Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 14 мая 2015 г. N 220
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия), в составе:
председатель Комиссии: (_);
члены Комиссии: (_)
при участии (_) представителя заявителя ИП Зуевой А.А. по доверенности от 29.04.2015 г.; (_) представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования по доверенности N 10 от 08.05.2015 г., N 11 от 08.05.2015 г. соответственно, при участии (_) законного представителя - генерального директора (_). представителя по доверенности от 21.04.2015 г. заинтересованного лица - ООО "Пчела",
рассмотрев жалобу ИП Зуевой А.А. на действия организатора аукциона - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования, в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры проведения аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25 мая 2015 года (распоряжение КУМИ администрации АМО от 17.04.2015 г. N 267), установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратилась ИП Зуева А.А. на действия организатора аукциона - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (далее-КУМИ АМО), в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры организации и проведения аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25 мая 2015 года (распоряжение КУМИ администрации АМО от 17.04.2015 г. N 267).
В соответствии с доводами заявителя:
1) В нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении аукциона, а именно: п. 6 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 909 извещение о проведении указанного аукциона не размещено на сайте www.torgi.gov.ru.
2) В нарушение пункта 5.2 Положения о порядке проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утв. постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па, извещение о проведении аукциона не опубликовано в официальном печатном источнике: газете "Ангарские ведомости". Электронная версия газеты в номерах N 29 (846), от 15.04.2015 г., N 31 (848) от 22.04.2015 г., N 33 (850) от 29.04.2015 г. не содержит информации об указанном аукционе.
3) В муниципальном нормативном акте, регламентирующем порядок проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (постановление администрации АМО от 21 ноября 2012 г. N 2059-па) не указан сайт, на котором подлежит размещению информация о проведении аукционов.
4) Краткая информация о проведении аукциона, размещенная на официальном сайте Ангарского муниципального образования в сети "Интернет" - www.angarsk-adm.ru и извещение о проведении аукциона, размещенное там же, противоречат друг другу относительно срока окончания подачи заявок на участие в аукционе: в информации до 17.05.2015 г., в извещении - до 25.05.2015 г.
5) В нарушение ч. 5.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ часть рекламных мест, в отношении которых объявлен аукцион, отсутствует в схеме размещения рекламных конструкций.
6) В нарушение гражданского законодательства разделы 8, 9 Документации об аукционе содержат условия о возврате средств внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (задатка) победителю аукциона или единственному участнику аукциона после предоставления ими обеспечения исполнения договора и подписания договора по результатам аукциона. Наличие в разделе 9 аукционной документации требования об обеспечении исполнения договора противоречит действующему законодательству, поскольку прямо не предусмотрено.
7) В нарушение ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в один лот N 3 объединено большое количество рекламных конструкций, что повлекло увеличение размера задатка, и приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с ограничением доступа на рынок услуг по распространению рекламы.
8) В нарушение ч. 5.6 ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ проектом договора предусмотрена возможность выставления на аукцион рекламных мест, не освобожденных от третьих лиц (п. 3.1.1.) и возможности одностороннего расторжения договора в связи с не использованием предоставленного рекламного места в течение 2-х месяцев после вступления договора в силу (п. 4.2.1). Кроме того, проект договора противоречит типовой форме договора, утвержденной постановлением мэра АМО от 05.11.2009 г. N 2734.
На основании изложенного заявитель просит приостановить указанные торги в форме аукциона, признать соответствующие пункты аукционной документации, пункты Положения о порядке проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утв. постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па, а также действия (бездействия) организатора аукциона, нарушающими установленный порядок организации и проведения торгов, требования гражданского и антимонопольного законодательства.
Организатор аукциона - КУМИ АМО считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
Законодательством, в частности ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, не предусмотрено размещение извещение о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сайте torgi.gov.ru.
