Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 2237/02 (опубликовано 23 апреля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года.
Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Пашкова Г.Н. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля,
члены Комиссии:
Паньков С.Е. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Крапивин А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
при участии представителя Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Якуткиной И.С., действующей на основании доверенности от 14.04.2014 N 64,
рассмотрев дело N 12 от 12.03.2014, возбужденное по признакам нарушения Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В течение 2013 года Департаментом как организатор торгов неоднократно проводились аукционы по продаже и предоставлению в аренду земельных участков для целей строительства, в частности:
- аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 53:23:8624302:205, общей площадью 190 кв.м., расположенного по адресу: Великий Новгород, ш. Лужское, разрешенное использование: авторемонтные предприятия, станция технического обслуживания (извещение N 230713/0227151/02 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 23.07.2013);
- аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 53:23:8101400:90, общей площадью 5720 кв.м, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, для размещения объекта инженерной инфраструктуры (подъездные пути) (извещение N 300713/0227151/02 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 30.07.2013 23.07.2013);
- аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 53:23:7401102:24, общей площадью 5830 кв.м., расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Державина, для размещения склада производственного оборудования (извещение N 140813/0227151/02 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 14.08.2013).
- аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302900:2998, площадью 1768 кв.м, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Хутынская, разрешенное использование: многоквартирные дома в 6-9 этажей (извещение N 110913/0227151/02 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 11.09.2013);
- аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 53:23:8323901:2095, площадью 29370 кв.м, расположенного по адресу: Великий Новгород, квартал 239 города, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (извещение N 110913/0227151/01 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 11.09.2013);
- аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814702:115, площадью 23792 кв.м, расположенного по адресу: Великий Новгород, квартал 147 города, для его комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства (извещение N 150713/0227151/02 размещено на сайте http://torgi.gov.ru 15.07.2013) и другие.
Извещения о проведении указанных аукционов размещались на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru, официальном сайте Правительства Новгородской области в сети "Интернет" по адресу: http://region.adm.nov.ru и публиковались в периодическом печатном издании - газете "Новгородские ведомости".
Относительно формы заявки на участие в указанных аукционах и проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка в извещениях указывалось следующее:
"примерная форма заявки на участие в аукционе и примерная форма договора аренды земельного участка опубликованы в газете "Новгородские ведомости" 25.11.2011 N 21, а также размещены на официальном сайте Правительства Новгородской области http://region.adm.nov.ru в сети "Интернет".
Также указывалось, что форму заявки можно получить в Департаменте по адресу: 173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 529, 527.
При этом самой формы заявки и проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка в извещениях о проведении указанных аукционов не содержится (ни в самом тексте извещения, ни в виде приложений к нему).
Какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие или делающие невозможным размещение указанных обязательных сведений (формы заявки и проекта договора) на сайтах http://torgi.gov.ru и http://region.adm.nov.ru одновременно с размещением извещений о проведении указанных аукционов, отсутствуют.
Также следует отметить, что в действительности формы заявок на участие в аукционах по продаже и предоставлению в аренду земельных участков размещены не на официальном сайте Правительства Новгородской области в сети "Интернет" по адресу: http://region.adm.nov.ru, как это указано в извещениях, а на сайте Департамента в разделе "Документы" подразделе "Формы обращений" (адрес в сети "Интернет": http://kuginov.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=31%3Aforms& catid=8&Itemid=7).
Не размещение в извещениях о проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков обязательных сведений, предусмотренных действующим законодательством (формы заявки и проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка), ущемляет права и законные интересы участников торгов на получение полной и достоверной информации, необходимой для принятия решения об участии в торгах и об оформлении такого участия, не соответствует принципам гласности и открытости торгов.
Учитывая изложенное, в действиях Департамента содержатся нарушения подпунктов "ж", "н" пункта 8 Правил, выразившихся в несоблюдении требований к содержанию извещений о проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с приказом Управления от 12.03.2014 N 49 возбуждено дело N 12 по признакам нарушения Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела N12 представитель Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее - Департамент) Якуткина И.С. пояснила, что рассматриваемое правонарушение Департаментом в настоящее время устранено. Так же Якуткина И.С. пояснила, что в настоящее время вся необходимая информация в извещениях о проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства сведений о форме заявки на участие в торгах размещена должным образом и находится в свободном доступе.
Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав пояснения представителя Департамента, установила следующее.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Указанный порядок определен Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила).
Таким образом, Департамент как организатор торгов должен строго придерживаться требований Правил при проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (за исключением случаев предоставления таких участков для целей жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства).
Согласно подпунктам "ж", "н" пункта 8 Правил извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать, в частности, следующие сведения:
- форма заявки об участии в торгах;
- проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Учитывая изложенное, в действиях Департамента содержится нарушение подпункта 7 пункта 10 статьи 38.1 ЗК РФ, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по указанию в извещениях о проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства сведений о форме заявки на участие в торгах, что лишает возможности заинтересованных хозяйствующих субъектов обжаловать в установленном действующим законодательством порядке действия органа местного самоуправления по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, по порядку проведения торгов, в частности в антимонопольный орган по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, ущемляет законные права и интересы хозяйствующих субъектов, что не может не отразиться негативно на конкуренции, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Так же, отсутствие в извещениях о проведении аукционов сведений о форме заявки на участие в торгах на официальном сайте в сети http://torgi.gov.ru может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как недоведение сведений о форме заявки на участие в торгах до неопределенного круга лиц, в том числе на общероссийском официально сайте, известном значительному количеству хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере жилищного строительства, сокращает количество потенциальных участников торгов, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к получению муниципального ресурса и препятствует добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов за право приобретения такого ресурса, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вышеуказанные действия организатора торгов ущемляют права и законные интересы участников аукционов на получение полной и достоверной информации, необходимой для принятия решения об участии в торгах и об оформлении такого участия, не соответствуют принципам гласности и открытости торгов.
Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области является исполнительным органом власти местного самоуправления и соответственно должен совершать действия по добросовестному исполнению и соблюдению действующего законодательства.
Однако, Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области не были предприняты все меры по добросовестному исполнению и соблюдению действующего законодательства, и в рассматриваемом случае Департамент не обеспечил должного контроля за добросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей, что и повлекло нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать в рассматриваемых действиях Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неразмещении в извещениях о проведении аукционов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства обязательных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что приводит и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Выдать Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии С.Е. Паньков
А.И. Крапивин
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
В ноябре 2013 года в отношении Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) проводилась выездная плановая проверка, по результатом которой был составлен акт N 26 от,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 2237/02 (опубликовано 23 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016