Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 17 (опубликовано 21 июня 2012 г.)
Изготовлено в полном объеме: 21 июня 2012 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,
Членов Комиссии:
- заместителя руководителя управления;
- начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- специалиста 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 17 по признакам нарушения Жилищным кооперативом "Виктория" (369000, КЧР, г. Черкесск, л. Космонавтов, д. 43, кв. 23) и Обществом с ограниченной ответственностью "Контролер" (369000, г. Черкесск, ул. Международная, 109) статьи 111 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в согласованных действиях по неправомерному начислению платежей за воду по общедомовому счетчику в многоквартирном доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, 43 установила:
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В УФАС по КЧР с жалобой на необоснованные начисления платы за холодную воду по общедомовому счетчику в размере 712,63 руб., а также канализацию - 311,79 (за декабрь 2011 г.) обратилась жительница дома N. по ул. Космонавтов - В. (далее по тексту - заявитель). В своем заявлении заявитель указывает, что неучтенных источников потребления воды в ее квартире нет, а так же просит разобраться, в сложившейся ситуации.
В п. 3.1 определения N17 исх. N953-1/10 не точно указан номер квартиры заявителя. В. проживает в квартире N 79, а не в кв. 23. Ул. Космонавтов, 43 кв. 23 - юридический адрес Жилищного кооператива "Виктория".
Дело возбуждено по признакам нарушения ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", однако наличие соглашения между ответчиками дела не подтвердилось, поэтому нарушение рассмотрено по ст. 111 как согласованные действия.
При рассмотрении материалов дела установлено следующее.
В представленной заявителем копии квитанции поставщиком услуги по начислению платы за воду по общедомовому счетчику указано ОАО "УКЖХ". На запрос УФАС по КЧР ОАО "УКЖХ", ООО "УЖХ N1", ООО "УЖХ N2" исх. N 92 от 24.02.2012, N102 от 24.02.2012 г., N106 от 24.02.2012 г. сообщили, что не управляют домом 43 по ул. Космонавтов в г. Черкесске.
В ходе анализа документов, представленных сторонами дела установлено, что Жилищный кооператив "Виктория" (далее по тексту - Кооператив) не заключал договор с управляющими компаниями, управление домом осуществляется согласно ст. 110 Жилищного кодекса РФ, а именно: члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Статья 116 ЖК РФ предусматривает, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Годовое общее собрание согласно Уставу Кооператива должно быть проведено в период с 1 января по 31 декабря. На годовом собрании обсуждаются различные вопросы, в том числе относительно содержания общего имущества собственников помещений в доме. Доказательства, свидетельствующие об обсуждении вопроса по установлению общедомового счетчика на общем собрании, Кооперативом не представлены.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства N307 от 23.05.2006 г. (далее оп тексту - Правила), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Поскольку согласно уставу целью Кооператива является, в том числе эксплуатация жилого дома на собственные нужды, постольку в данном случае Кооператив является исполнителем коммунальных услуг. Кроме того, п. 4 Постановления от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" предусматривает порядок обращения управляющей организации, товарищества или кооператива в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. В соответствии с п. 49 Правил исполнитель (т.е. Кооператив) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. В п.49 Правил предусмотрено, что исполнитель (то есть Кооператив) обязан:
е) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Прибор учета холодной воды установлен ОАО "Водоканал" в подвале Кооператива на основании акта от 03.08.2011 г.
Согласно ответу ООО "Контролер" на запрос УФАС по КЧР он не имеет договорных отношений с Кооперативом, а начисления по общедомовому прибору учета холодной воды производятся на основании договора с ОАО "Водоканал" N03/10 от 21.12.2010 г. ОАО "Водоканал" информацию о договорных отношениях с Кооперативом не представил.
Таким образом, каждый месяц представитель ООО "РКЦ" совместно с председателем кооператива (представлены акты, подписанные Чигридовым В.С.) составляют акт с указанием показаний общедомового счетчика воды. Почему с общедомового прибора учета показания снимает представитель ООО "РКЦ" директор ООО "Контролер" не пояснил. П. 3.1.5 договора N 03/10 от 21.12.2010 г., заключенного между ООО "Контролер" и ОАО "Водоканал" предусматривает, что ООО "Контролер" осуществляет проверку правильности снятия потребителями показаний индивидуальных приборов учета, а не снимает показания счетчика. Кроме того, договор с ресурсоснабжающей организацией не содержит ни обязанности, ни права ООО "Контролер" снятия показаний с общедомовых приборов учета.
