Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-24/2015 (опубликовано 19 мая 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
(_)
в присутствии представителя ответчика -ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский": (_)
в отсутствие заявителя - ООО "Уралгаз", уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствие представителей ответчика - ОАО "Оборонэнергосбыт", уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствие представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: администрации МО Тоцкий район, уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N07-16-24/2015 по признакам нарушения ОАО "Оборонэнергосбыт" (620014,г.Екатеринбург, ул. М.Жукова д. 6), ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" (Самара, ул.Комсомольская, д. 27А) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения подачи электрической энергии на объект (парк отдыха и кафе) ООО "Уралгаз", установила:
В Оренбургское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступило заявление (вх. N 13699э от 29.12.2014) ООО "Уралгаз" (460052, г.Оренбург, ул. Джангильдина 2-74), на действия ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнерго", выраженные в прекращении подачи электрической энергии на объект (парк отдыха и кафе) ООО "Уралгаз".
Из заявления ООО "Уралгаз" следует, что 20 ноября 2014 года без уведомления в парке отдыха и кафе была прекращена подача электрической энергии.
По информации представленной ОАО "Оборонэнерго", отключение объекта ООО "Уралгаз" - кафе "Инфинити" вызвано невыполнением технических условий на его подключение к сетям ОАО "Оборонэнерго".
Между ООО "Уралгаз" и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N (_).
18.12.2014 года со стороны ОАО "Оборонэнергосбыт" было направлено уведомление о ведении ограничения режима подачи электроэнергии, в связи с задолженностью по оплате за электрическую энергию со стороны ООО "Уралгаз" за ноябрь 2014 год и предоплату за декабрь 2014 г. Согласно Акту N 25 объект - кафе "Инфинити", принадлежащее ООО "Уралгаз", был отключен с 29.12.2014 г.
Заявитель полагает, что своими действиями по необоснованному прекращению подачи электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнерго" создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно письму администрации Тоцкого района Оренбургской области от (_) договор аренды земельного участка, на котором располагается объект ООО "Уралгаз", администрацией Тоцкого района ООО "Уралгаз" не предоставлялся, т.к. указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Перед началом заседания Комиссии, 29.04.2015 (вх.N 3312) ОАО "Оборонэнергосбыт" представило ходатайство о прекращении рассмотрения дела исх.N Ис-85-04/46/217 от 29.04.15) ссылаясь на отсутствие вины в своих действиях и пояснило, что на момент подготовки уведомления N 282 от 18.12.2014 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность со стороны ООО "Уралгаз" за потребленную электрическую энергию и/или произвести частичное ограничение режима потребления электрической энергии объект уже был отключен.
Данное уведомление было также направлено в ОАО "Оборонэнерго". Оплаты со стороны ООО "Уралгаз" не поступило, в связи с чем потребитель был отключен, о чем ОАО "Оборонэнерго" составило акт.
Представитель ОАО "Оборонэнерго" пояснил следующее. ООО "Уралгаз" был отключен в связи с невыполнением технических условий подключения. В то же время указал на то, что временные технические условия и акты балансовой принадлежности были подписаны лицом, не обладающим полномочиями для совершения данных действий, в связи с чем считают присоединение объекта ООО "Уралгаз" к сетям Общества незаконным. К заявке ООО "Уралгаз" на технологическое присоединение не приложен документ, подтверждающий право собственности или иное основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты заявителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам:
ОАО "Оборонэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии и, следовательно, является субъектом естественной монополии в силу Федерального закона N 147- ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях".
Согласно п.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и, соответственно, на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "Оборонэнергосбыт" приказом ФСТ N 719-э (1146-э) от 16.11.2011 (14.07.2014) включен в Реестр гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Оренбургской области.
По информации и документам, представленным ОАО "Оборонэнергосбыт" Комиссия установила следующее:
Между ООО "Уралгаз" и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N(_).
Об отключении электрической энергии на объекте ООО "Уралгаз" (кафе "Инфинити" и парк отдыха) ОАО "Оборонэнергосбыт" узнало из письма потребителя (_). На что ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в ОАО "Оборонэнерго" с письмом (_) и повторно(_). Письмом N (_) ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" ответило о причине отключения объекта как невыполнение технических условий подключения со стороны ООО "Уралгаз".
Согласно ведомостям снятия показания приборов учета, подписанных ОАО "Оборонэнерго" за ноябрь 2014 год у ООО "Уралгаз" было потребление электроэнергии. В установленные договором энергоснабжения сроки (п.6.2) потребитель оплату не произвел.
