Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-05/6343 (опубликовано 15 мая 2015 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев материалы о нарушении индивидуальным предпринимателем <_> (420059, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, 20; ИНН 165900594501) статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N36-ФЗ, в отсутствие ИП <_> или его представителя по доверенности, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" (далее также - заявитель) на действия ИП <_>
1) В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы, на основании материалов и документов, представленных заявителем и ИП <_> Управлением установлено, что ИП <_> владеет на законном основании и осуществляет содержание (эксплуатацию) следующих объектов электросетевого хозяйства:
- трансформаторная подстанция ТП-1824 РУ-0,4 кВ, расположенная по адресу: г.Казань, ул.Оренбургский тракт, 20;
- электрические сети АВ55ШВ 3х15 - 512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания N20 по Оренбургскому тракту.
С использованием вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства осуществляется электроснабжение нежилых помещений N1-21, расположенных по адресу: г.Казань, Оренбургский тракт, N20, принадлежащих ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество".
Договором Nб/н от 16.11.2013 на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, заключенным между ИП <_> и ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" (далее также - Договор пользования) предусмотрено, что ИП <_> предоставляет ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" в пользование электрические сети: АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания N20 по Оренбургскому тракту и трансформаторную подстанцию ТП-1824. В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора пользования, ИП <_> несет бремя содержания объектов инфраструктуры, в том числе указанных электрических сетей и ТП.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора пользования, предусмотрено, что стоимость пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом, в том числе электрическими сетями и ТП, определяется согласно калькуляции и сметой, предоставляемой ИП <_> Согласно калькуляции на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, прилагаемой к Договору пользования размер платы за пользование электрическими сетями: АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания N20 по Оренбургскому тракту и ТП-1824 составляет 10% от суммы услуг электроснабжения, определяемой по показаниям приборов учета. В примечаниях к вышеуказанной калькуляции указана расшифровка услуги пользования электрическими сетями, а именно: "передача электрической энергии, профилактика и эксплуатация".
Договором Nб/н от 01.08.2014 г. на передачу электрической энергии, заключенным между ИП <_> и ООО "Ял" предусмотрено, что в целях поддержания работоспособности инженерных коммуникаций электроснабжения, ООО "Ял" ежемесячно перечисляет ИП <_> 10% от общей стоимости потребленной обществом электроэнергии в месяц (пункт 3.4 договора).
Так, для возмещения затрат по содержанию (пользованию) объектами электросетевого хозяйства (эл.сети: АВ55ШВ 3х15-512 метров; ТП-1824), ИП <_> в период 2014 года и за январь-февраль 2015 года ежемесячно предъявляло ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" к оплате следующие суммы: январь 2014 года - 58,62 руб.; февраль 2014 года - 56,11 руб.; март 2014 года - 66,13 руб.; апрель 2014 года - 56,61 руб., май 2014 года - 47,09 руб.; июнь 2014 года - 47,09 руб.; июль 2014 года - 57,11 руб.; август 2014 года - 56,11 руб.; сентябрь 2014 года - 55,61 руб.; октябрь 2014 года - 58,12 руб.; ноябрь 2014 года - 47,60 руб.; декабрь 2014 года - 50,60 руб.; январь 2015 года - 41,08 руб., что подтверждается счетами на оплату N120 от 31.01.2014, N339 от 04.03.2014, N361 от 09.04.2014, N553 от 5.05.2014, N644 от 5.06.2014, N747 от 8.07.2014, N853 от 4.08.2014, N968 от 5.09.2014, N1013 от 9.10.2014, N1206 от 13.11.2014, N1337 от 9.12.2014, N1467 от 31.12.2014, N122 от 6.02.2015.
Оплаты, произведенные ООО "Ял" ИП <_> по поддержанию работоспособности инженерных коммуникаций электроснабжения по договору Nб/н от 01.08.2014 г. на передачу электрической энергии, подтверждаются платежными поручениями N33 от 05.11.2014, N66 от 02.12.2014.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N20-э/2, а также нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере электроэнергетики установлено, что расходы на содержание, обслуживание и ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии и являются его составной частью.
Таким образом, ИП <_> владея объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется передача электрической энергии, и вместе с этим компенсируя свои расходы на содержание, обслуживание и ремонт указанных объектов электорсетевого хозяйства в рамках гражданско-правовых договоров (договор Nб/н от 16.11.2013 на снабжение электрической энергией, договор пользования Nб/н от 16.11.2013, договор на передачу электрической энергии Nб/н от 01.08.2014), фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии.
2) Управлением установлено, что между ИП <_> и ОАО "Татэнергосбыт" (гарантирующий поставщик), в целях снабжения электрической энергией объектов ИП <_> заключен договор энергоснабжения N85133 Э от 01 февраля 2014 года.
Вместе с тем, между ИП <_> и ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" заключен договор Nб/н от 16.11.2013 на снабжение электрической энергией (далее также - договор на снабжение электрической энергии). Согласно пункту 1 данного договора ИП <_> снабжает ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" электрической энергией в количестве, определяемом по показаниям приборов учета. Пунктом 3.1 договора, предусмотрено, что стоимость одного кв.час электрической энергии устанавливается согласно тарифам, выставляемым за данную услугу Казанским городским отделением предприятия "Энергосбыт" ОАО "Татэнерго".
