготовлены в полном объеме 04 апреля 2014 года (размещены в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru). Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решения по жалобам N 13-07-18.1/14, 15-07-18.1/14, 16-07-18.1/14, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Управлением, изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года, соответственно, срок привлечения к административной ответственности истекает 04 апреля 2015 года.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2014 по делу N А76-10081/2014 нернормативные акты антимонопольного органа по делу N 13-07-18.1/14 признаны законными. Постановленем Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по тому же делу решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В результате рассмотрения указанных жалоб признаны нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области, выразившееся в неправомерном допуске к участию в открытом аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства (извещение N 240214/0054540/01, лоты 1, 2, 3) ООО "Чудо остров", ООО "Афон", заявки которых не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 38.2 ЗК РФ.
Материалам дел установлено, что Управлением объявлено о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, извещение N 240214/0054540/01, лоты 1, 2, 3 (далее - Аукцион, торги).
Порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ с учетом положений статьи 38.2 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 38.2 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Пунктом 28 извещения о проведении Аукциона установлен перечень требуемых для участия в аукционе документов и требования к их оформлению:
1) заявка по утвержденной "Продавцом" форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка в 2-х экземплярах (бланк заявки размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", определенном Правительством Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru);
2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
3) документы, подтверждающие внесение задатка;
4) документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельных участков.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 17 статьи 38.1 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставление определенных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ необходимых для участия в аукционе документов.
Поскольку документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории, необходимы для участия в аукционе, то непредставление претендентами предложений по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе, в соответствии с положениями пункта 17 статьи 38.1 ЗК РФ позволяет организатору аукциона отказать им в допуске к участию в торгах.
Земельным законодательством не определены требования к оформлению претендентами предложения по планировке, межеванию и застройке территории.
Вместе с тем, из смысла пункта 5 статьи 38.2 ЗК РФ следует, что предложения по планировке, межеванию и застройке территории должны соответствовать правилам землепользования и застройки и нормативам градостроительного проектирования в границах земельного участка.
Комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования (статья 30.2 ЗК РФ). К документации по планировке территории статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит проект планировки территории, проект межевания территории и градостроительный план.
Из содержания указанных норм можно сделать вывод, что документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории, должны соответствовать требованиям статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение заявок на участие в Аукционе состоялось 20 марта 2014 года, что подтверждается Протоколом N 1 от 20.03.2014.
Для участия в Аукционе в отношении каждого лота были поданы заявки следующими физическими и юридическими лицами: ООО "Чудо остров", ООО "Афон", "_", ООО "Агентство "ЛЭК".
ООО "Афон" и ООО "Чудо остров" согласно Протоколу N 1 от 20.03.2014 допущены к участию в торгах по всем трем лотам.
Победителем Аукциона по трем лотам согласно Протоколу N 2 от 24.03.2014 признано ООО "Афон".
При этом, заявки ООО "Афон" по трем лотам согласно описи документов содержат копии согласованного и утвержденного проекта планировки микрорайона "Афон". Указанный документ представлен Управлением при рассмотрении дела, из которого следует, что проект планировки территории разработан ООО "Челябинский Институт Генерального Плана и Транспорта" по заказу Администрации. Согласно главе 1 данного проекта общая площадь проектируемой территории составляет 15,28 га.
Проект планировки микрорайона "Афон" разработан не в границах земельных участков площадью 45 686 кв.м (лот 1), 38 009 кв м (лот 2), 14 685 кв. м (лот 3), права на заключение договоров аренды которых приобретается на Аукционе, а границах территории 15,28 га (то есть 152 800 кв. м).
Предложения по планировке, межеванию и застройки территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0103006:126, 74:30:0103006:124, 74:30:0103006:1235 в заявках ООО "Афон" отсутствует.
Кроме того, из описей к заявкам ООО "Чудо остров" по трем лотам также следует, что вместо предложений по планировке, межеванию и застройки территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0103006:126 (лот 1), 74:30:0103006:124 (лот 2), 74:30:0103006:1235 (лот 3) представлены копии проекта планировки территории, ограниченной улицами Жданова, пр. Славы, ул. К. Маркса, ул. Гольца, в связи с чем заявки не соответствуют пункту 28 извещения о проведении торгов и данным участникам должно быть отказано в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; нарушение порядка определения победителя торгов.
Действия Управления по неправомерному допуску к участию в Аукционе ООО "Чудо остров", ООО "Афон", заявки которых не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 38.2 ЗК РФ, признаны противоречащими пункту 17 статьи 38.1 ЗК РФ, поскольку привели к созданию данным участникам преимущественных условий участия в торгах и нарушению порядка определения победителя торгов, что является нарушением пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, органов, осуществляющих функции органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Протокол приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, назначенном на 24.03.2014, N 1 от 20.03.2014, в соответствии с которым к участию в торгах неправомерно допущены ООО "Чудо остров", ООО "Афон", заявки которых не соответствовали требованиям пункта 5 статьи 38.2 ЗК РФ, подписан "_"
Постановлением Администрации Копейского городского округа от 17.02.2014 N 496-п утвержден состав рабочей комиссии по продаже на торгах (аукционах) земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, расположенных на территории Копейского городского округа.
Согласно Приложению 2 Постановления Администрации Копейского городского округа от 17.02.2014 N 496-п "_" назначена членом рабочей комиссии по согласованию.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 9 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий.
"_" включена в рабочую комиссию в качестве депутата Собрания депутатов Копейского городского округа.
Вместе с тем, вменяемое "_" административное правонарушение совершено ей как членом аукционной комиссии.
"_" при проведении административного расследования представлены следующие пояснения. "_" не является должностным лицом органа местного самоуправления, не принимала и не рассматривала заявки на участие в аукционах, не имеет юридического образования. Кроме того, "_" указывает, что в ее компетенцию не входит правовая сторона определения участия в торгах, а право голоса имеет рекомендательный характер.
На рассмотрение дела Собранием депутатов Копейского городского округа было представлено ходатайство по делу об административном правонарушении N 7-14.9ч.1/15, из которого следует, что "_" является депутатов Собрания депутатов Копейского городского округа на не освобожденной основе. Кроме того, указанное лицо было направлено для работы в качестве представителя Собрания депутатов Копейского городского округа. "_" заявки не принимала, не рассматривала, привлекалась для участия в процедуре проведения аукциона на стадии оглашения документов, содержащихся в заявках.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Должностное лицо антимонопольного органа, рассмотрев материалы дела, с учетом пояснений "_", приняв во внимание ходатайство Собрания депутатов Копейского городского округа, толкуя имеющиеся неустранимые сомнения в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку с учетом изложенных обстоятельств в действиях депутата Собрания депутатов Копейского городского округа "_" отсутствует вина, образующая состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (его защитнику), разъясняются положения статьи 51 Конституции РФ о том, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (его защитник), имеет право не свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и руководствуясь статьями 24.5, 28.7 КоАП РФ, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении депутата Собрания депутатов Копейского городского округа "_" по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 марта 2015 г. N 7-14.9Ч.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016