Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 13 мая 2015 г. N 219
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: <_> при участии <_>, рассмотрев жалобу <_> на действия организатора торгов - Министерства сельского хозяйства Иркутской области, в связи с нарушением порядка проведения торгов - фактическим не соответствием извещения требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области N 254-п от 11.07.2013 г. установила:
В Управление ФАС по Иркутской области поступила жалоба главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федотова В.Ф. на действия организатора торгов - Министерства сельского хозяйства Иркутской области, в связи с нарушением порядка проведения торгов - фактическим не соответствием извещения требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области N 254-пп от 11.07.2013 г. (далее Положение) и созданием дискриминационных условий для заявителей, в части установления в извещении дополнительных требований к участникам конкурса: подпункта "ш" пункта 3 извещения, обязывающего заявителя, претендующего на грант, изыскать денежные средства в размере не менее 40%, тогда как Положение, устанавливает необходимость оплаты 40% самим фермерским хозяйством в процессе реализации бизнес-плана; подпункта "с" пункта 2 извещения, содержащего императивное требование о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не должен являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства главой которого он является, тогда как Положение не содержит таких требований; в части включения подпунктов "п" и "г" в п. 2 извещения противоречащих друг другу по смыслу и создающие заведомо дискриминационные условия для заявителя, а также в нарушение подпункта "м" п. 10 Положения, в извещение не было включено требование о том, что заявителю необходимо приложить к заявке выписку из счета заявителя.
На рассмотрении жалобы Федотов, поддерживая изложенные доводы, просил:
1. Отменить проведение конкурса среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм назначенного на 5 мая 2015 г.
2. Обязать Министерство сельского хозяйства Иркутской области привести извещение о проведении конкурсного отбора среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм в соответствие с требованиями Постановления Правительства Иркутской области N 254-ПП от 11 июля 2013 г. "Об утверждении Положения о предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области" и ФЗ "О защите конкуренции".
Представители организатора торгов в своих возражениях считают жалобу Федотова, не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Порядок, условия и критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, грантов, порядок возврата грантов (остатков грантов) определяется Положением о предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным Постановлением N 254-пп (далее - Положением).
Указанное Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" и Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 173 "Об утверждении программы по развитию семейных животноводческих ферм".
При предоставлении грантов и определении победителей конкурсного отбора министерство обязано руководствоваться указанными федеральными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1512 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (начало действия документа 01.01.2015 г.), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", изложены в новой редакции.
Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" (далее - Приказ N 198) утверждены требования по отбору семейных животноводческих ферм.
Приказом Минсельхоза России от 26.11.2014 N 473 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 и N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166" и в приложения N 1, N 2 и N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" внесены изменения в требования по отбору семейных животноводческих ферм.
В соответствии с принятыми Приказом Минсельхоза России от 26.11.2014 N 473 изменениями, требования дополнены подпунктами: "т", "у", "г".
С учетом требований федерального законодательства министерством 25.03.2015 г. опубликовано оспариваемое Федотовым В.Ф. извещение о проведении конкурсного отбора.
Так извещение (пункты п, г,с) в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом N 198 (в редакции Приказа N 473) содержит условия, которым должно отвечать крестьянское (фермерское хозяйство) имеющее право на участие в конкурсном отборе.
Наличие в пункте 3 извещения требования о предоставлении для участия в конкурсном отборе письменного подтверждения, что крестьянское (фермерское) хозяйство имеет денежные средства для обеспечения не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы, указанных в плане расходов (подпункт "ш"), основано на требованиях федерального абзаца второго пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165, в соответствии с которым размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств фермера и его плана расходов в целях, указанных в подпункте "в" пункта 2 Правил, не означает предоставление документов, подтверждающих наличие денежных средств, в том числе выписки со счета.
Данный документ имеет характер, направленный на подтверждение соглашения лица вложить собственные денежные средства в размере не менее чем 40%.
Таким образом, отсутствие в пп. "Ш" пункта 3 извещения в качестве документа, необходимого для участия в конкурсном отборе, выписки из счета заявителя, соответствует требованиям Постановления 254-пп в действующей редакции.
С учетом изложенного, по мнению министерства, доводы жалобы Федотова В.Ф., являются необоснованными, а действия министерства законными и соответствующими ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно распоряжению Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 06.05.2015 г. N 58-мр Федотову Виктору Федоровичу отказано в допуске к участию в конкурсном отборе в связи с несоответствием критериям и условиям отбора, а именно: по сведениям налоговой службы Федотов В.Ф. является учредителем коммерческой организации.
