Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 35 (опубликовано 18 мая 2015 г.)
Изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
- К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
- С.М. Кумратова - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.Ю. Салпагаровой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
с участием:
- представителей ответчика - Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" - ФИО, ФИО,
рассмотрев дело N 35 по признакам нарушения Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (369000,КЧР, г. Черкесск, ул., д. 19) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов действия, ограничивающих конкуренцию, установила:
В период с 10.02.2015 года по 01.05.2015 года на основании приказа N. от 30.01.2015 года УФАС по КЧР была проведена плановая выездная проверка Карачаево-Черкесского Республиканского государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (далее - КЧРГУП "Теплоэнерго").
В ходе контрольного мероприятия инспекцией было выявлено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов (акт проверки N. от 30.04.2015 года).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководителем УФАС по КЧР было дано согласие на возбуждение дела по признакам нарушения КЧРГУП "Теплоэнерго" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". 04.06.2015 года Приказом N. было возбуждено настоящее дело. Определением от 04.06.2015 года дело N. назначено к рассмотрению.
В своих письменных возражениях на акт проверки и устных пояснениях по делу представители ответчика сообщили о том, что при проведении указанного открытого конкурса Предприятие руководствовалось требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и принципами открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции. Представители ответчика также указывают на то, что Предприятие обращалось в ФАС России за разъяснением о законности заключения договоров на поставку нефтепродуктов с одним или несколькими поставщиками, из которого следует, что ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров в Законе о закупках не содержится. Полагают, что нарушений антимонопольного законодательства КЧРГУП "Теплоэнерго" не допущено.
Исследовав доводы возражений и письменные доказательства по делу Комиссия УФАС по КЧР приходит к следующему.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими права закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Исходя из части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд КЧРГУП "Теплоэнерго" (далее - Положение о закупках) размещено на официальном сайте закупок в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru). Данным документом установлены способы закупок Предприятием: конкурс, аукцион, запрос предложений, закупка из одного (единственного) источника и иные.
В приведенных в Положении о закупках терминах и определениях под закупкой у одного (единственного) источника понимается способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений.
В пункте 1.2. главы 8 Положения КЧРГУП "Теплоэнерго" установлены случаи, при которых допускается применение данного способа закупок, к их числу относится - признание конкурентной процедуры закупки несостоявшейся (подпункт 1.2.4. гл. 8 Положения).
По материалам дела комиссией установлено, что 30.07.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках размещено извещение о проведении открытого конкурса под N. по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочный марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП "Теплоэнерго" на отопительный сезон 2014-2015 гг.
Конкурс проводился в соответствии с главой N 4 Положения о закупках (л.д. 17).
Из плана закупок КЧРГУП "Теплоэнерго" на 2015 год, конкурсной документации следует, что предметом закупки являлись два лота: поставка мазута М-100 (в количестве 3701 тн.) и поставка печного бытового топлива (в количестве 2481 тн.).
В протоколе вскрытия конвертов с заявками N. от 20.08.2014 года обозначено, что до окончания указанного в извещении о проведении открытого конкурса срока не поступило ни одной заявки. Действуя в рамках пункта 3.7. главы N 4 Положения, комиссия по закупкам Предприятия приняла решение о признании открытого конкурса несостоявшимся и заключении договора с применением процедуры закупки из одного (единственного) источника.
Между тем, при наличии, вытекающего из Положения о закупке, права на самостоятельное определение способа закупки, в том числе права применения процедуры закупки из одного (единственного) источника, в Положении о закупках КЧРГУП "Теплоэнерго" не установлен сам порядок проведения вышеуказанной процедуры, а имеется лишь перечень оснований (условий), дающих право на ее осуществление.
Применяя неконкурентную процедуру, заказчик должен обосновать правомерность своей позиции по выбору поставщика.
Как справедливо указано в разъяснении ФАС России, оформленном письмом NАЦ/28097/14 от 14.07.2014 года (л.д. 125-127), в Законе о закупках отсутствуют какие-либо ограничения по сумме договоров, заключаемых по итогам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного Положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективное расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В результате спорной закупки были заключены договоры поставки нефтепродуктов с девятью хозяйствующими субъектами: ООО "В." (договор N. от 23.09.2014 года), ООО "А." (договор N. от 09.10.2015 года), ООО "Р." (договор N. от 13.10.2014 года), ООО "А." (договор N. от 14.10.2014 года), ООО "Н." (договор N. от 15.10.2014 года), ООО "И." (договор N. от 21.10.2014 года), ЗАО "П." (договор N. от 23.10.2014 года), ООО "А." (договор N. от 10.11.2014 года), ООО "С." (договор N. от 08.12.2014 года).
Данные соглашения имеют идентичный предмет закупки, лежат в одном временном интервале, что является нарушением вышеуказанных принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничения конкуренции, и противоречит целям регулирования Закона о закупках.
В материалах дела отсутствуют доказательства, а представители КЧРГУП "Теплоэнерго" не отрицают, что ответчиком не было произведено ни одного юридически значимого действия (направление оферты, запроса предложений, получение отказа поставщиков от поставки всего объема товара и т.д.), совершение которого повлекло бы за собой возникновение правоотношений с одним (единственным) поставщиком на весь испрашиваемый объем продукции.
Довод представителей ответчика о том, что КЧРГУП "Теплоэнерго" были предприняты все возможные меры по поиску поставщика нефтепродуктов на весь объем закупки, Комиссией также отклоняется как необоснованный.
Документально ничем не подтверждается также довод представителей ответчика о том, что конкурсная документация была сформирована с учетом наличия поставщиков, способных обеспечить поставку всего необходимого объема нефтепродуктов.
Поскольку, финансово-хозяйственная деятельность Предприятия, отраженная в договорах поставки нефтепродуктов за 2012-2013 годы, свидетельствует о том, что вышеуказанные хозяйствующие субъекты ранее осуществляли поставку нефтепродуктов. Следовательно, КЧРГУП "Теплоэнерго" осведомлено о том, что многие поставщики товаров не могут поставить весь требуемый согласно техническому заданию объем, но при этом многие поставщики имеют возможность поставить часть требуемой продукции.
В случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников конкурса увеличивается, что способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие поставщиков.
Выставленное предприятием-заказчиком требование к количеству поставляемого товара повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие и обеспечить поставку необходимого объема товаров, и, как следствие, создало условия для ограничения конкуренции при проведении конкурсного мероприятия.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, проведение спорной закупки свидетельствует об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке данного товара и заключении договора поставки по максимальной цене,
При проведении открытого конкурса по отбору поставщика нефтепродуктов (мазут топочной марки М-100, печное топливо) для нужд котельных КЧРГУП "Теплоэнерго" под N. - нарушены нормы части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив материалы дела, устные пояснения лиц, участвующих в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении открытого конкурса на право поставки нефтепродуктов ответчиком совершены действия, ограничивающие конкуренцию, запрет на которые установлен частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по КЧР, решила:
1. Признать Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Карачаево-Черкесскому Республиканскому государственному унитарному предприятию предписание впредь при проведении закупки у одного (единственного) поставщика руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии
Члены Комиссии С.М. Кумратов
А.Ю. Салпагарова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 35 (опубликовано 18 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016