Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/120-12 (опубликовано 27 июня 2012 г.)
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "МО Отдел медицинской техники" (вх.N 4151 от 13.06.2012) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 17, Закона о размещении заказов и Административного регламента ФАС России (утв. Приказом ФАС России N 379 от 14.11.2007). установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "МО Отдел медицинской техники" (вх.N 4151 от 13.06.2012) на действия государственного заказчика ГБУ "Глядянская ЦРБ" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку наркозно-дыхательной аппаратуры.
Заявитель считает, что установленные заказчиком технические характеристики ИВЛ соответствуют только одной модели "Велла" (ОАО "Уральский приборостроительный завод") и наркозно-дыхательного аппарата - "Фаза-23" (ОАО "Уральский приборостроительный завод"); заказчиком нарешен порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы и представил письменные возражения:
1. При составлении технического задания на поставку наркозно-дыхательной аппаратуры специалисты заказчика изучили технические характеристики и параметры аппаратов следующих производителей: ООО "Респект-Плюс", ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС", ОАО "Уральский приборостроительный завод", "Эр Ликид, Медикал Системз", CHIRANA, SCHILLER AG, MAQUET.
Техническое задание прорабатывалось специалистами заказчика и является отражением потребностей заказчика и врачей-специалистов, работающих на данном оборудовании и оказывающих медицинскую помощь населению.
В техническом задании установлены характеристики в соответствии с потребностями заказчика, что не противоречит законодательству о размещении заказов. Требования к закупаемому товару являются обоснованными и значимыми для заказчика и не являются обстоятельствами, ограничивающими права участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком и утверждается заказчиком.
Согласно ч.3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации товарных заказов, они сопровождаются словами "или эквивалент".
В документации об аукционе установлено, что предметом договора является поставка наркозно-дыхательной аппаратуры без указания товарного знака. При этом установлены требования к техническим характеристикам такого товара с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей товара либо требование о наличии определенных функций, а также указаны слова "или эквивалент", что является надлежащим исполнением требований норм закона.
Заказчик не детализирован характеристики параметров оборудования, ограничивающих конкуренцию, напротив, в техническом задании явно выражен диапазон каждого из параметров - "не более", "не менее".
Следовательно, документация об аукционе в электронной форме заказчиком сформирована в соответствии с трбованиями ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов.
2. В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением сбответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
По смыслу данной нормы установление в документации тех или иных требований к закупаемому товару должно быть обусловлено реальными потребностями заказчика; документация об аукционе должна быть разработана исходя из потребностей заказчика, специфики его деятельности с учетом обеспечения наиболее эффективного использования бюджетных средств.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации провозглашен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Заказчику необходимо рационально и эффективно расходовать средства бюджета.
При формировании требований к наркозно-дыхательной аппаратуре, заказчик исходил из своих потребностей с учетом денежных средств, выделенных на закупку данной аппаратуры. В результате мониторинга рынка специалистами заказчика было выявлено, что более всего под потребности заказчика подходит оборудование, производимое ООО "Уральский приборостроительный завод". Вместе с этим заказчик готов рассмотреть заявки с эквивалентным оборудованием, подходящим по цене и имеющим более лучшие характеристики, чем те которые указаны в техническом задании аукционной документации.
3. Согласно представленным коммерческим предложениям, заданным в документации требованиям соответствует наркозно - дыхательная аппаратура трех производителем: Chirana, Тритон-ЭлектроникС, Уральский приборостроительный завод.
Однако хотелось бы отметить, что если бы в аукционной документации были бы указаны технические характеристики, соответствующие аппаратам единственного производителя, то это не свидетельствовало бы о том, что включение рассматриваемого требования в документацию влечет ограничение количества участников размещения заказа, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа.
4. В соответствии с пунктом 6.1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
В силу пункта I статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско- правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование
начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком
информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания (часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов).
В силу части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов постановлением Правительства Российской Федерации N 881 от 3.11.2011 г. утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила), которые применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201,3592202.
На основании пункта 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных, зарегистрированных изделий медицинского назначения.
В соответствии с пунктом 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика (далее - запрос о цене).
Закупаемое медицинское оборудование согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг отнесено к коду 3311266, следовательно, при формировании начальной (максимальной) цепы контракта заказчик обязан руководствоваться указанными Правилами.
Согласно данным официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения регистрационные удостоверения выданы на аппараты производства ООО "Респект-Плюс", ЗАО "Компания КИЛЬ-М", ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС", ОАО "Уральский приборостроительный завод-", "Эр Ликид Медикал Системз", CH1RANA, SCHILLER AG, MAQUET и другие.
Доказательством того, что заказчиком сформирован перечень производителей требуемого медицинского оборудования, являются направленные в адрес указанных выше производителей или их представителей запросы о цене с приложением требуемых технических характеристик и прочих условий поставки.
На поставку всех требуемых к поставке аппаратов заказчиком получены ответы от трех производителей (представителей), на основании коммерческих предложений которых была сформирована начальная (максимальная) цена договора.
В обосновании начальной (максимальной) цены договора указаны данные, полученные от производителей (представителей), которые могли быть и потенциальными поставщиками по данному аукциону..
ФАС России в своем письме от 13 июля 2011 г. N АЦ/27041 обращает внимание, что информация, кроме ценовых показателей, может носить характер коммерческой либо иной тайны, не подлежащей разглашению. Достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах совокупности полученной заказчиком информации в виде таблиц, схем, текста и т. п.
В результате проведения внепланой проверки установлено, что государственным заказчиком ГБУ "Глядянская ЦРБ" размещен заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку наркозно-дыхательной аппаратуры ( извещение N 0343300004112000007 опубликовано 04.06.2012 года, дата окончания приема заявок 25.06.2012 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением сбответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Порядок установления начальной (максимальной) цены контракта (договора) определен ст. 19.1 Закона о размещении заказов и постановлением Правительства Российской Федерации N 881 от 3.11.2011 г. Для обоснования цены договора использована информация ОАО "Уральский приборостроительный завод", ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС", ООО "Метрика Сервис".
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17, ст. 19.1,34, 41.6, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере размещения заказов. решила:
1. Признать жалобу ООО "МО Отдел медицинской техники" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/120-12 (опубликовано 27 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016