Распоряжением Министерства от 06.05.2015 г. утвержден протокол заседания конкурсной по проведению конкурсного отбора.
7 мая 2015 года с 4 победителями конкурсного отбора заключены соглашения о предоставлении грантов.
Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, в том числе дополнения по жалобе, возражения организатора торгов, установила следующее.
На официальном сайте организатора торгов и в официальном печатном издании "Областная" было опубликовано извещение о проведении конкурса среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Пунктами "г", "п" и "с"п.2. Извещения установлено, что право на участие в конкурсном отборе имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявитель), отвечающие следующим условиям: г) глава и члены хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающие фермеров, гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет; строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки; с) глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Согласно п 3 извещения, для участия в конкурсном отборе необходимы следующие документы:
а) заявка по форме (прилагается);
б) копии паспортов граждан Российской Федерации - главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
в) копия соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением копий документов, подтверждающих родство между главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства;
г) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, выданная налоговым органом не ранее 20 календарных дней до даты подачи заявки на участие в конкурсном отборе;
д) справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная Пенсионном фондом Российской Федерации не ранее 20 дней до даты подачи заявки на участие в конкурсном отборе;
д1) справка о состоянии расчетов по страховым взносам перед Фондом социального страхования Российской Федерации, выданная не ранее 20 календарных дней до даты подачи заявки;
е) в случаях, предусмотренных российским законодательством, разрешение на строительство и (или) разрешение на реконструкцию фермы;
ж) копия членской книжки, подтверждающей членство в сбытовом сельскохозяйственном потребительском кооперативе (если крестьянское (фермерское) хозяйство является членом указанного кооператива), либо копии договоров (предварительных договоров), заключенных с хозяйствующими субъектами, обеспечивающими сбыт сельскохозяйственной продукции (при их наличии);
з) план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивными животными и высокотехнологическим оборудованием по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной Программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес план);
и) копии договоров, включая предварительные договоры, на поставки; кормов, заключенных с другими хозяйствующими субъектами, либо предложения по заключению договоров (предварительных договоров) н приобретение кормов с указанием хозяйствующего субъекта, с которыми планируется заключение договора поставки кормов, и сроков заключения договора (если в бизнес-плане не предусмотрены условия для собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы), либо членскую книжку, подтверждающую членство в сельскохозяйственном потребительском кооперативе, осуществляющем деятельность в сфере заготовки кормов;
к) копии подписанных главой крестьянского (фермерского) хозяйства отчетов по формам, утвержденным приказом министерства, подлежащим официальному опубликованию;
л) копии форм отчетности N 1-КФХ и N 2-КФХ, утвержденных Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за каждый год осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, но не более пяти лет, предшествующих году подачи заявки для участия в конкурсном отборе;
м) план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств) согласно форме (прилагается);
н) копии паспортов самоходных машин сельскохозяйственного назначения с отметкой о постановке на учет в службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области (при наличии в собственности у заявителя самоходных машин сельскохозяйственного назначения);
о) копии документов, подтверждающих законное владение и пользование заявителем самоходными машинами сельскохозяйственного назначения, копии паспортов самоходных машин сельскохозяйственного назначения с отметкой о постановке на учет в службе государственного надзора за техническим состоянием машин и других видов техники Иркутской области (при наличии у заявителя во владении и пользовании самоходных машин сельскохозяйственного назначения);
п) копия проектной документации строительства, реконструкции, модернизации и ремонта семейной животноводческой фермы (при ее наличии);
р) копии документов, подтверждающих право пользования крестьянским (фермерским) хозяйством земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, и (или) свидетельства о праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (при наличии);
с) обязательства заявителя в письменной форме следующего содержания: оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования Приобретений; осуществлять деятельность не менее пяти лет после получения гранта; создать не более одной семейной животноводческой фермы по одном) направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено подпрограммой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области' на 2014 - 2020 годы Программы, или реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы;
организовать не менее трех постоянных рабочих мест зарегистрировать имущество, приобретенное за счет гранта, на главу крестьянского (фермерского) хозяйства;
представлять в министерство ежеквартальный отчет о целевом использовании средств гранта, отчет о реализации бизнес-плана (по форме и в сроки, утвержденные приказом министерства, подлежащим официальному опубликованию);
представлять в министерство отчет о целевом использовании средств гранта, отчет о реализации бизнес-плана по истечении двадцати четырех месяцев со дня поступления гранта на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства (по форме и в сроки, утвержденные приказом министерства, подлежащим официальному опубликованию);
переехать в течение шести месяцев со дня получения грантов на постоянное место жительства в муниципальное образование Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (в случае если заявитель не проживает в муниципальном образовании Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства);
т) документ, подтверждающий отнесение главы и (или) членов крестьянского (фермерского) хозяйства к следующим категориям граждан: инвалидам, семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, представителям коренных малочисленных народов Российской Федерации, а так же постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029; (при наличии в крестьянском (фермерском) хозяйстве указанных категорий граждан);
у) письменное согласие на передачу и обработку персональных данных заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ф) рекомендательные письма от органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций, поручителей (при наличии);
х) письменное подтверждение, что заявитель постоянно проживает в муниципальном образовании Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (в случае если заявитель постоянно проживает в муниципальном образовании Иркутской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства);
ц) письменное подтверждение, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя (с приложением копии трудовой книжки при наличии);
ч) письменное подтверждение того, что глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;
ш) письменное подтверждение того, что крестьянское (фермерское) хозяйство имеет денежные средства для обеспечения не менее 40 % затрат на развитие семейной животноводческой фермы, указанных в плане расходов;
щ) иные документы, если заявитель считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора.
