Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 19 мая 2015 г. N 140-15-15
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело N140-15-15, возбужденное в отношении Администрации г. Ачинска (ул.Свердлова, 17, г. Ачинск, Красноярский край, 662150) (далее - Администрация) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
В адрес управления поступило заявление (исх. б/н от 30.03.2015, вх. N5878 от 02.04.2015) <_> (далее - <_>) с жалобой на действия Администрации г.Ачинска (далее - Администрация), выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, отказе в передаче в аренду земельного участка ориентировочной площадью 600 кв. м., под строительство нежилого здания торгового назначения, по адресу: г.Ачинск, микрорайон 3, напротив жилого дома N30.
Из заявления и приложенных к нему документов следует, что <_> обратилась в Администрацию с письменным заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 600 кв. м., под строительство нежилого здания торгового назначения, по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, напротив жилого дома N30.
15.04.2014 на заседании архитектурно-планировочной комиссии при Администрации, <_> согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка, что подтверждается выпиской из протокола N7.
05.03.2015 <_> направила в адрес Администрации заявление о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка и выдачи акта выбора и обследования земельного участка.
19.03.2015 Администрация сообщила заявителю (исх. N01-24-202), что последней отказано в выдаче данного документа на том основании, что заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка рассматривалось на архитектурно-планировочной комиссии N8 30.07.2014. 15.04.2014 заседание архитектурно-планировочной комиссии не проводилось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно требованиям вышеназванного закона органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей на момент обращения Заявителя было предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя было установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
По общему правилу предоставление земельных участков осуществлялось в соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка (для строительства) и ст. 34 ЗК РФ (для целей, не связанных со строительством).
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (часть 3 статьи 30 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя).
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
При принятии решений о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта законодатель в целях обеспечения реализации указанного принципа права закрепил в части 3 статьи 31 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя обязанность органов местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно статье 32 ЗК РФ, действующей на момент обращения Заявителя решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
При рассмотрении заявления установлено, что <_> обратилась в Администрацию с письменным заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 600 кв. м., под строительство нежилого здания торгового назначения, по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, напротив жилого дома N30.
15.04.2014 на заседании архитектурно-планировочной комиссии при Администрации, <_> согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка, что подтверждается выпиской из протокола N7.
05.03.2015 <_> направила в адрес Администрации заявление о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка и выдачи акта выбора и обследования земельного участка.
19.03.2015 Администрация, при наличии согласия в предоставлении вышеуказанного земельного участка от 15.04.2014, сообщила заявителю (исх. N01-24-202), что последней отказано в выдаче данного документа на том основании, что заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка рассматривалось на архитектурно-планировочной комиссии N8 30.07.2014, а 15.04.2014 заседание архитектурно-планировочной комиссии не проводилось.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ (исх. N01-24-202 от 19.03.2015) в предоставлении Заявителю земельного участка общей площадью 600 кв.м., для строительства нежилого здания торгового назначения, по адресу: г.Ачинск, микрорайон 3, напротив жилого дома N30, является необоснованным и препятствует осуществлению деятельности последнего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В связи с тем, что в действиях Администрации усматривались признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствование осуществлению деятельности <_> в части необоснованного отказа (исх. N01-24-202 от 19.03.2015) в предоставлении земельного участка общей площадью 600 кв.м., для строительства нежилого здания торгового назначения, по адресу: г.Ачинск, микрорайон 3, напротив жилого дома N30, приказом Красноярского УФАС России N214 от 27.04.2015 возбуждено настоящее дело.
Определением от 27.04.2015 о назначении дела N140-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заявителя <_> а рассмотрение дела назначено на 19 мая 2015 года.
19 мая 2015 года, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что принятие законного и обоснованного решения в данном заседании невозможно, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела N140-15-15 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах ООО УК "Общежитие", должностных лиц Администрации: <_> <_> <_> <_> <_> <_> и необходимостью получения дополнительных доказательств.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 42, 45, 47 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия определила:
1. Отложить рассмотрение дела N140-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Назначить дело N140-15-15 к рассмотрению на 16 июня 2015 года в 12 часов 00 минут по адресу: 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д", кабинет 2.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N140-15-15 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах ООО УК "Общежитие", должностных лиц Администрации: <_> <_> <_> <_> <_> <_>
4. Администрации г. Ачинска обеспечить явку должностных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела.
5. Администрации в срок до 16 июня 2015 года представить в адрес управления следующую информацию (в том числе надлежащим образом заверенные копии документов):
- действующие правила благоустройства г.Ачинска;
- градостроительный план;
- письменные пояснения с нормативно - правовым обоснованиям соответствия указанному в письме N222/09-02 от 29.07.2014 понятию "произрастает газон" установленному действующим законодательством термину газон;
- сведения, подтверждающие наличие на испрашиваемом заявителем земельном участке газона и детской площадки;
- иные сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
6. <_> в срок до 16 июня 2015 года представить в адрес управления доказательства согласования вопроса о переносе детской площадке и уведомление о согласовании Администрации.
7. ООО УК "Общежитие" в срок до 16 июня 2015 года представить в адрес управления следующую информацию (в том числе надлежащим образом заверенные копии документов):
- всю переписку с Заявителем за 2013-2015 годы, в том числе связанную с согласованием переноса детской площадки, расположенной по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3,30;
- иные сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
Явка лиц, участвующих в деле или их представителей с доверенностями на участие в деле обязательна.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
Е. Л. Лужбин
Е. В. Капсудин
О.С. Игнатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2015 г. N 140-15-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016