Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 19 мая 2015 г. N 05-01/18-15/Р3
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_> - руководитель Смоленского УФАС России, <_> - начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
рассмотрев дело N 05-01/18-15/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Город ТМ" N 10 от 16.03.2015 рекламы медицинских услуг, оказываемых в наркологическом центре "Доктор Драйвер", в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг или получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), отсутствии заявителя Рогожниковой Е.С. (г. Смоленск), извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Издательская группа ТМ" (местонахождение: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86) <_> (доверенность от 27.04.2015), установила:
в Смоленское УФАС России 30.03.2015 поступило заявление гражданки <_> (далее - Заявитель), в котором сообщалось, что в еженедельной
газете "Город" в N 10 от 16.03.2015 (издатель - "Издательская группа ТМ") на странице 15 размещена реклама, которая не соответствует требованиям закона. По мнению Заявителя, реклама наркологического центра Доктор Драйвер и ООО "Ассоциация нетрадиционной медицины" размещена в рубрике ОБЪЯВЛЕНИЯ, тогда как изложенная информация носит откровенно рекламный характер, но при этом нигде не содержится указания, что все эти методы лечения могут иметь противопоказания - не выполнено обязательное требование о предупреждении о противопоказаниях. Заявитель считает, что надпись "Любые консультации специалиста перед сеансом бесплатные" в рекламе ООО "Ассоциация нетрадиционной медицины" говорит лишь о стоимости услуги и о наличии услуги (консультации) как таковой, данная надпись никак не предупреждает потребителя о возможных противопоказаниях. В рекламе наркологического центра Доктор Драйвер не указан город, где находится данное медицинское учреждение и не указан телефонный код города, чтобы хотя бы по нему определить в каком городе этот центр, т.е. отсутствует существенная информация. В объявлении содержится информация, что сотрудники центра выезжают на дом. При этом по телефону разъясняют, что выезд происходит только в пределах г. Смоленска, а из рекламы таких ограничений по территории не усматривается, т.е. потребителя вводят в заблуждение относительно порядка предоставления заявленной услуги. Заявитель просит провести проверку указанной рекламы на соответствие требованиям законодательства.
Должностными лицами Смоленского УФАС России установлено, что газете "Город ТМ" в N 10 от 16.03.2015 на странице 15 размещена следующая информация:
"НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОКТОР ДРАЙВЕР. Лечение алкоголизма, курения, зависимости к спайсам. Выезд на дом при запое. Авторская программа снижения веса. Сайт: www.doctordriver.ru Адрес: ул. Н-Киевская, д. 9, с 10 до 17 часов. Тел. 60-50-59".
Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещается в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к реализуемым товарам и оказываемым услугам.
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе": "Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов." В рекламе, распространяемой на средствах наружной рекламы, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Размещение рекламы наркологического центра Доктор Драйвер является рекламой медицинских услуг. В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12), медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость; лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания).
Таким образом, в вышеуказанной рекламе медицинских услуг наркологического центра Доктор Драйвер отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", на основании части 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламораспространитель.
В ответ на Определение Смоленского УФАС России о возбуждении дела
N 05-01/18-15/РЗ, ООО "Издательская группа ТМ" в письме от 18.05.2015 N 95 пояснило, что в выпуске газеты "Город ТМ" в N 10 от 16.03.2015 на странице 15 размещена реклама наркологического центра Доктор Драйвер. По невнимательности главного редактора в размещенной информации отсутствует предупреждение о имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами.
Указанная выше реклама распространялась посредством ее размещения на страницах газеты "Город ТМ", учредителем и издателем которой является ООО "Издательская группа ТМ", следовательно, рекламораспространителем является ООО "Издательская группа ТМ" (местонахождение: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86), по вине которого допущено нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На рассмотрении дела N 05-01/18-15/РЗ представитель ООО "Издательская группа ТМ" <_> пояснил, что макет рекламы не был согласован с юридической службой ООО "Издательская группа ТМ". Нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе совершено главным редактором газеты "Город ТМ" <_> в связи с ненадлежащим контролем за выходом рекламы и объявлений рекламного характера
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг наркологического центра Доктор Драйвер: "НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОКТОР ДРАЙВЕР. Лечение алкоголизма, курения, зависимости к спайсам. Выезд на дом при запое. Авторская программа снижения веса. Сайт: www.doctordriver.ru Адрес: ул. Н-Киевская, д. 9, с 10 до 17 часов. Тел. 60-50-59", размещаемую в газете "Город ТМ" N 10 от 16.03.2015, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг или получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Издательская группа ТМ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "29" мая 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"19" мая 2015 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
<_> - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области. <_> - начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, |
|
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, |
на основании своего решения от 19.05.2015 по делу N 05-01/18-15/РЗ о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг: "НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОКТОР ДРАЙВЕР. Лечение алкоголизма, курения, зависимости к спайсам. Выезд на дом при запое. Авторская программа снижения веса. Сайт: www.doctordriver.ru Адрес: ул. Н-Киевская, д. 9, с 10 до 17 часов. Тел. 60-50-59", размещаемой в газете "Город ТМ" N 10 от 16.03.2015, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг или получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Издательская группа ТМ" (местонахождение: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86) в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы либо в текст рекламы добавить предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг или получения консультации специалистов.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Издательская группа ТМ" (местонахождение: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 19 мая 2015 г. N 05-01/18-15/Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016