Порядок, условия и критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, грантов, порядок возврата грантов (остатков грантов) определяется Положением о предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным Постановлением N 254-пп.
Вместе с тем, указанное Положение разработано в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Правительством Российской Федерации, 28 февраля 2012 года принято постановление N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
Пунктом 3, вышеуказанных Правил_, установлено, что максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта в размере, превышающем 21,6 млн. рублей, то финансовое обеспечение выплаты гранта в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165", утвержден порядок отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм, а также требования по отбору семейных животноводческих ферм.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 173, утверждена программа по развитию семейных животноводческих ферм.
При предоставлении грантов и определении победителей конкурсного отбора Министерство сельского хозяйства Иркутской области обязано руководствоваться указанными федеральными нормативными правовыми актами.
Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области N 254-пп, разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" и Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 173 "Об утверждении программы по развитию семейных животноводческих ферм".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1512 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (начало действия документа 01.01.2015 г.), Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", изложены в новой редакции.
Приказом Минсельхоза России от 26.11.2014 N 473 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 и N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166" и в приложения N 1, N 2 и N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165" внесены изменения в требования по отбору семейных животноводческих ферм.
В соответствии с принятыми изменениями требования дополнены подпунктами:
т) глава хозяйства не должен являться учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;
у) в крестьянском (фермерском) хозяйстве должна отсутствовать просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.
А также изложено в новой редакции требование, изложенное в подпункте "г".- глава и члены хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет.
С учетом требований федерального законодательства, Министерством сельского хозяйства Иркутской области 25.03.2015 г. опубликовано оспариваемое Федотовым В.Ф. извещение о проведении конкурсного отбора.
Извещение в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом N 198 (в редакции Приказа N 473) содержит условия, которым должно отвечать крестьянское (фермерское хозяйство) имеющее право на участие в конкурсном отборе, в том числе:
г) глава и члены хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет;
п) строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки;
с) глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Таким образом, довод Федотова о незаконности требования п.п. "с" п. 2 извещения, предусматривающего требование того, что глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, необоснован, поскольку данное требование установлено требованиями федерального законодательства (Приказ Минсельхоза России N 473 от 26.11.2014 г.).
Довод о том, что п.п. "г" и "п" противоречат друг другу, также является необоснованным, поскольку п.п. "г" устанавливает круг лиц, получивших либо не получавших ранее грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского ) хозяйства, а п.п. "п" предусматривает строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки.
Правительством Российской Федерации, 28 февраля 2012 года принято постановление N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой помощи при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
Пунктом 3, вышеуказанных Правил_, установлено, что максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта в размере, превышающем 21,6 млн. рублей, то финансовое обеспечение выплаты гранта в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165, установлено, что размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств фермера и его плана расходов в целях, указанных в подпункте "в" пункта 2 Правил.
Таким образом, требование п.п. "Ш" п. 3 извещения, предусматривающего письменное подтверждение того, что крестьянское (фермерское) хозяйство имеет денежные средства для обеспечения не менее 40 % затрат на развитие семейной животноводческой фермы, указанных в плане расходов, является законным и основанным на требованиях, установленных Постановлением Правительства РФ N 165 от 28.02.2012 г.