18.12.2014 со стороны ОАО "Оборонэнергосбыт" было направлено в адрес потребителя уведомление N 282 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за ноябрь 2014 и предоплату за декабрь 2014 года и/или произвести частичное ограничение режима потребления электрической энергии 29.12.2014. Оплаты от ООО "Уралгаз" не поступило, иного заявитель не представил.
29.12.2014 от ОАО "Оборонэнерго" в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" поступил акт N 25, согласно которому объект - кафе "Инфинити" был отключен (расход энергии за декабрь 2014 г. составил 0 кВт/ч согласно акту снятия показаний).
Согласно п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе, в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Таким образом, у ОАО "Оборонэнергосбыт" имелись правовые основания для введения режима ограничения потребления электрической энергии на объект ООО "Уралгаз".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения законодательства об электроэнергетики в действиях ОАО "Оборонэнергосбыт".
Из заявления ООО "Уралгаз" следует, что Общество в 2011 году обращалось в филиал ОАО "Оборонэнерго" "Приволжский" за выполнением мероприятий по подключению объекта ООО "Уралгаз" - кафе "Инфинити" и парк отдыха в с. Тоцкое-2 к электрическим сетям.
Из письма ОАО "Оборонэнерго" - (_) следует, что подключение летнего кафе осуществлено по временной линии от ТП-14 до ВРУ-0,4 кВ., до выполнения технических условий. Письмом (_) ОАО "Оборонэнерго" сообщает об отключении ООО "Уралгаз" в связи с невыполнением технических условий. Договор на технологическое присоединение между заявителем и ОАО "Оборонэнерго" заключен не был.
Из письма исх.N (_) ОАО "Оборонэнерго" в адрес ООО "Уралгаз" следует, что к заявке ООО "Уралгаз" на технологическое присоединение (копию заявки в материалы дела стороны не представили) объекта кафе "Инфинити" отсутствует документ, подтверждающий права ООО "Уралгаз" на земельный участок, на котором расположено кафе. Договор аренды земельного участка между ООО "Уралгаз" и администрацией Тоцкого района Оренбургской области от (_) не порождает прав ООО "Уралгаз" на земельный участок, в связи с отсутствием обязательной для таких договоров государственной регистрации.
По информации представленной Администрацией Тоцкого района Оренбургской области (письмо_), договор аренды земельного участка от (_)(Оренбургская обл, Тоцкий район, пл. Жукова, 4, площадью 3050 кв.м.), на котором располагается объект ООО "Уралгаз" - кафе и парк отдыха, администрацией Тоцкого района ООО "Уралгаз" не предоставлялся, так как указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. В реестре договоров аренды муниципального образования Тоцкого района вышеуказанный договор не значится.
Об отсутствии регистрации данного договора свидетельствует информация, предоставленная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от (_)
Таким образом, ООО "Уралгаз" не подтвердило право на земельный участок, на котором расположен объект для подключения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 135-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
В силу п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно п. 10 Правил N 861, к заявке прилагаются следующие документы:
а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя;
ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации);
з) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце третьем пункта 8(5) настоящих Правил, - копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.
Заявитель не представил в Комиссию заявку на технологическое присоединение с приложением, требуемых Правилами N 861, документов. Исходя из информации, представленной сетевой организацией - ОАО "Оборонэнерго", к заявке ООО "Уралгаз" не приложены документы, подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект, подлежащий подключению к электрическим сетям. На основании непредставления полного пакета документов, предусмотренных Правилами N 861, рассмотрение заявки ООО "Уралгаз" приостановлено.
В письме ОАО "Оборонэнерго" от 25.12.2014 N ПРВ/060/2438 в адрес ООО "Уралгаз" сообщает о готовности выдать технические условия и договор на технологическое присоединение при предоставлении документа о праве на земельный участок, на котором расположен объект заявителя для подключения к сетям.
В материалах дела имеется решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от(_), которым установлено, что собственником занимаемого земельного участка является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, а также обязал ООО "Уралгаз" демонтировать конструкцию кафе.
Данное решение подтверждает выводы комиссии об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок у ООО "Уралгаз".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения правил технологического присоединения, антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Оборонэнерго".
Руководствуясь ст. 41, п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнергосбыт" Комиссия решила:
Рассмотрение дела N 07-16-24/2015 в отношении ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнергосбыт" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-24/2015 (опубликовано 19 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016