Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 12 мая 2015 г. N 7
Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2015
Решение в полном объеме изготовлено 12.05.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - врио руководителя управления Л.А. Черкашина,
члены комиссии: - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,
- специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной
конкуренции Е.А. Высочина,
рассмотрев дело N 7, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения п.8 ст.7 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" Индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>),
в присутствии
а, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_>
в отсутствие заинтересованного лица - <_> установила:
05.02.2015 с внешней стороны остановочного комплекса, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Гагарина (остановка общественного транспорта "Быханов сад") распространялись рекламы следующего содержания: "СИГАРЕТЫ по оптовым ценам ТАБАК КАЛЬЯН ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ СУВЕНИРНЫЕ ЗАЖИГАЛКИ" и "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ".
Факт распространения вышеуказанных реклам зафиксирован специалистами Липецкого УФАС России фотоаппаратом марки "Canon PowerShot SX130 IS" и отражен в актах осмотра рекламных конструкций от 05.02.2015.
19.02.2015 в ответ на запрос антимонопольного органа департамент экономического развития администрации города Липецка представил информацию о лицах, осуществляющих розничную торговлю табачными изделиями.
Так, согласно представленной информации в киоске в остановочном комплексе N К-4511, расположенном по адресу: остановка общественного транспорта "Быханов сад" осуществляет розничную торговлю табачными изделиями ИП <_> В киоске в остановочном комплексе N К-4513, расположенном по адресу: остановка общественного транспорта "Быханов сад" осуществляет розничную торговлю табачными изделиями ИП <_>
26.03.2015 Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации N1655-04 в адрес ИП <_>
26.03.2015 Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации N 1654-04 в адрес ИП <_>
30.03.2015 <_> представил копию договора аренды нежилого помещения от 02.01.2015. В соответствии с указанным договором <_> предоставляет <_> нежилое помещение N7 (навес для пассажиров с объектами мелкорозничной торговли), расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Гагарина, площадью 6,6 кв. м. для продажи продовольственных товаров на срок с 02.01.2015 по 31.12.2015.
01.04.2015 антимонопольный орган направил в адрес ИП <_> запрос о предоставлении информации N 1770-04.
В ответ на запросы Липецкого УФАС России ИП <_> сообщила, что на момент заключения договора аренды с <_> реклама на киоске уже была размещена, поэтому документы по изготовлению и размещению рекламы "СИГАРЕТЫ по оптовым ценам ТАБАК КАЛЬЯН ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ СУВЕНИРНЫЕ ЗАЖИГАЛКИ" представить не может.
Рекламу следующего содержания: "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ" ИП <_> изготавливала сама, ни в какую рекламную службу не обращалась.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" гласит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектами рекламирования в рекламе "СИГАРЕТЫ по оптовым ценам ТАБАК КАЛЬЯН ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ СУВЕНИРНЫЕ ЗАЖИГАЛКИ" являются: табак, кальян, электронные сигареты, сувенирные зажигалки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектами рекламирования в рекламе "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ" являются: табак, шоколад, газированная вода, чай, кофе, печенье.
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствие со ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;
е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;
2) спонсорство табака.
2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.
3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.
4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.
5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно п.8. ст.7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, т.е. Индивидуальный предприниматель <_>
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, т.е. Индивидуальный предприниматель <_>
В соответствии с указанными выше фактами рекламы следующего содержания: "СИГАРЕТЫ по оптовым ценам ТАБАК КАЛЬЯН ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ СУВЕНИРНЫЕ ЗАЖИГАЛКИ" и "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ" содержат признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", т.к. не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Определением о возбуждении дела N 7 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе дело было назначено к рассмотрению на 23.04.2015 года на 12 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела N 7, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссией Липецкого УФАС России было установлено, что в витрине киоска N К-4513 ("СИГАРЕТЫ по оптовым ценам") рядом с продуктами питания выставлены кальяны. Витрина указанного киоска выполнена из стекла, поэтому товары, выставленные к продаже направлены для привлечения внимания неопределенного круга лиц.
На рассмотрении дела N 7, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 23.04.2015 <_> пояснила, рекламу киоска "ОГОНЁК" (в остановочном комплексе N К-4511), расположенную по адресу: остановка общественного транспорта "Быханов сад" следующего содержания: "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ" изготовила и установила самостоятельно.
В настоящее время указанные рекламы ИП <_> не распространяются, о чем свидетельствуют фотографии, представленные Комиссии Липецкого УФАС России.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы следующего содержания: "СИГАРЕТЫ по оптовым ценам ТАБАК КАЛЬЯН ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ СУВЕНИРНЫЕ ЗАЖИГАЛКИ" и "ОГОНЁК ТАБАК ШОКОЛАД ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА ЧАЙ, КОФЕ ПЕЧЕНЬЕ", распространяемые 05.02.2015 Индивидуальным предпринимателем <_> которые содержат нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" т.к. не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
2. Не выдавать ИП <_> предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 мая 2015 г. N 7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016