Пунктами 4.4, 5.1, 5.2 Положения о порядке проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утв. постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па (далее - Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па) определены сайт в сети "Интернет" а также печатное издание, на которых размещаются извещения об аукционах, а именно: www.angarsk-adm.ru и газета "Ангарские ведомости"
Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25 мая 2015 года в 10 часов 30 минут (распоряжение КУМИ администрации АМО от 17.04.2015 г. N 267) опубликовано в газете "Ангарские ведомости" от 17.04.2015 г. N 30(847) и размещено на официальном сайте Ангарского муниципального образования в сети "Интернет" - www.angarsk-adm.ru.
Срок окончания подачи заявок указывается в соответствии с пунктами 6.2, 8.5 постановления в извещении о проведении аукциона, а не в информации на странице сайта www.angarsk-adm.ru, где была допущена опечатка, в данный момент устраненная.
Все места для установки и эксплуатации рекламных конструкций, выставленные на аукцион (далее - места), включены в схему размещения рекламных конструкций на территории АМО, утвержденную постановлением администрации АМО от 30.12.2013 N 1985-па (в редакции постановлений администрации АМО от 19.03.2014 N 287-па, от 03.06.2014 N 698-па, от 26.12.2014 N 1691-па, от 09.04.2015 N 469-па).
Постановление администрации АМО от 09.04.2015 N 469-па, которым внесены изменения в Схему опубликовано в газете "Ангарские ведомости" от 10.04.2015 г. N 28(845).
По мнению представителя, действующее законодательство не ограничивает права организатора аукциона в установлении обеспечения заявки на участие в аукционе и обеспечения исполнения договора (далее - обеспечение); установлении порядка возврата средств, внесенных в обеспечение; включении в один лот нескольких мест. Примером является Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статьи 44, 96), установивший обеспечение участия в торгах и обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 5.6 статьи 19 Закона аукцион на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - договор) проводится по истечении срока действия договора. Срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в местах, предложенных на аукционе, назначенном на 25.05.2015, истек. По состоянию на дату опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договоров, места свободны от прав третьих лиц, т.е. действующих договоров в отношении мест не имеется. Учитывая, что Закон и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не обязывают стороны исполнить обязательства по договору в день его подписания, пункт 3.1.1 проекта договора не нарушает действующего законодательства. Принимая во внимание предусмотренную пунктом 3 статьи 450 ГК РФ возможность одностороннего отказа от исполнения договора и отсутствие в Законе положений, регламентирующих порядок расторжения договора, пункт 4.2.1 проекта договора также не нарушает положений действующего законодательства.
Порядок оформления документов для осуществления установки и эксплуатации рекламных конструкции на территории АМО, утв.постановлением мэра АМО от 05.11.2009 г. N 2734 содержит примерную форму договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которая не является типовой.
На основании вышеизложенного организатор торгов считает жалобу ИП Зуевой А.А. необоснованной.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ИП Зуевой А.А., возражения и пояснения организатора аукциона, установила следующее.
КУМИ АМО принято распоряжение от 17.04.2015 г. N 267 "О проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" сроком на 5 лет, которым сформированы лоты и утверждена документация об аукционе.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25 мая 2015 года в 10 часов 30 минут, а также документация об аукционе, включая проект договора (распоряжение КУМИ администрации АМО от 17.04.2015 г. N 267) опубликовано в газете "Ангарские ведомости" от 17.04.2015 г. N 30(847) и 17.04.2015 г. размещено на официальном сайте Ангарского муниципального образования в сети "Интернет" - www.angarsk-adm.ru.
Срок окончания подачи заявок указан в извещении о проведении аукциона, а именно: до 10 часов 00 минут 25.05.2015 г.
В соответствии с частями 5.1, 5.8 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Единый порядок проведения указанных торгов федеральным законодательством не установлен, таким образом, органы местного самоуправления проводят указанные торги в соответствии с общими началами проведения торгов, установленных ст. ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ.
Порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утверждены постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па (далее - Положения о порядке проведения аукционов).