Кооператив фактически без наличия договора право по осуществлению расчетов по общедомовым приборам учета передал ООО "Контролер". Являясь исполнителем коммунальных услуг, Кооператив обязан производить расчет потребленных коммунальных ресурсов. В соответствии с законодательством Кооператив вправе заключать договоры с соответствующими организациями для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Дополнительные платежи по общедомовому счетчику воды у жителей могли возникнуть в результате проживания в многоквартирном доме неучтенных жителей. Обязанность устанавливать фактическое количество проживающих принадлежит Кооперативу.
В рассматриваемом случае Жилищный кооператив с одной стороны должен был заключить с ресурсоснабжающей организацией ОАО "Водоканал" договор на водоснабжение самостоятельно; не перекладывая на потребителей должен был рассчитываться с этой организацией за потребленный объем воды согласно показаниям общедомового счетчика, производить расчет объема потребленной воды каждой квартирой исходя из показаний квартирных приборов учета или количества проживающих в квартирах, не оборудованных квартирными приборами учета.
Жилищный Кооператив "Виктория" и ООО "Контролер" на рынке оказания коммунальных услуг нарушают требование п. 1 ч. 3 ст. 11 1 Федерального закона "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий по делегированию своих обязанностей по произведению расчетов жителям МКД по ул. Космонавтов, 43 по показаниям общедомового прибора учет воды, а ООО "Контролер" фактически приняло на себя право производить расчеты по данному дому. В результате этих действий жителям многоквартирных домов предъявлены необоснованные требования о передаче финансовых средств.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Контролер" и Жилищный кооператив "Виктория" нарушившими п. 1 ч. 3 ст. 111 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Контролер" и Жилищному кооперативу "Виктория" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Общество с ограниченной ответственностью "Контролер" обязано:
- прекратить осуществление функций исполнителя коммунальных услуг - Жилищного кооператива "Виктория" по осуществлению расчетов за коммунальные услуги, выразившиеся в определении объема воды, потребленной собственниками помещений в доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, 43;
- предоставить доказательства прекращения действий по осуществлению расчетов и предъявления на их основе счетов собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, д.
Жилищный кооператив "Виктория" обязан:
- прекратить передачу полномочий исполнителя коммунальных услуг в части осуществления расчетов за коммунальные услуги агентам ресурсоснабжающих организаций.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32. КоАП РФ.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 13
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
21.06.2012 г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <> - руководителя управления,
Членов Комиссии:
- аместителя руководителя управления;
- начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- специалиста 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 17 по признакам нарушения Жилищным кооперативом "Виктория" (369000, КЧР, г. Черкесск, л. Космонавтов, д. кв.) и Обществом с ограниченной ответственностью "Контролер" (369000, г. Черкесск, ул. Международная, 109) статьи 111 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Контролер" (369000, г. Черкесск, ул. Международная, 109) и Жилищному кооперативу "Виктория" (369000, КЧР, г. Черкесск, л. Космонавтов.) прекратить нарушения статьи 111 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в согласованных действиях по неправомерному начислению платежей за воду по общедомовому счетчику в многоквартирном доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов,.
1. Общество с ограниченной ответственностью "Контролер" обязано:
- прекратить осуществление функций исполнителя коммунальных услуг - Жилищного кооператива "Виктория" по осуществлению расчетов за коммунальные услуги, выразившиеся в определении объема воды, потребленной собственниками помещений в доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов д.;
- предоставить доказательства прекращения действий по осуществлению расчетов и предъявления на их основе счетов собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, д..
2. Жилищный кооператив "Виктория" обязан:
- прекратить передачу полномочий исполнителя коммунальных услуг в части осуществления расчетов за коммунальные услуги агентам ресурсоснабжающих организаций.
Срок исполнения по п. 1,2 для обоих ответчиков - не позднее 29.07.2012 г.
Об исполнении предписания проинформировать в срок не позднее 02.08.2012 г.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 17 (опубликовано 21 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016