Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
N 310-10АМ3/15 (опубликовано 21 мая 2015 г.)
Резолютивная часть объявлена 12.05.2015 г.
Изготовлено в полном объеме 15.05.2015 г. г. Вологда
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Смышляевой И.А., - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;
Докшина М.И. - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного и рекламного контроля;
Минаева А.Б. - главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;
рассмотрев дело N 310-10АМЗ/15 по признакам нарушения ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ******* (далее также - Заявитель) о признаках нарушения антимонопольного законодательства ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок", выразившихся в незаконном и непредусмотренном законодательством взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении.
В обоснование своих доводов Заявитель указал, что 22.12.2014 года им в кассе автовокзала г. Вологды был приобретен билет для проезда на автобусе по междугородному маршруту N 701 (6350) Вологда - Бабаево (отправление 29.12.2014 года.). При продаже билета с Заявителя помимо стоимости самого проезда в размере 597, 80 рублей дополнительно были взысканы денежные средства в размере 40 рублей в качестве комиссионного сбора за услуги по предварительной продаже этого билета, в билете именуемая как оплата резервирования, так как приобретение проездного документа осуществлялось не в день отправления автобуса. Заявитель полагает, что взимание ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" дополнительной платы за услуги предварительного оформления проездных документов ("оплаты резервирования") является незаконным и нарушает антимонопольное законодательство.
ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" в обоснование своих доводов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии показало, что 30.04.2015 года Предприятием был издан Приказ "Об установлении платных услуг автовокзала "Вологда" и Сокольского филиала ГП ВО "ДОАП", где была определена плата за услуги по резервированию мест в автобусах на междугородных маршрутах в размере 40 рублей. Издание данного Приказа было обусловлено тем, что ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действующим на принципах самоокупаемости и вправе устанавливать экономически обоснованные тарифы на свои услуги, предусмотренные Уставом предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта" предусматривает оказание услуг по резервированию мест по услугам, не связанным с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющих непосредственное отношение к перевозке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" нарушило ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
В соответствии с аналитическим отчетом N 22 от 20.03.2015 года, составленным Вологодским УФАС России установлено, что ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" занимает доминирующее положение на рынке услуг по продаже билетов для автобусных пассажирских регулярных перевозок в междугородном сообщении в кассах автовокзалов, автостанций в географических границах территории г. Вологды.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта" услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы: услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке); услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.
Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.); информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).
Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.
На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.
В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.
В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.
Таким образом, указанными актами не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за нее каких - либо сборов.
В соответствии с п.1 ст.789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу ч. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным договором.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова. Устанавливая плату за предварительную продажу билетов ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, ущемляет интересы Заявителя и является нарушением ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела от ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" поступил Приказ от 21.04.2015 года N 18, которым Предприятие с 25.04.2015 года отменено взимание с пассажиров платы за услуги по резервированию мест в автобусах всех маршрутов, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23; 41; 48 ч.1 п.1 Закона "О защите конкуренции", Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Установить факт нарушения ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить рассмотрение дела N 310-10АМЗ/15 в связи с добровольным устранением ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии И.А. Смышляева
Члены Комиссии: М.И. Докшин
А.Б. Минаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 310-10АМ3/15 (опубликовано 21 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016