Пунктами 1.4., 1.5. Положения о порядке проведения аукционов установлено, что организатором аукциона является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (КУМИ АМО), который осуществляет информационное обеспечение аукциона.
Пунктами 4.4, 5.1, 5.2 Положения о порядке проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утв. постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па (далее - Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па) определены сайт в сети "Интернет" а также печатное издание, на которых размещаются извещения об аукционах, а именно: www.angarsk-adm.ru и газета "Ангарские ведомости"
Как указывалось выше, единый порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, включающий, обязательные правила к информационному сопровождению указанных торгов, в том числе, обязанность размещения соответствующих извещений на определенном сайте в сети "Интернет" или печатном источнике, отсутствует.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) предназначен для размещения, перечисленной в постановлении информации, в том числе, абзацем 9 пункта 1 предусмотрено размещение информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
К названным торгам не применяются правила статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" о порядке заключения договоров, связанных с переходом прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, поскольку при размещении рекламных конструкций предоставляется право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а не права владения и (или) пользования в отношении имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности.
Кроме того, при предоставлении права на установку и эксплуатацию рекламных конструкции на публичных землях общего пользования земельные участки под их размещение из земель соответствующей категории не выделяются и в пользование конкретных лиц не предоставляются (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10), в связи с чем к данным отношениям не применимы положения земельного законодательства о размещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, действующие с 01.03.2015 г.
Таким образом, довод заявителя о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, в связи с неразмещением информации о проведении указанного аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, признан Комиссией несостоятельным.
На рассмотрении дела организатором торгов также предоставлен экземпляр газеты "Ангарские ведомости" от 17.04.2015 г. N 30(847), в котором опубликовано извещение о проведении выше указанного аукциона.
Таким образом, довод заявителя о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, в связи с опубликованием информации о проведении указанного аукциона в официальном печатном издании, также необоснован.
Пунктами 4.4, 5.1 Положения о порядке проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности на территории Ангарского муниципального образования, утв. постановлением администрации Ангарского МО от 21 ноября 2012 года N 2059-па (далее - Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па) определены сайт в сети "Интернет" а также печатное издание, на которых размещаются извещения об аукционах, а именно: www.angarsk-adm.ru.
Таким образом, довод заявителя о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, в связи с отсутствием указания в нормативном акте на адрес сайта, на котором подлежит размещению информационное сообщение, также необоснован.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что места для установки и эксплуатации рекламных конструкций, в отношении которых Заявитель указывает, что данные места отсутствуют в Схеме размещения рекламных конструкций на территории Ангарского муниципального образования, включены в указанную Схему постановлением администрации АМО от 09.04.2015 N 469-па, опубликованным в газете "Ангарские ведомости" от 10.04.2015 г. N 28(845
Таким образом, довод заявителя о нарушении организатором аукциона требований ч. 5.1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ в связи с объявлением аукциона на рекламные места, которые не включены в схему размещения рекламных конструкций на территории АМО, не нашел документального подтверждения.
В отношении доводов заявителя о противоречии действующему законодательству разделов 8, 9, 10 документации об аукционе, содержащих условие о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (задатка), победителю аукциона после предоставления ими обеспечения исполнения договора и подписания договора по результатам аукциона, а также требования об обеспечении исполнения договора и заключения договора только после предоставления обеспечения исполнения договора, Комиссией установлено.
Извещением о проведении указанного аукциона установлен размер обеспечения заявки на участие в аукционе и размер обеспечения исполнения договора по каждому лоту в размере 50 % от начальной цены договора.
Разделом 8 Документации об аукционе предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в аукционе заявителем вносится денежными средствами по указанным реквизитам.
Разделом 9 Документации об аукционе предусмотрены реквизиты по которым победителем аукциона или единственным участником аукциона вносится Обеспечение исполнения договора денежными средствами до заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (рекламных конструкций).
