Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 2474/02 (опубликовано 15 мая 2015 г.)
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Письмом Общество от 07.05.2015 N 13/2290 пояснило, что согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" работы по техническому обслуживанию наружных газопроводов не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию.
При формировании стоимости вышеуказанных услуг Общество руководствуется "Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанным головным научно-исследовательским и проектным институтом "Гипрониигаз" и утвержденным ОАО "Росгазификация" 20.06.2001 и методическими указаниями по использованию данного прейскуранта в части методики расчета цен.
Стоимость технического обслуживания зависит от протяженности газопроводов, давления (среднее, низкое), материала (сталь, полиэтилен), способа прокладки (надземный, подземный), наличия пунктов редуцирования газа, количества и типа отключающих устройств, состава газоиспользующего оборудования.
В связи с изложенным стоимость технического обслуживания в различных населенных пунктах и по различным адресам правомерно различается.
Объемы работ определяются согласно данным строительных паспортов, предоставляемых строительно-монтажной организацией в объеме исполнительно-технической документации при сдаче законченного строительством объекта газификации жилого дома.
Начисление платы за техническое обслуживание осуществляется на основании заключенных договоров в соответствии с объемами выполняемых работ, периодичностью обслуживания и утвержденными расценками на все виды работ.
Обществом представлены строительные паспорта подземного (надземного) газопровода (газового ввода) по адресам вышеуказанных граждан, в которых отражены коммуникации и их характеристики (протяженность подземного и надземного участка, диаметр), и у каждого собственника эти характеристики разные, что и влияет на стоимость обслуживания.
Договор на техническое обслуживание заключается с фактическим собственником такого газопровода, который подал заявку на его строительство по указанному адресу и на последующее заключение договора на техническое обслуживание.
Управлением проанализированы расчеты затрат на техническое обслуживание газопровода. В составе расходов, предусмотренных расчетами Общества, Управлением не выявлены затраты, не относящиеся к техническому обслуживанию газопровода, все расходы на выполнение и реализацию данной работы (услуги) не превышают необходимых затрат Общества.
Доказательства того, что применяемые Обществом цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию газопровода превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, отсутствуют. Из чего следует, что указанные тарифы (цены) не являются монопольно высокими.
Кроме того, Обществом представлены доказательства ежеквартального обхода подземных газопроводов высокого, среднего, низкого давления, эксплуатируемых Окуловским газовым участком на 2013 г., 2014 г., 2015 г. природный газ, а именно датированные рапорта обходчика трасс газопроводов по адресам вышеуказанным заявителей, что подтверждает выполнение Обществом указанных услуг.
Исходя из вышеизложенного, Управлением сделан обоснованный вывод, что признаков нарушения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом - Обществом - части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в частности, установления монопольно высокой цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию газопроводов в г. Окуловка Новгородской области, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства заявителям отказать в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород".
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 2474/02 (опубликовано 15 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016