Аналогичные условия, касающиеся электроснабжения предусмотрены заключенным между ИП <_> и ООО "Ял" договором Nб/н от 01.08.2014 г. на передачу электрической энергии,. Согласно пункту 1.1 данного договора ИП <_> снабжает ООО "Ял" электрической энергией в количестве, определяемом по показаниям приборов учета. Пунктом 3.1 договора, предусмотрено, что стоимость одного кв.час электрической энергии устанавливается согласно тарифам, выставляемым за данную услугу Казанским городским отделением предприятия "Энергосбыт" ОАО "Татэнерго".
Договоры электроснабжения, заключенные обществом ООО "Ял", обществом ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" с гарантирующим поставщиком (ОАО "Татэнергосбыт") отсутствуют.
Комиссией установлено, что в период 2014 года и январь-февраль 2015 года ООО "Поволжское Бухгалтерское Общество" оплатило ИП <_> за поставленную электрическую энергию по договору Nб/н от 16.11.2013 на снабжение электрической энергией следующие суммы: январь 2014 года - 586,17 руб.; февраль 2014 года - 581,12 руб.; март 2014 года - 661,32 руб.; апрель 2014 года - 536,07 руб., май 2014 года - 470,94 руб.; июнь 2014 года - 470,94 руб.; июль 2014 года - 571,14 руб.; август 2014 года - 561,12 руб.; сентябрь 2014 года - 556,11 руб.; октябрь 2014 года - 581,16 руб.; ноябрь 2014 года - 475,95 руб.; декабрь 2014 года - 506,01 руб.; январь 2015 года - 410,82 руб., что подтверждается счетами на оплату N120 от 31.01.2014, N339 от 04.03.2014, N361 от 09.04.2014, N553 от 5.05.2014, N644 от 5.06.2014, N747 от 8.07.2014, N853 от 4.08.2014, N968 от 5.09.2014, N1013 от 9.10.2014, N1206 от 13.11.2014, N1337 от 9.12.2014, N1467 от 31.12.2014, N122 от 6.02.2015 и соответствующими платежными поручениями.
Оплаты, произведенные ООО "Ял" за поставленную ИП <_> электрическую энергию по договору Nб/н от 01.08.2014 г., подтверждаются платежными поручениями N368 от 03.09.2014, N366 от 03.09.2014, N364 от 03.09.2014, N20 от 27.10.2014, N404 от 02.10.2014, N63 от 25.11.2014, N108 от 30.12.2014.
Таким образом, Комиссия установила, что ИП <_> владея объектами электросетевого хозяйства и оказывая услуги по передаче электрической энергии, одновременно осуществляет детальность по купле-продаже электрической энергией.
Согласно абз.6 статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В абз.7 статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. указано, что в целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В абз.8 статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. предусмотрено, что требования статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на:
- хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;
- территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;
- эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.
Как следует из рассматриваемых Комиссией материалов и установленных обстоятельств, исключения о допустимости не разделения по видам деятельности, указанные в абз.13 статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. на ИП <_> не распространяются.
Следовательно, наличие у ИП <_> в собственности объектов электросетевого хозяйства и оказание им услуг по передаче электрической энергии, и одновременно с этим осуществление ИП <_> деятельности по купле-продаже электрической энергии, является нарушением статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г.
В соответствии с абз.9 статьи 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов в случае, если они не обеспечили выполнение установленных статьей 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. требований в указанные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов осуществляется антимонопольным органом.
При этом необходимо отметить, что ИП <_> не предпринял никаких мер по соблюдению запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Для приведения своей хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, ИП <_> имеет возможность прекратить деятельность по купле-продаже электрической энергии. Осуществление данных действий необходимо выполнять в соответствии с процедурой, регламентированной пунктами 14-26 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442.
Пунктами 14-26 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" определен порядок принятия на обслуживание потребителей гарантирующим поставщиком при принятии энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией решения о прекращении ею деятельности по продаже электрической энергии (мощности) потребителям. При этом указанная организация обязана осуществить ряд действий направленных на принятие гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, которые до этого момента имели договора энергоснабжения с указанной организацией. Схема электроснабжения, в данном случае не изменяется и ограничение режима потребления электрической энергией потребителям не производится.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 г. N628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2004 г. N331", Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Указанные нормы соответствуют статье 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения гражданина в правоспособности заниматься предпринимательской деятельностью в случаях и в порядке, установленных законом.
Руководствуясь статьей 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. N628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2004 г. N331, Комиссия решила
1. Признать индивидуального предпринимателя <_> нарушившим статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
2. Передать настоящее решение и материалы о нарушении индивидуальным предпринимателем <_> статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в соответствующее подразделение Татарстанского УФАС России для подготовки и подачи искового заявления в арбитражный суд с требованием о прекращении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-05/6343 (опубликовано 15 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016