Разделом 10 Документации об аукционе установлено, что договор заключается только после предоставления победителем аукциона или единственным участником аукциона, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора.
Пунктом 8.10. Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па предусмотрено требование обеспечения заявителем заявки на участие в аукционе путем внесения денежных средств на счет организатора аукциона в размере пятидесяти процентов начальной цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются на счет заявителя в течение не более чем пяти рабочих дней, в том числе, с даты подписания протокола аукциона или протокола о признании аукциона несостоявшимся, всем участникам аукциона, за исключением победителя аукциона или единственного участника аукциона, которым такие денежные средства возвращаются после предоставления ими обеспечения исполнения договора и подписанного договора по результатам аукциона.
Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не осуществляется в случае подписания протокола о признании победителя аукциона или единственного участника аукциона уклонившимся от заключения договора при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11.5 настоящего Положения.
Согласно пункту 11.4. Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па договор заключается только после предоставления победителем аукциона или единственным участником аукциона, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора.
Обеспечение исполнения договора предоставляется победителем аукциона или единственным участником аукциона путем внесения денежных средств на счет организатора аукциона в размере пятидесяти процентов начальной цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения договора, возвращаются на счет победителя аукциона или единственного участника аукциона, с которым заключен договор, в течение не более чем пяти рабочих дней с даты поступления от них организатору аукциона уведомления об исполнении обязательства по установке рекламной конструкции, предусмотренного договором.
Статьей 329 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с ч. 4 ст. 448 Гражданского кодекса РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Положением о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па, документацией об аукционе установлены требования о необходимости внесения заявителем обеспечения заявки на участие в аукционе путем внесения денежных средств на счет организатора аукциона в размере пятидесяти процентов начальной цены договора, которые в отличие от задатка не засчитываются в счет исполнения обязательств по заключенному договору лицом, выигравшим торги, а полностью возвращаются на счет лица, заключившего договор, что не ухудшает положение победителя указанного аукциона. Кроме того, запрет на установление организатором торгов обеспечения участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в иной форме, чем установлено ст. 448 Гражданского кодекса РФ прямо законодательством не установлен.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя о неправомерном установлении в документации об аукционе требования о внесения обеспечения участия в торгах, которое как и задаток направлен на гарантию возможности применения к заявителю мер гражданской ответственности в случае недобросовестного поведения, не свидетельствует о нарушении организатором торгов установленной процедуры организации и проведения торгов заключения договоров по результатам торгов.
Потребность в имуществе для размещения и эксплуатации рекламных конструкций может быть удовлетворена не только с использованием муниципальной (государственной) собственности, кроме того, требование о внесении обеспечения заявки на участие в аукционе распространяет свое действие на всех участников, принимающих участие в аукционе, в равной мере и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из выше изложенного следует, что основания для рассмотрения указанных норм Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па, документации об аукционе на соответствие требованиям ст. ст. 15, 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ отсутствуют.
Учитывая, положения ст. 339 Гражданского кодекса РФ о возможности установления требований об обеспечении обязательства способами, предусмотренными законом или договором, Положение о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па, документация об аукционе, в части установления требований о необходимости внесения победителем аукциона обеспечения исполнения договора, отсутствие прямого запрета на установление организатором торгов такого обеспечения при заключении договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам торгов, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушении установленной процедуры организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов со стороны организатора торгов.
Основания для рассмотрения указанных норм Положения о порядке проведения аукционов от 21 ноября 2012 года N 2059-па, документации об аукционе на соответствие требованиям ст. ст. 15, 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ также отсутствуют, поскольку установление требования о внесении обеспечения исполнения договора предусмотрено гражданским законодательством, данное требование установлено в равной мере для всех лиц, которые будут признаны победителем и не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Довод заявителя о том, что объединение в один лот N 3 большого количества рекламных конструкций является нарушением установленной процедуры организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов, является необоснованным, поскольку принципы, порядок формирования лотов либо прямой запрет на объединение в один лот нескольких рекламных конструкций не установлены законодательством.
