Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/6929
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее - Комиссия):
<_>
в присутствии представителей государственного заказчика - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Ковылина С.В. (доверенность N34 от 28.04.2015 г.), Раковой Т.А. (доверенность N3 от 12.01.2015 г.), в отсутствие представителя заявителя ООО "Экспоторг ЛТД", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе жалобу ООО "Экспоторг ЛТД" на действия государственного заказчика - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении электронного аукциона N 0211100000115000061 на предмет: "Выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0211100000115000061 на предмет: "Выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.04.2015 года.
Государственный заказчик - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 109.29 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, вышеуказанная закупка приводит к ограничению количества участников закупки ввиду объединения в один лот различных средств реабилитации.
Изучив материалы, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе, обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно частям 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, а также включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации (далее - ТСР).
Согласно пункту 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства России от 30.12.2005 N 2347-р (далее - федеральный перечень), инвалидам предоставляются протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 ГОСТ Р ИСО 8549-1-2011 "Протезирование и ортезирование. Словарь. Часть 1. Общие термины, относящиеся к наружным протезам конечностей и ортезам" (далее - ГОСТ) протез; протезное устройство - это наружное устройство, используемое для замены полностью или частично отсутствующего(их) или неполноценного(ых) [недоразвитого(ых)] сегмента(ов) конечности. Протезное устройство включает в себя любое устройство, заменяющее части человеческого тела для структурных или функциональных целей.
Согласно подпункту 2.1.2 ГОСТ ортез; ортопедическое устройство - это наружное устройство, используемое для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной систем.
Данное устройство предназначено для разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций поврежденного сустава или конечности (например, корсеты, бандажи, аппараты), применяется при нестабильности связочного аппарата суставах, травмах при занятиях спортом, артрозе и артрите суставов, а также в послеоперационный период.
Согласно Закону о защите инвалидов предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении нуждаемости инвалида в ТСР, входящих в федеральный перечень, руководствуются приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 65н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" из которого, в частности, следует.
Корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Аппаратами ортопедическими и туторами обеспечиваются инвалиды при стойких выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций верхней или нижней конечности вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Бандажами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; паховые грыжи.
Из изложенного следует, что медицинские показания (назначение) и функциональные характеристики указанных ТСР различны.
Таким образом, принадлежность товаров к одному классификационному коду не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара.
В техническом задании аукционной документации установлены требования по изготовлению ортезов, а именно: аппаратов, туторов, корсетов и послеоперационных бандажей.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Из определений следует, что не взаимозаменяемые товары образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в торгах производителей (или их представителей) определенных видов ТСР при объединении в один лот рассматриваемых товаров будет затруднительным, поскольку потребует приобретения товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа и закупке товара по начальной (максимальной) цене.
Каждое ТСР, как медицинское изделие, имеет показания к применению и определенное назначение под разные категории инвалидов. В связи с указанным следует, что потребители, которым установлено обеспечение одним видом ТСР, не смогут удовлетворить свои потребности в ином виде ТСР в полной мере, с учетом возраста, трудовой деятельности, физической нагрузки и прочее.
Представителями государственного заказчика на заседании Комиссии были даны пояснения со ссылкой на письмо ФАС России от 17.10.2014 N ИА/42194/14 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации", в котором в качестве положительного примера по объединению в один лот различных ТСР была представлена закупка с номером извещения 0211100000113000167, проводимая ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Согласно техническому заданию по аукциону с номером извещения 0211100000113000167, объектом закупки являлись лишь корсеты и бандажы. Как было указано выше, данные товары обеспечивают инвалидов при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Вместе с тем, объектом закупки, оспариваемой заявителем, наряду с корсетами и бандажами, являются также аппараты и туторы.
На основании изложенного и положений Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, Закона о защите инвалидов закупка ТСР осуществляется с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты на закупку протезов, бандажей, корсетов и реклинаторов, ортопедических аппаратов и туторов, комплектов для протезирования женщин после мастэктомии (экзопротез молочной железы, чехол для экзопротеза молочной железы и бюстгальтер для экзопротеза молочной железы).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что объединение заказчиками в один лот указанных ТСР в различных сочетаниях между собой может привести к ограничению количества участников закупок и иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Исходя из вышеуказанного, государственным заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Экспоторг ЛТД" на действия государственного заказчика - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении электронного аукциона N 0211100000115000061 на предмет: "Выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обоснованной.
2. Признать действия государственного заказчика - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать государственному заказчику - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/6929
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016