Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 7 мая 2014 г. N 2610/02
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009) установлено, что "нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырьё животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта".
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления N 1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов, должна осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
Таким образом, Комитет осуществляет государственный ветеринарный надзор в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009).
На запрос Управления Комитет представил ответ от 26.03.2014N 592, в котором объяснил, что, что Минсельхозом РФ в Приказ N 422 изменения в связи с принятием Постановления N 1009 не внесены, поэтому Комитет обязан при осуществлении государственного ветеринарного надзора исполнять требования Приказа N 422, принятого вышестоящим федеральным органом исполнительной власти.
Однако, Постановлением ФАС Московского округа от 01.08.2013 по делу N А40-103196/12-122-526 решение ФАС России о признании Минсельхоза РФ нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") в части неприведения своего Приказа N 422 по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении объектов ветеринарного надзора в соответствие с Постановлением N 1009 и предписание об устранении данного нарушения признаны законными.
В ответ на обращение Управления в ФАС России с вопросом об исполнении Минсельхозом РФ вышеуказанных предписания ФАС России и решения суда письмом от 30.04.2014 N ЦА/17646/14 ФАС России сообщила, что по имеющейся в ФАС России информации Министром сельского хозяйства РФ подписан приказ от 14.04.2014 N 127 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" (далее - Приказ N 127), подготовленного взамен Приказа N 422 и изменяющего существующий порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на переработанную продукцию. В настоящее время Приказ N 127 направлен на регистрацию в Минюст России.
Вместе с тем, как указано в вышеуказанном письме ФАС России, в настоящее время (до вступления в действие Приказа N 127) органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы РФ при выдаче ветеринарных сопроводительных документов на все виды продукции животного происхождения, в том числе на продукцию, подвергшуюся промышленной и тепловой обработке, продолжают руководствоваться действующим Приказом N 422.
Правомерность действий данных органов и учреждений подтверждается судебными органами, в том числе при рассмотрении судебного дела N А40-96441/10. Суды исходят из того, что требование о получении ветеринарных сопроводительных документов на продукцию, прошедшую тепловую обработку, основаны на законодательных и нормативных актах и не может рассматриваться как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Постановлением N 1009 распределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля между соответствующими органами по отдельным видам продукции. Однако данное Постановление не отменило порядок получения ветеринарных сопроводительных документов на продукцию, подвергшуюся тепловой обработке. Приказ N 422 не отменен и не изменен, соответственно у органов и учреждений ветеринарии нет прав не применять их или игнорировать.
С учетом вышеуказанных норм права, при таких обстоятельствах требование Комитета о наличии ветеринарных сопроводительных документов на продукцию, прошедшую тепловую обработку, основаны на законодательных и нормативных актах и не могут рассматриваться как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Крестьянский стиль" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях комитета ветеринарии Новгородской области.
Руководитель Управления, государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Пашкова Г.Н.
(8162) 73-88-50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 мая 2014 г. N 2610/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016