Указание заявителя на необоснованное укрупнение лота, приведшее к увеличению размера задатка, что имеет признаки нарушения ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с ограничением доступа на рынок услуг по распространению рекламы путем установления необоснованно высоких финансовых затрат, является неподтвержденным.
Довод заявителя о том, что пункт 3.1.1. проекта договора, являющегося частью документации об аукционе, свидетельствует о нарушении ч. 5.6 ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, в связи с возможностью выставления на аукцион рекламных мест, не освобожденных от третьих лиц (п. 3.1.1.) является необоснованным.
В соответствии с пунктом 5.6 статьи 19 ФЗ "О рекламе" аукцион на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - договор) проводится по истечении срока действия договора.
Пунктом 3.1.1. проекта договора упоминаются рекламные конструкции, расположенные на рекламных местах без правовых оснований, что дает основания полагать, что срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в местах, предложенных на аукционе, назначенном на 25.05.2015, истек. По состоянию на дату опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договоров, места свободны от прав третьих лиц, т.е. действующих договоров в отношении мест не имеется. Учитывая, что Закон и Гражданский кодекс РФ не обязывают стороны исполнить обязательства по договору в день его подписания, пункт 3.1.1 проекта договора не нарушает действующего законодательства, поскольку согласно пункту 6.1. проекта договора, договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и передачи рекламного места (рекламных мест) Рекламораспространителю по акту приема-передачи, таким образом, рекламораспространитель не несет никаких необоснованных затрат по договору.
Довод заявителя о том, что пункт 4.2.1. проекта договора, предусматривающий одностороннее расторжение договора, в связи с не использованием предоставленного рекламного места в течение 2-х месяцев после вступления договора в силу, с учетом ч.ч. 14, 18 ст. 19 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которыми срок направления органом местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче составляет два месяца, а срок аннулирования разрешения в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения, может привести к ущемлению интересов лица, заключившего договор, в связи с необоснованным расторжением договора на установку при наличии действующего разрешения и объективных обстоятельств, препятствующих установке рекламной конструкции в 2 месячный срок (в частности, большое количество мест, полученных по результатам аукциона, не свидетельствует о нарушении установленной процедуры организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов.
Пунктом 3 статьи 450 ГК РФ предусмотрена возможность установления одностороннего отказа от исполнения договора, в случаях, установленных, в том числе договором, в ФЗ "О рекламе" не содержатся положения, регламентирующие порядок расторжения договора.
Пунктом 25 Порядка оформления документов для осуществления установки и эксплуатации рекламных конструкции на территории АМО, утв. постановлением мэра АМО от 05.11.2009 г. N 2734, предусмотрено, что разрешение выдается лицу, выигравшему аукцион в течение 1 рабочего дня после обращения с заявлением и предоставлением документов, подтверждающих полномочия лица и оплаты государственной пошлины
Пункт 4.2.1. проекта договора, предусматривает право, а не обязанность организатора торгов расторгнуть договор в случае неисполнения его условий в течение установленного срока, которое может как реализоваться, так и не реализоваться. Разногласия сторон договора могут быть урегулированы путем переговоров, в частности, в связи с возникновением объективных обстоятельств, препятствующих установке рекламной конструкции в 2 месячный срок.
Довод заявителя о том, что проект договора противоречит типовой форме договора, утвержденной постановлением мэра АМО от 05.11.2009 г. N 2734, не нашел документального подтверждения, поскольку указанное постановление содержит примерную форму договора.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
Признать жалобу ИП Зуевой А.А. на действия организатора аукциона - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования, в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры организации и проведения аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25 мая 2015 года (распоряжение КУМИ администрации АМО от 17.04.2015 г. N 267, в том числе, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, необоснованной.
Копию решения направить в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования и ИП Зуевой А.А.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 мая 2015 г. N 220
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016