На рассмотрении жалобы представители организатора торгов пояснили, что документ определенный п.п. "Ш" имеет характер, направленный на подтверждение согласия (намерения) лица вложить собственные денежные средства в размере не менее чем 40%, а не на подтверждение наличия денежных средств в размере 40% от гранта.
В связи с изложенным, организатор торгов не устанавливает требование о необходимости предоставления выписки со счета.
Таким образом, в случае обращения Федотова В.Ф. в Министерство сельского хозяйства Иркутской области за разъяснение конкурсной документации, организатором торгов было бы разъяснено подателю жалобы значение п.п. "Ш" извещения.
Комиссией установлено, что непредоставление сведений, установленных п. "Ш" извещения, не послужило основанием для отказа Федотову В.Ф. к участию в конкурсном отборе.
Довод об отсутствии в извещении требования о том, что заявка должна содержать копии форм отчетности N 1-КФХ и N 2-КФХ, утвержденных приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за каждый год осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, но не более пяти лет, предшествующих году подачи заявки для участия в конкурсном отборе, предусмотрено п.п. "М" п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства Иркутской области N 254-пп, и продублировано в пункте "Л" извещения, опубликованного на официальном сайте организатора торгов и печатном издании "Областная".
Требования, установленные организатором торгов к участникам конкурса, соответствуют требованиям Постановления Правительства Иркутской области N 254-пп. и нормам действующего федерального законодательства, определяющего порядок и требования по отбору семейных животноводческих ферм.
Согласно распоряжению от 06.05.2015 г. N 58-мр, на участие поступило 22 заявки, 11 из них допущены к участию в конкурсе. Оставшиеся участники к участию в конкурсе, в том числе податель жалобы, не были допущены.
Основанием для отказа Федотову к участию в конкурсе послужило несоответствие подателя жалобы, установленным критериям и условиям отбора, а именно: по сведениям налоговой службы Федотов В.Ф. является учредителем коммерческой организации -ООО "Виктория Байкальская".
Кроме того, к заявке Федотова в нарушение п.п. "Л" извещения не приложены отчеты 1-КФХ и 2 -КФХ за 2014 г.
Вышеуказанные отчеты представлены организатору торгов в дополнение к заявке 23.04.2015 г., за пределами срока окончания подачи заявок (22.04.2015 г).
Довод подателя жалобы о том, что организатором торгов нарушен п. 2 части 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, признан не состоятельным, поскольку отказ Министерства сельского хозяйства Иркутской области в принятии представленных Федотовым В.Ф. отчетов 1-КФХ и 2-КФХ за 2014 г., за пределами срока окончания заявок, являются правомерными, не предоставляют преимущества иным участникам конкурса и не нарушают их права и законные интересы, в том числе права и законные интересы заявителя.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что отбор участников конкурса и проведение конкурса, состоялось 06.05.2015 г., в то время как, в извещении указано 05.05.2015 г.
В соответствии с письменными пояснениями, отбор участников конкурса и проведение конкурса 06.05.2015 г., обусловлено отсутствием затребованной информации с налогового органа об участниках конкурса.
Комиссией УФАС по Иркутской области установлено, что распоряжением Министерства сельского хозяйства Иркутской области 06.05.2015 г. утвержден протокол заседания конкурсной по проведению конкурсного отбора.
7 мая 2015 года с 4 победителями конкурсного отбора заключены соглашения о предоставлении грантов.
Пунктом 12 Положения, утв. постановлением Правительства Иркутской области N 254-пп, установлено, что при вынесении решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе министерство не позднее 3 рабочих дней со дня принятия данного решения направляет его заявителю через организации почтовой связи заказным письмом с уведомлением.
Письмом от 08.05.2015 г., не позднее 3 рабочих дней со дня принятия данного решения, организатор торгов известил Федотова В.Ф. об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе на право получения грантов.
Комиссией установлено, что действия организатора торгов, в связи с отбором участников конкурса и проведением конкурса 06.05.2015 г. не привело к нарушению прав и законных интересов участников конкурса, в том числе подателя жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия, решила:
Признать жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федотова В.Ф. на действия организатора открытого конкурса - Министерства сельского хозяйства Иркутской области при проведении конкурса среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм, необоснованной.
Копию решения направить в адрес:
- Министерства сельского хозяйства Иркутской области;
-главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федотова В.Ф.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 мая 2015 г. N 219
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016